Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХРЕСТОМАТИЯ
для 9 класса

ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Историко-мемуарная литература

ИВАН ВЕЛИЧКОВСКИЙ

"МЛЕКО, ОД ОВЦІ ПАСТИРУ НАЛЕЖНОЄ, ИЛИ ТРУДЫ ПОЕТИЦЬКІЇ, ВО ЧЕСТЬ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ ДЕВЫ МАРИИ СОСТАВЛЕННІЇ..."

 

Аз млеком питала

Христа в літех имела,

Чистаго младенца

А тварєм первенца.

 

ПРЕДМОВА ДО ЧИТЕЛЬНИКА

 

Считая я, иж многие народове, звлаща в науках обфітуючії, много имеют не только ораторских, но и поетицьких, странноватая а містерне, естественным их языком, од высоких разумов составленних трудолюбій, которими и сами ся радуют, и потомков своих довціпи острять, я, как истинный сын Малороссийской отчизны нашей, с великою скорбью на то сердцем, иж в нашей Малой России до сих время таковых ни от кого типом выданных не осматриваю трудов, с горливості моей ку милой отчизне, призвав Бога и Божию Матку и [святых], замыслил-ем, илэ зможность подлого [довци] пу моего позволяла, нікоторії значнійшії штуки поетицькії русским языком выразить, не с какого языка на русский онії переводя, но собственным трудом моей ново на подобенство инородных составляючи, а нікоторії и целое руськии способы винайдуючи, которыи и другим языком ни ся могут выразить.

Найдовав-ем тоже в штучках иностранных многая оздобнії и містернії штучки, но не на славу Божию, только на марнії сьогосвітнії шутки виданії, из которых я, только способ взяв, ложил-ем труд не ку котором, не дай Бог, тщеславію, но щегульне ку славе Бога славы и славной владычицы нашей Богородицы и присно девы Марии, а на украшение отчизны нашей и утешение малороссийским сыном ее, звлаща к чтению желающим и любомудрим.

Упевняю тоже ласкового [читаем]эля, иж если сии стихи мои скоро [о]йдет, не считая, что ся в кождом за штучка замикаєт, мало, или никакого не однесет пользы. Леч єсли над кождим стишком так ся много забавить, пока зрозумієт, что ся в нем за штучка замикаєт, вельце ся в них закохаєт. Гди же здесь каких-либо простых (которы и простаки составлять могуть) не маш віршов, только штучки поетицькії, которыи любо суть короткії, маленькії, но великую компонуючим их представляют трудность и долгого, пока ся сложим, требуют времени. Суть из них нікоторії, как то рак литеральний и стих чворогранистий, которыи и за месяц ледво ся сложим. Кто [попытка]вьет, определенное ми то признаєт. А прето, пожалуйста[ный ч]ительнику, єсли из них хочешь отнести утешение, долго поймуй их, и єсли бы сия штучка которая сдала быть к поймовання претрудною, слушная вещь, одного и второго призвав, спольне ся домишляти. Гди же все все можем, а дин всего знать не может, кроме всемогущаго Бога, который как дал мни охочо попрацьовати, так и любви твоей да подаст охочо читать и поймовати. В недостойных молитвах моих горячо в трое всемогущую его помощ умоляю.

 

Любви твоей всех благ желатель и бого[молець]

Иоанн В[еличков]ский, недостоин с пресвітеров

 

ЭХО

 

ест стихотворение, в котором, якобы нікоє эхо, то эст одзов,

до каждого стихов конца две силяби, с делах, в удовлетворении необходимым же букв уформованїі, одзиваються

- Что плачеши, Адам? Земнаго ли края?

- Рая.

- Почему в онь не внійдени? Боїш ли ся браны?

- Раны.

- Не можеши ли внійти внутр его побідно?

- Бедно.

- Илы возбранен тебе вход ест херувимы?

- Имы.

- Одкуду диет те ся сицевая досада?

- Из сада.

- Кто те в саду снідь смертную подаде от древа?

- Ева.

- Кто же Еву в том прельсти? Змей ли вертоградський?

- Адский.

- То сієши слезами не без вины поле?

- Оле!

- Одселі вся будеши со трудом стяжати?

- Жать.

- Одселі тебя, чая, смерть возьмет ко гробу?

- Обу.

- То смерти уже находящимся во веки предані?

- Ни.

- Одкуду же жизнь паки начнете взимати?

- Мать.

