Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение по украинской литературе

Образ Софии Киевской символ духовного достояния украинского народа (по роману Павла Загребельного "Чудо")

 

Духовность... Мы знаем, что начинается она с древних корней нашего рода, нашего народа, о котором весь мир узнал, слушая волшебный голос Украины в колоколах куполов величественного Софийского собора, построенного десять веков назад. Стоит он и до сих пор под небом истории как величие украинского народа, как его мудрость и сила, талант и слава, как символ духовного единения нации, яквиквіт ее души.

Величественный образ собора, этого необычного чуда, "что никогда не кончается и не переводится", стал объединяющим центром романа П. Загребельного "Чудо". София Киевская взволновала писателя, что уже, казалось, навсегда определил себя как романист современной темы, современных проблем и форм, заставил еще раз обратиться, но уже с позиции дня сегодняшнего, к далекой и седой истории. И плодом таланта художника стало произведение, что поражает своей необычайно неожиданным построением, дерзким совмещаемое с перекрещиванием времен и эпох, которое бросается в глаза после прочтения уже первых страниц.

И взламываются перед читателем глухие перегородки между темам современности и истории, разворачиваются разговоры о духовных и нравственных начала человека, новое и старое в национальном характере, об отношении к прошлого, преемственность поколений, вечные общечеловеческие вопросы жизни и смерти, преходящего и вечного. Потому осмысливать историю - то заботиться о будущем.

История народа, по мнению п. загребельного, есть суммой стремлений, действий и жертв многих поколений, живших в разные периоды на земли, и поэтому каждый народ имеет на себе печать духовной силы или слабости тех, кто творил его историю. Романом "Чудо" писатель утверждает, что наши предки были не только умелыми мастерами, но и людьми высокой духовной культуры. И это прежде всего пленяет читателя, западает в душу.

Можно ли убежать от красоты, увидев ее хотя бы раз? - задает автор вопрос. Можно ли ее уничтожить? Нет! И таким незыблемым и вечным в своем величии и красоте является София. "Этот собор уже с первого дня его существования, вероятно, мало кто считал за жилье для Бога - он воспринимался как надежный убежище человеческого духа, здесь сразу задомовився дух гражданства и мудрости тех, кто выстраивал государственность Киевской Руси, может, потому и боялись обвинений в богохульстве все те ханы, князья, короли, налетали в разные времена на Киев и в первую очередь разоряли собор Софии, и каждый пытался стереть его с земной поверхности, но собор стоял, несхитно, вечно, будто небудований был, а вырос из щедрот киевской земли, стал ее продолжением, ее громким криком, ее пением, мелодией, красителем. Чудо!"

И создателем этого чуда стал осиротевший "роб" Сивоок, который из глубины пущи пробился к людям, увидел красоту Киева, краски церкви Богородицы, и она, эта красота, пробудила его творческие силы. Несчастному лісовикові, которому никто никогда "не уступил хотя бы куском хлеба", хотелось плакать от восторга тем буйно-удивительным миром красок, который он носил в себе, и не знал об этом, а открыл только сейчас, только здесь, в сизовишневих безмежжях поющего, сяйливого храма".

Когда же Ярослав Мудрый задумал возвести собор, который бы имел прославить Киевскую Русь, возвеличить его как могущественного князя, зодчим стал Сивоок. И это не случайно. Так же он имел талант от Бога, талант, никем и ничем не испорченный, а лишь примножений увиденным, талант, который шел из глубин народной мудрости, из неисчерпаемых сокровищниц народного опыта.

И Сивоок-зодчий возводит храм, равного которому не будет во всем северном полушарии. И прославит это творение, это чудо народ славянский, его государство - Киевскую Русь навеки. И склонять головы перед этим произведением души народной друзья и недруги наши, и никто порой не сможет отрицать самобытность и самостоятельность истокам культуры предков народа украинского. Не немцы, не гунны нам ее принесли - народ сам заложил ее основы. Это была неповторимая культура, которой мир еще не видел. Не случайно на замечание князя Ярослава Мудрого, который, наблюдая за работой Сивоока, сказал: "Необычно кладешь", тот ответил: "Вот и только искусство, как непривычно... Власти это не по нраву. Власти милое устоявшееся. А красота только в неодинаковости".

Своим талантом Сивоок создал поэзию в камне - величественную Софию, которая стала духовным достоянием украинского народа, доказательством талантливости народных умельцев седой старины.

Чтобы воспроизвести неподвластны времени моральные ценности, П. Загребельный прибегает к двоплановості в повествовании. Духовные сокровища древности, что стали вечным источником духовности настоящего, защищает искусствовед двадцатого века Гордей Отава. Именно он в полемике с немецким профессором Шпурре отстоял идею первобытности культуры украинского народа, ценой своей жизни сохранив от хищения фашистами творений древнего гения. И видим мы перекличка между образами Сивоока и Гордея Отавы, его сына Бориса - продолжателя дела отца. И ощущаем связь поколений украинского народа, тех, что представляли его гений в эпоху Киевской Руси, и современников, приумножают этот гений сегодня. А объединяющей силой между этими поколениями, между эпохами, и не только прошлыми и сегодняшними, но и будущими, выступает София Киевская.

В то время, когда в Украине идет процесс государства, пробуждение национального сознания народа, возвращение его к духовных ценностей предков, София Киевская снова и снова приобретает черты неоспоримого символа нации. Ее призвание сегодня - объединить народ украинский вокруг идеи государственности, независимости, соборности Украины, принести понимание в ряды представителей разных конфессий православия.

Гордились Софией наши предки. То же можем мы не гордиться этой вечной красотой сегодня, можем не чувствовать тех духовных утечек, которые идут к нам из неразгаданных секретов ее мозаик и фресок, ее изящной оправе?

Мы должны этим гордиться. Мы обязаны впитывать в себя эти духовные истоки, драгоценные достояния прошлых веков, ибо это - память для нас и наших детей, потому что это дух наших предков, который помогает нам осознать себя как этнос, проникнуться гордостью за свое величие и выстоять, приумножить достояние прошлого и передать этот "письмо в вечность" грядущим поколениям.