Статья
Место и роль произведений И.я.франко в украинской детской литературе. Особенности развития детской литературы II половины ХХ века
План 1. Место и роль произведений И.я.франко в украинской детской литературе.
2. Особенности развития отчей литературы II половины ХХ века.
Место и роль произведений И.я.франко в украинской детской литературе
Большой вклад в украинскую детскую литературу сделал И.Я. Франко. Тяжелая работа была делом всей его жизни. Рассказы из жизни крестьян и рабочих, детей и школьников, повести, которые отражали быт и нравы всех слоев общества поэзии с широкой амплитудой мыслей и чувств - от общественно-политического интима, поэмы, драмы, переводы с многих языков, начиная с русской, польской и кончая хинди, испанском. Это ли не подвиг?
В Франко ученый универсальных знаний (философия, история, литература, политэкономия, социология, этнография, фольклористика) сочетался с писателями многогранного таланта и выдающимся общественным деятелем.
Франко не только вспоминают, с гордостью называя предвестником счастья, дружбы и свободы, но и вдумчиво изучают его наследие, начиная с лирических стихов и сказок, которые завоевали всемирное признание.
Еще маленьким в головке Франко откладывалось услышанное и увиденное.
Источником первых поэтических впечатлений песни. Мать, ласковая и певучая, знала и шуточных песен, и коломыек. Работая, она пела, и с голоса матери Ваня запомнил много народных песен, которые стали спутниками и утешением всей его жизни. Об этом сказал он, уже известный поэт в своем стихотворении "Песня и труд":
Постное, ты моя сердечная жена,
Сердце відрадо в дни горя и слез,
Из дома венца, как єдинеє вино,
К тебе любовь в жизни я принес.
Помню как сейчас: еще мальчишкой малым
В мамины песни заслухував я;
Песни те стали единственной красотой
Бедного моего, тяжелой жизни.
Другой мир открывался Ивану в отцовской кузнице, что стояла на окраине села над путем. Отец был большим мастером своего дела, человеком умным, всеми уважаемой. В отцовской кузнице Иван слушал рассказы крестьян о тяжкий труд, нищета и неурожаи, видел, нуждающихся заработках, что шли на нефтяные промыслы до Борислава и Дрогобыча. Здесь еще мальчишкой он понял, как тяжело живется трудящій человеку, здесь он узнал, что есть господа и бедняки. Впервые осознал, что за лучшую судьбу надо бороться.
Родительская любовь, огонь отцовской кузнице, согревали душу великого писателя Ивана Франко. "На дне моих воспоминаний и до сих пор горит тот маленький, но крепкий огонь... Это огонь в кузнице моего отца. И мне кажется, что запас его я взял ребенком в свою душу на далекое Путешествие жизни. И что он не погас и до сих пор".
И все то, что происходило с ним и что окружало Франко воплотилось в его произведениях, рассказах, науках.
Какая молодежь, такое будущее народа", - утверждал Франко и работал над тем, чтобы молодое поколение было готово к борьбе за революционное обновление общества. Это для молодежи он написал героико-патриотическую повесть "Захар Беркут", в которой предсказывал будущее: Щаслив, кому суждено жить в те дни! Это будут хорошие дни, дни весенние, дни возрождения народного!".
В студенческие рвы Франко написал статью "Женина - мать" (1876) о роли матери в семейном воспитании. В разделе "Лектура для детей" подвергалась критике, реакционная детская литература, справедливо названная молодым Франком "сентиментальными и романтическими бессмыслицей". По его мнению, детям нужны такие произведения, которые "образують ум и составляют, таким образом, здоровый корм души". Список рекомендуемой литературы, который предложил Иван Франко, был небольшим.
Робинзон Крузо "Дефо, "Хижина дяди Тома" Бисер Стоу, произведения Шевченко, Квитки-Основьяненко.
Франку принадлежит теоретическое обоснование сказки "Байка про байку", что публиковалась как послесловие к сборнику "Когда еще звери говорили" (8199). (В то время байкой называли сказку).
Педагогическое значение сказки: "Говоря будто о зверях, она одной бравой подчеркивает на людей, словно дает им знать. - И чего ы, братчики, смеетесь? Ведь это не о бедных Баранов, Волков и Ослов речь, а о вас самих с нашей захланністю, со всеми вашими звериными капризами и прихотями. Это я специально даю им ваши движения, ваши мысли, ваши слова, чтобы вы лучше поняли - не их, а самих себя!".