- Мать, чая, одродить вас, [смерть] Христова?

- [О]ва.

- Плодом ли пречистия матери ожисте?

- Едите.

- В бы и нас спасл тот плод дівия утробы!

- В бы.

 

РАК ЛИТЕРАЛЬНИЙ

 

ест стихотворение, которого буквы, и вспак читаючися,

тот же текст выражают

 

Меня совета на радость Богом мере данна

Анна во дар ибо имя ми обрадованна,

Анна дар и мни син мира данна,

Анна пита мя я иметь панна.

Знай всякий, ас в небе есм чистая нива,

А ведай там я иметь а дева.

Знай о нас [в] небе, чистая ниво,

[О ведай] тамо иметь а дево.

Тебе силной все небо отверзеся же,

О мать великая аки лев и тамо.

Аки лев и тамо в иметь большое

Аки Лот в мать и тамо толика

Лот - из чина святых, ты - с святейших лыка.

Мария в небе и по смерти жива,

А ведай там то иметь а дева..

Аще бы и под морем могл люд пробивать

И там и Иисус им, о дева мать.

От гроба Климентия мощно то познати...

 

РАК СЛОВНИЙ

 

ест стихотворение, которого не буквы, но слова вспак читаются

 

Высоко дева ест вознесенна,

Глубоко яко бяше смиренная.

 

РАК ПРЕКОСЛОВНИЙ

эст стихотворение, которого слова вспак читаючися,

противный текст выражают

 

Бки

Со мной жизнь не страх смерти, Мной жить не умереть.

Ева

Авель

Богу пожру жертву тучну не худую, Многу не малую, благую не злую.

Каин

ЧВОРОГРАНИСТИЙ

 

ест стихотворение, в котором так вздлуж, яко и вширь

еден же текст выражается

 

Мария

Ты

Единственная

Мать

Богу

Сыну

Ты

более

всех

вишньому

возлюбленна

вину

Единственная

всех

надеждо

создателю

ты

предстани

Мать

вишньому

создателю

состояния

пресно

по ны

Богу

возлюбленна

ты

пресно

Дево

зіло

Сыну

вину

предстани

по ны

зіло

смело

 

ЗГОЖАЮЧІЙСЯ

 

ест стихотворение, в котором оби сроки средних слав согласно заживают

Мария без и в рай водит

Ест греха души

Ария полн тот в ад сводит

 

ПОРЯДОЧНЫЙ НЕПОРЯДОК

 

ест стихотворение сложное помішнаного порядке, кто как ся

мает винайдовати, нижей указано ест

 

Отец, сын, утешитель, дщер, матер, невісту,

избра, возлюби, сниска, красную, благую, чистую.

 

Здесь такой порядок мает быть:

 

Отец дщер избра красную,

Сын матер возлюби благую,

Утешитель невісту сниска чистую.

 

ЄДИНОГЛАСНИЙ

 

ест стихотворение, в котором каждая силяба единственной гласной

буквой замыкается, именно сею: О

 

СлОвО плОтОнОснО

МнОгО плОдОнОснО

 

Много плода Бог слово в рай приносит,

Вся тем быша, вся даєт, кто чесомо просит.

 

ЄДИНОПАДЕЖНИЙ

ест стихотворение, на одну каденцию кончаючийся, в котором все стишки

в едно сие имя АННА впадают

Роды, ізбранна

Пречистую, Анна.

В цнотах пространна,

Порока странная,

Сладкая манна,

Чистая панна,

Как нам данна,

Богу осанна.

За корень сей кочках предложенно Анну,

Яко сия ізрасти пречистую деву.

 

АЗБУЧНИЙ

 

ест стих, который каждоє слово ед азбучных букв

порядком азбучним зачинаєт. Не положении тоже

в нем ъ, ы, ь, Ѣ ст.слав е , ибо буквы конечнії а не початковії.

Над то не суть положении и тии:

ξ,Ψ,θ, ибо буквы грецькії, а не руськии

 

Т у т г о в а П р е с в я т о й Б о г о р а д и ц и:

 

Аз Благ Всех Глубина

Дівая Единственная

Живот Зачах Званним

Иисуса Избранним,

Если Человек Мной

На Обед Покой

Райская Собирает,

Туне ОУщедряет.

 

А т у т м о в а н а ш а к о Х р ы с т у:

 

Умне Феникс Христе,

Отче Царю Чистое,

Шествуй Щедротами,

Матерє Мольбами.

