Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛИНА КОСТЕНКО
Жизненный и творческий путь Лины Костенко




ПЛАН

1. Жизненный и творческий путь Лины Костенко.

2. Сочинение - Маруся Чурай.

3. Характеристика сборника "Бузиновый царь".

 
В литературу Л. Костенко приходит в післякультівську сутки на волне «хрущевской оттепели» вместе с такими поэтами-«шестидесятниками», как И. Драч, Б. Олейник, Т. Коломиец, В. Симоненко, М. Вінграиовський.

Творческое наследие поэтессы достаточно весомый. Первый сборник «Лучи земли» вышла в 1957 г. На сегодня Л. Костенко автор около десяти поэтических книг, среди которых самые известные: «Путешествие сердца» (1961), «Над берегами вечной реки» (1977), «Неповторимость» (1980), «Сад нетающих скульптур» (1987), «Избранное» (1989) и др. Перу писательницы принадлежит исторический роман в стихах «Маруся Чурай» (1979), за который она удостоена Государственной премии им. Т. Г. Шевченко.

Самобытное творчество Л. Костенко, художника непростой судьбы, бескомпромиссного и смелого, лирического и граждански активного, характеризуется идейно-тематическим и жанровым разнообразием лирических и лиро-эпических произведений, творческими поисками в области формы стиха, строфічної строения.

С 1961 по 1977 год поэтессу не печатали, а подготовленные" в издательстве сборника лирики были рассыпаны. Перед периодом вынужденного молчания выдала три поэтические книги: "Лучи земли" (1957), "Паруса" (1958), "Путешествия сердца" (1961). Уже эти первые три сборника показали, что Лина Костенко есть, рядом с Иваном Драчом, Николаем Винграновским, Дмитрием Павлычко, выдающейся индивидуальностью в украинской поэзии после 1956 г. В частности третий сборник "Путешествия сердца" стала художественным событием 1961 года, на авторские вечера сходились толпы людей, жаждущих настоящей лирики, а не идеологии. "Ее третий сборник имеет принципиальное значение, - писал тогда молодой поэт Василий Симоненко, который позже трагически умер. - Уже самим фактом своего существования она перечеркивает ту тріскучу и плаксивого писанину некоторых наших лириков, своими творениями только загромождают полки магазинов и подрывают доверие читателей к современной поэзии".

Очередная книга "Солнечный интеграл" (1963) была порезана в результате вмешательства цензуры. То же самое постигло и книжку "Княжа Гора" (1972), подготовленную после многих лет молчания. Поэтому в определенном смысле сборник "Над берегами вечной реки" стала в 1977 году как новым дебютом, который сразу вернул Лине Костенко видное место в литературе. С тех пор она опубликовала несколько важных поэтических книг: "Маруся Чурай" (1979), "Неповторимость" (1980), "Сад нетающих скульптур" (1987). Восторженно воспринята читателями книга "Избранное" (1989), изданная тиражом 70 тысяч экземпляров и быстро раскуплена, завещала время больших перемен в Украине. И после активных 70-80-х годов Лина Костенко снова печатает немного, не принимает участия в публичном литературной жизни и дальше остается молчаливым авторитетом современной украинской литературы, которая никак не может выйти вне навыки мышления категориями ушедшей эпохи. Пишет книгу о чернобыльской трагедии.

Уже в дебютной коллекции Лины Костенко "Лучи земли" были очерчены основные лирические мотивы, которым поэтесса осталась верной до сегодня, - история, любовь, традиция, поэтическое слово. Такой диапазон сложился под влиянием переживаний и размышлений разных по своему характеру, но в то же время таких, которые составляют прочный фундамент художественной индивидуальности. Здесь можно найти гражданские настроения, острую обеспокоенность равнодушием мира, уязвимость тонкой человеческой натуры, эпическое переживание истории, склонность к иронии, интерес фольклором, ощущение гармонии с миром

 

Исторический роман "Маруся Чурай"

«Прошло немного времени от выхода книги, а она уже стала раритетом, предметом взволнованных выступлений мастеров слова, о ней сразу же появились отклики в прессе. Так начала свой путь «Маруся Чурай» Лины Костенко» ,- писал в конце 1980 года литературовед Павел Охрименко. Но, как мы уже знаем, на самом деле история с этим произведением начиналась не так легко и радостно. Обвинение внутренних рецензентов, причем упреки даже политического характера, задержали выход романа не меньше, как лет на шесть... Только после специального постановления Президиума правления Союза писателей Украины сочинение был выпущен в 1979 году «Советским писателем».

В основу своего произведения Лина Костенко положила известную едва ли не каждому украинцу, известную во многих странах мира балладу «Ой не ходи, Грицю...».

Ее произведение раскрывает нам богатство человеческих характеров, выношенные концептуально-художественные идеи, предельно строгое, совершенное их выражения в слове, повторю вслед за Михаилом Доленгом - слове классическом. И в то же время «Маруся Чурай» - произведение новаторское как трактовкой самой фигуры народной поэтессы, так и художественными средствами изображения.

В «Маруси Чурай» морально-этическая, социально-этическая линия также резко проорана, но произведение построено по другому принципу. «Л. Костенко легенду проектирует в строгое русло социальных и человеческих взаимоотношений,- отмечает критик,- проверяет исторической реальностью изображаемой эпохи, не смещая временных пластов и не пытаясь истолковать идею, вылущить ее из шкаралущі событий, а давая возможность этой идеи формироваться в этих событиях, просвечиваться сквозь них». Действительно, вызревание художественной идеи в романе «Маруся Чурай» происходит по законам внутренне целесообразной взаимосвязи каждой детали и сохранности произведения.

Лине Костенко удалось создать не просто психологически достоверный портрет Маруси Чурай, но и показать свою героиню причастным к важным событиям периода борьбы украинского народа за независимость в середине XVII века. Сам гетман Хмельницкий

...удивлял безмерно удивлял,-

вот скажи, какая дана ей сила,

чтобы так петь, на такие слова!

 

Впервые мы встречаемся с Марусей на суде...

Но ни слова в оправдание не услышал суд. Исчезла боль, нет страха, в горе растворилось все животворное: «Когда так душу выжгла измена, то уже душа так вроде и не болит». Единственное мучает мысль: по какой причине перевернулся Гриша? Хороший, ласковый, верный, почему он предал? К тому же вроде бы и против своей воли совершил это... Дядя Каким Шибилист по-своему точно объясняет раздвоенность парня:

 

От того кидавсь берега до того.

                                           Любил изобилие и любил песни.

                               Это как, скажем, веровать в бога

                               и продавать душу сатане.

 

Как настоящий художник, Лина Костенко не сразу расставила своих героев отведенных по сюжетной канвой местах, а выписала их в движении, раскрывая сложное взаемопереплетиння развития особистісногоі гражданского.

Песни Марусины, которые не только звучали вчера, поются сегодня, но и пойдут в будущее.

...Чтобы спастись от необычно невыносимой боли, приготовила Маруся Чурай себе горький бокал напитка. Он миновал ее. Но судьба преподнесла еще один бокал горечи, который хоть физически и не спасает уже больную туберкулезом девушку, но оживляет ее душу, что снова открылась навстречу и человеческой беде, и красоте жизни.

         

 
 
Список использованной литературы

 

1.Брюховецький В.С. Лина Костенко. Киев "Днепр" .1990 г.

2.Збірка для детей "Бузиновый царь"

3.Журнал "Расскажите внуку"