Заботясь о подрастающем поколении, Франко стремился воспитывать у детей трудящихся чувство собственного достоинства, высокие моральные качества. Это важный аспект сказок направленный на становление таких черт характера и поведения, как непокорность, чувство превосходства над эксплуататорами, вера в свою победу. Большинство сказок построено на мотиве борьбы слабого и сильного, честного и коварного "Заяц и Еж", "Три мешка хитростей", "Лиса и Рак".
Как и в народных сказках побеждает слабый, честный, добрый.
Например в сказке "Три мешка хитростей", подружившись с Лисой, еж дважды спасал ее от неминуемой гибели! И когда он попал Лисичка отказалась помочь. И Еж решил наказать неверного друга и он попросил поцелуй во время которого он схватил ее языка и держал пока не пришел хозяин. Он рассмеялся когда увидел то, он Лису поймал а Ежика отпустил.
Еще на мотиве дружбы сказочка "Лисья и Журавль". Эта сказка дает богатый материал для проведения с малышами беседы на морально-этическую тему, которую Франко считал очень важным в воспитании подрастающего поколения.
Много произведений Франка о детях. Сколько трагического в них, как часто дети лишены маленьких радостей детства. Из стихотворения "Галаган" предстает маленькая фигура шестилетнего Ивана, что за грош, обещанный панычом, босиком бегает по снегу и умирает от простуды.
В гробу тихо спит Иван,
Не желает нич;
В ручке имеет Галаган
Тот, что дал ему панич.
Иван Франко рассказывает в своих произведениях о талантливых любознательных, наделенных богатой фантазией, детей, которые лишены ухода. Гибнут ("Мавка") или живут "не так как у людей".
Теме обучения и воспитания детей младшего школьного возраста писатель посвятил ряд произведений, отмеченных чертами автобиографизма. Он никогда не забывал тяжелых лет школьной науки с бессмысленной зубрежкой, пронзительным физическими издевательствами за малейшую провинность.
Рассказ "Грицева школьная наука" проникнуто горькой иронией. Сколько надежд было у родителей, связанных с сыном, его обучением. И все розвіялось как марево. Схоластическая наука была не для Гриши, от нее он становился "туманом восемнадцатым".
Из рассказов Франко предстает школа времен Австро-Венгрии, которую без преувеличения можно назвать рассадником темноты и мракобесия, убийцей всякой живой мысли, детской каторгой.
Франко писал не только о детях своего народа. Тяжелое часто трагическая жизнь польских, еврейских, цыганских детей возникал из многих его произведений, в частности таких как "Яндруси", "К свету!", Цыгане". И Франко был и в детской литературе страстным интернационалистом.
Видимо, тем определяется гениальность писателя, его произведения и через века волнуют, зашиваючись не только художественным летописью прошлого, но и живым источником эстетического обогащения каждого нового поколения, средством воспитания личности.
Особенности развития детской литературы II половины ХХ ст.
Литература для детей 60-х годов имеет весомые достижения в ее создании принимают участие талантливые писатели. Как среди поэтов прошлых десятилетий, так и среди тех, кто работает на литературном поприще в другие дни, наверное, нет таких, чтобы за всю жизнь ни разу не обратились к творчеству для детей.
Михаил Стельмах (1912-1984) переносил в стихи для детей мотивне и мелос народной песни, пестушки, комсанки "Ста его стихотворений и сказок вошло в книжку "Ой весна - Зоряночка" (1977). Сборник "У бобра добра много". (1979) в соответствии с красочной образности стихов, украшенная изысканными аппликациями художницы в. мельниченко.
Стельмах детства почувствовал силу поэтического слова. Об этом читаем в автобиографических повестях "Гуси-лебеди летят", "Щедрый вечер", "Сказка вкладывает в мои уста то слово, к которому прислушивается земли и вода, птица в небе и само небо... А в это время надо мной и само небо: кто-то невидимым смычком провел по синем поднебесье, по белым облакам, и они зазвенели, как скрипка...".
