Образ Софии Киевской символ духовного достояния украинского
народа (по роману Павла Загребельного "Чудо")
Духовность... Мы знаем, что начинается она с
древних корней нашего рода, нашего народа, о котором весь мир узнал,
слушая волшебный голос Украины в колоколах куполов величественного Софийского собора,
построенного десять веков назад. Стоит он и до сих пор под небом истории как величие
украинского народа, как его мудрость и сила, талант и слава, как символ
духовного единения нации, яквиквіт ее души.
Величественный образ собора, этого необычного чуда,
"что никогда не кончается и не переводится", стал объединяющим центром
романа П. Загребельного "Чудо". София Киевская взволновала
писателя, что уже, казалось, навсегда определил себя как романист современной
темы, современных проблем и форм, заставил еще раз обратиться, но уже с позиции дня
сегодняшнего, к далекой и седой истории. И плодом таланта художника стало произведение,
что поражает своей необычайно неожиданным построением, дерзким совмещаемое с перекрещиванием
времен и эпох, которое бросается в глаза после прочтения уже первых страниц.
И взламываются перед читателем глухие перегородки между
темам современности и истории, разворачиваются разговоры о духовных и нравственных
начала человека, новое и старое в национальном характере, об отношении к
прошлого, преемственность поколений, вечные общечеловеческие вопросы жизни и смерти,
преходящего и вечного. Потому осмысливать историю - то заботиться о будущем.
История народа, по мнению п. загребельного, есть
суммой стремлений, действий и жертв многих поколений, живших в разные периоды на
земли, и поэтому каждый народ имеет на себе печать духовной силы или слабости тех,
кто творил его историю. Романом "Чудо" писатель утверждает, что наши
предки были не только умелыми мастерами, но и людьми высокой духовной культуры. И
это прежде всего пленяет читателя, западает в душу.
Можно ли убежать от красоты, увидев ее хотя бы
раз? - задает автор вопрос. Можно ли ее уничтожить? Нет! И таким незыблемым и
вечным в своем величии и красоте является София. "Этот собор уже с первого дня его
существования, вероятно, мало кто считал за жилье для Бога - он воспринимался как надежный
убежище человеческого духа, здесь сразу задомовився дух гражданства и мудрости тех,
кто выстраивал государственность Киевской Руси, может, потому и боялись обвинений в
богохульстве все те ханы, князья, короли, налетали в разные времена на Киев и в первую очередь
разоряли собор Софии, и каждый пытался стереть его с земной поверхности, но
собор стоял, несхитно, вечно, будто небудований был, а вырос из щедрот
киевской земли, стал ее продолжением, ее громким криком, ее пением, мелодией,
красителем. Чудо!"
И создателем этого чуда стал осиротевший
"роб" Сивоок, который из глубины пущи пробился к людям, увидел красоту
Киева, краски церкви Богородицы, и она, эта красота, пробудила его творческие силы.
Несчастному лісовикові, которому никто никогда "не уступил хотя бы куском хлеба",
хотелось плакать от восторга тем буйно-удивительным миром красок, который он носил
в себе, и не знал об этом, а открыл только сейчас, только здесь, в сизовишневих
безмежжях поющего, сяйливого храма".
Когда же Ярослав Мудрый задумал возвести собор,
который бы имел прославить Киевскую Русь, возвеличить его как могущественного князя,
зодчим стал Сивоок. И это не случайно. Так же он имел талант от Бога, талант, никем
и ничем не испорченный, а лишь примножений увиденным, талант, который шел из глубин народной
мудрости, из неисчерпаемых сокровищниц народного опыта.
И Сивоок-зодчий возводит храм, равного которому не
будет во всем северном полушарии. И прославит это творение, это чудо народ
славянский, его государство - Киевскую Русь навеки. И склонять головы перед этим
произведением души народной друзья и недруги наши, и никто порой не сможет
отрицать самобытность и самостоятельность истокам культуры предков народа
украинского. Не немцы, не гунны нам ее принесли - народ сам заложил ее основы.
Это была неповторимая культура, которой мир еще не видел. Не случайно на замечание князя
Ярослава Мудрого, который, наблюдая за работой Сивоока, сказал: "Необычно
кладешь", тот ответил: "Вот и только искусство, как непривычно... Власти это
не по нраву. Власти милое устоявшееся. А красота только в неодинаковости".
Своим талантом Сивоок создал поэзию в камне -
величественную Софию, которая стала духовным достоянием украинского народа, доказательством
талантливости народных умельцев седой старины.
Чтобы воспроизвести неподвластны времени моральные ценности,
П. Загребельный прибегает к двоплановості в повествовании. Духовные сокровища древности, что
стали вечным источником духовности настоящего, защищает искусствовед двадцатого
века Гордей Отава. Именно он в полемике с немецким профессором Шпурре
отстоял идею первобытности культуры украинского народа, ценой своей жизни сохранив
от хищения фашистами творений древнего гения. И видим мы перекличка между
образами Сивоока и Гордея Отавы, его сына Бориса - продолжателя дела
отца. И ощущаем связь поколений украинского народа, тех, что представляли
его гений в эпоху Киевской Руси, и современников, приумножают этот гений
сегодня. А объединяющей силой между этими поколениями, между эпохами, и не только
прошлыми и сегодняшними, но и будущими, выступает София Киевская.
В то время, когда в Украине идет процесс
государства, пробуждение национального сознания народа, возвращение его к
духовных ценностей предков, София Киевская снова и снова приобретает черты
неоспоримого символа нации. Ее призвание сегодня - объединить народ
украинский вокруг идеи государственности, независимости, соборности Украины, принести
понимание в ряды представителей разных конфессий православия.
Гордились Софией наши предки. То же можем мы
не гордиться этой вечной красотой сегодня, можем не чувствовать тех духовных
утечек, которые идут к нам из неразгаданных секретов ее мозаик и фресок, ее
изящной оправе?
Мы должны этим гордиться. Мы обязаны
впитывать в себя эти духовные истоки, драгоценные достояния прошлых веков, ибо это -
память для нас и наших детей, потому что это дух наших предков, который помогает нам осознать
себя как этнос, проникнуться гордостью за свое величие и выстоять, приумножить достояние
прошлого и передать этот "письмо в вечность" грядущим поколениям.