 

АКРОСТИХІС

 

ест стих, который краєгранесієм, то ест начальными

буквами, имя сеет МАРИЯ ізображаєт, а до того и буквы,

как то М,А,Р и прочии, что значат, прозвиськом виражаєт

 

Мисліте, мысль імійте, но не мощно знать,

Аз, дева, како могох Господа зачать.

Токмо рцы со верой, всякий христіянине,

Иже вся свідий, Боже, ты віси единственное,

Аз, чистая единственная, дева ношу сына.

 

Таковий стихотворение не может сложиться римским

языком, потому что у них буквы не выражают слав.

 

АКРОСТИХІС ВТОРИЙ,

 

так же краєгранесієм трое же пречесноє имя МАРИЯ

виражаючий, только першії языка в буквам числом

замыкающий, яко то: М значит «четиридесять»,

А - «еден», Г - «сто», и проч.

 

М. деньми землю одождивий

А. тойжде, Мария, Бог Сын твой правдивый.

Г. імат овец, причти к ним и мя, единую,

И. иии со мудрыми представь своем сыну.

Я. любо и не в числе, потому что без числа грешен,

Обаче числа святых да не буду внішний.

 

АКРОСТИХІС ТРЕТИЙ,

в котором не предніми буквами выражается

трое имя МАРИЯ,

как в высших, но встяж в обоих сроках. Разделяется

то же имя на силяби, а по каждой силябі начинается

речь подобною силябою прешедшей силябі,

яко бы каждая силяба, что значит,

толкується

 

МА - иметь блага, РИ - риза драга, Я - яже нас криєт,

МА - слабонервных, РИ - ризонужних, Я - как руно, грієт.

 

МНОГОПРЕМІНИТЕЛЬНИЙ

 

ест стих, который несколько десять разій сменяться может,

яко нижей обачиш. У римлян называется тот стих протеус

 

Яко ниву обильно плоды украшають,

Тако деву красно роды ублажают.

Ниву обильно плоды украшають яко,

Деву красно роды ублажают тако.

Обильно плоды украшають яко ниву,

Красно роды ублажают тако деву.

Плоды украшають яко ниву обильно,

Роды ублажают тако деву красно.

Украшають яко ниву обильно плоды,

Ублажают тако деву красно роды.

Яко плоды обильно ниву украшають,

Тако роды красно деву ублажают.

Ниву украшають обильно плоды яко,

Деву ублажают красно роды тако.

Обильно яко плоды украшають ниву,

Красно тако роды ублажают деву.

Плоды яко ниву украшають обильно,

Роды тако деву ублажают красно.

СТОЛБ

В сем столпе выражаются стихи от двух

силяб вплоть до тринадцати

2. Дева,

чудо

3. всей земли!

Приємлі

4. сею хвалу,

любо малую,

5. труда моєя

во честь твоєя

6. славы составленну,

тебе освященну,

7. юже раб твой принесет

не од мудрая словесе,

8. но от сердца чиста, права,

зане твоя правая слава.

9. Достойно тя никтоже может

восхвалити, всякий не возможет.

10. Ибо слава Твоя вишше всех земных

и наднебесних благоприятных

11. жителей умы, первая по боге

пресно блажима в роде верных мнози.

12. Ты еси столп славы, пречистая дево,

дивнійшеє мира над седьм дивов чудо!

13. Седьм дивов погибоша - твоєя, а мать,

столп крепости вовеки будет находиться.

 

ПРЕСІКАЄМИЙ

 

ест стих, который, єдні имена пресікши,

второй имена посреді их воміщаєт

 

МногАя Из не СУщих Созда сеи твоРенІА

ДаДІм ХеРувИмСькую Поэтому песнь хВАленія.

Имею Миру дать Радость И соДІлоВАти слАдость.

 

ОСТАТНЯЯ ШТУЧКА

Иисуса Христа ВЕЛИЧаймО, я КО Все ест СлАдКИЙ,

знайте.

С несОздАННа отца возсіявий чистое,

ВЕЛИЧаю с маткой тя, ВсеСладКИЙ Христос.

 

АВТОР ЧИТЕЛЬНИКА

 

НАстрОЙ вспять цинобру. Єсли угадаєш,

горшИИ Кто из Сих, Волк, ИЛИ ЛЕВ,

То меня познаєш.

 

Конец штучкам поетицьким,

составленним во честь Божия Матери

без конца.