Поэзия Стельмаха может много сделать сегодня для воспитания любви к земле, земледельческого труда именно благодаря созданию неповторимой атмосферы деревенского быта, который сближает детей и родителей.
Большинство стихи Стельмаха сюжетные, что придает им особой ценности как произведениям детской литературы.
Не раз в произведениях Стельмаха, написанных по мотивам народных песен, выступают реалии. Так, в колыбельной "Край леска": !Трактор песню все поет - злого волка отгоняет".
И взрослые, и дети с интересом читают сборника "Мы знаем для чего жить", "Сивка ласточка" Бориса Олийныка.
Его стихи создают поэтический культ матери, культ нежности и сыновней любви. Ближчаю аналогии здесь может быть поэзия Р.Гнатова. В системе образных средств доминирует параллель: Мать - Солнце - Хлеб.
Дмитрий Павлычко, автор книг для детей "Дядя Дождь", "Где лучшее место на земле?", "Смеричка", "Плесо", поэтически осмысливает красоту родной земли, используя в сказках "Золоторий олень") распространенное в Карпатах форму сюжетной песни - рассказы, выдержанную, в коломийковому размере.
Поэт Виктор Кочевский в книжках для детей много внимания уделяет интернациональной теме, воспитанию любви к труду («Ласточка Севана», 1962; «Мой сказочный мир», 1973; «Лесной праздник», 1977; «Степные друзья», 1981).
Мария Пригара (1908-1983) писала для детей с 1928 г. Удачно обозначила ее творческую индивидуальность В. Иваненко: «...Просто она умеет подметить все смешное и смешное и так серьезно об этом рассказать, что всем будет весело». Поэзия Пригари вызывает чувство любви к Родине, к родной природе, f эстетически обогащает. Живо и весело подает автор прозрачную аллегорию поучительных стихотворных сказок «Воробей-разбойник», «Гриша и обезьяна», которые высмеивают неприглядные черты в характере и поведении детей. Поэзии Пригари свойственна живая розповідна интонация, непосредственность и искренность. Хорошо осуществлен поэтессой перепев и украинских народных дум («Козак Голота», 1966). Как известно, подобные произведения (они изучаются в школе) не всегда легко воспринимаются современными детьми. Исторические и бытовые реалии, своеобразие поэтики и особенно насыщенность малоизвестными историческими событиями - все это усложняет детское восприятие. Обратившись к дум «Козак Голота», «Как три брата из Азова убегали», «Маруся Богуславка» и др. (всего 8 дум), писательница значительной мере сняла для юных читателей эти «барьеры», развернув отдельные картины и эпизоды в доходчивую, более широкую рассказ.
Оставил значительное наследие, обогатив такие жанры, как скороговорки, загадки, Грицько Бойко (1923-1978). Писать для детей ему было радостью и счастьем. Отсюда стремление даже лирические поэзии окутать дымкой юмора. «Я же вам не иголка, Я же вам Николка»,- говорит лирический герой стихотворения «Не загублюся». Благодаря напівгумористичному порицанию, сделанном с педагогическим тактом, стихи «Грязнуля», «Вереда», «Еремей» наполняются воспитательным потенциалом.
В стихотворении «Вереда» ведется уже с первых строк доверительный разговор с ребенком: «мама Имела Одинца-мазунця. Маме с ним была беда: Одинеці был вереда». Сюжетопобудова стихотворения под порядкована авторскому замыслу раскрыть непривлекательность детской распущенности. Показана на многих фактах ни логичность желаний и поведения вредины приобретает обобщение в его требовании: «Дай того, чего нет". Отдельные куплеты стихотворения «Здоровым будь» рекомендуются использовать в дошкольных учреждениях во время проведения зарядки. Вместе с тем отметим хорошую художественную манеру писателя, что обеспечивает воспитательное воздействие его произведению. Так называемый хороший пример осмысления в поэзии путем параллельного описания поведения персонажа из животного мира (зовет курочка деток на зарядку, без мыла и водицы умываются две кошки, кроленятка об морковки чистят зубы) и маленького ребенка. Движущей силой сюжета стихотворения является не только сопоставление поведения, но и ее отрицание. Рябко наносит снега в избу - мальчик вытирает ноги; медведь сосет лапу - мальчик не берет пальцев в рот. Даже малышам понятно подтекст своеобразной потешки, какой видится стихотворение «Мурлыка». «Мурлико рыженький - замерзнешь, глупенький»,- говорят котиковые, н хочет мороженого.
Нашли дорогу к детям стихи и рассказы Галины Демченко («Дедушкины сказки», «Загадки и выдумки», «Что растет на поле», «Скачет зайка» и др.). Близки к произведениям народно-песенного характера, они заимствуют фольклорную поэтику и легко запоминаются.
Владимир Ладыжец умеет сочетать в своих стихах серьезное с юмористическим, веселым (сборника «Свирель», 1953; «Трембита», 1974). Дети испытывают высокий героизм советских людей в годы войны («Не клубись, густой тумане»), красоту мирного труда, от которой «изобилует колхозное поле» («Гуцулик»), «странная трасса пролегла - серебряные трубы нефтепровода» («Возле нашего села»). Его юмористические стихи остроумные и веселые, без надоедливых поучений: «Ой болит у меня зуб, потому что не хочет есть суп. Хочет меду, хочет грушу, хочет теплую пышку. А как еще дадите сметаны, моментально болеть перестанет». Поэт создал пейзажную лирику для детей («Осень в Карпатах», «В саду абрикосы»), удачно используя средства персонификации, например, в таких строках.
Расплела береза косы
На веснянім ветерке.
Опустила босую ножку
В тихую воду в реке.
Поэт, драматург и публицист Богдан Чалый ведущей темой своего творчества выбрал дружбу и интернациональное единение народов. Сборка, в которую вошли лучшие произведения поэта, так и называется «У всех-всех республиках...» (1974). Чалый умеет заинтриговать ребенка необычными сюжетными поворотами. Это можно видеть на примере стихотворения «Хорошие имена». В Артеке, куда приехали «из России, с Украины, и литовцы, и грузины, и казахи, и чуваши», встретились девочки - туркменка Оксана и украинка Гюль. Почему у них такие необычные имена? Оказывается, после войны двое друзей, прощаясь, договорились назвать своих сыновей именем друга, но родились девочки... Написанные в разное время «Баллада о живого манекена», «Баллада о негра Тома», «Продавцы заморских сувениров» рисуют картины тяжелой жизни детей трудящихся в капиталистических странах, вскрывают лживость американской буржуазной «демократии». В известной тетралогии Б. Чалого о Барвинка и Ромашку (три сказки вошли в книгу «Сто приключений Барвинка и Ромашки», изданную в 1973 p., четвертая - «Барвинок в школе» написана в 1977) можно видеть образец литературной сказки, в которой фантастический мир тесно связан с реальным, а традиционные фольклорные образы и приемы переосмысливаются на почве достижений науки и техники. В аллегорических образах писатель воплощает добрые и злые силы, которые сегодня в реальном мире ведут между собой непримиримую борьбу в области идеологии. Он осуждает поджигателей войны, утверждает интернациональную солидарность трудящихся всех стран.
Поэзия Николая Винграновского для детей выросла на почве народно творчества. Наполняя свойственные народной поэзии формы и образы новым содержанием, писатель вместе с тем активно ищет подходящих, но не тождественных фольклорной поэтике средств. Образ-тип с поэзии «Гром» создан на фольклорной основе, однако далек от традиционной характеристики, которой наделяет его народ. Это добродушный дядя Гром, что «любил греметь», «налил грозой... овраги», «умыл озерам глаза», помог груши избавиться от тяжелых плодов. Персонифицированные образы природы предстают в новаторской интерпретации: «Под рябыми кустами вухатими, Где стерня босые ноги колет, Зайцы катят передними лапами По огородах капусту в поле». Благодатное влияние фольклора сказался и в обращении писателя к жанру стихотворения-песенки («Гуси»).
Достаточно высокий уровень современной детской поэзии на Украине свидетельствует и творчество таких писателей среднего поколения, как Николай Сингаевский (сборник «Зовет мамочка», «Я уже выросла», «Мой календарь», «Ромашковое солнце», «Перепелка счастью носит».
Прилетели гуси, сели в
воротах.
Эти белые гуси в красных
сапогах,
В красных сапогах,
в платочках рябеньких,
Загелгали гуси, что я еще
маленький.
Поэзия Сингаевского не раз говорит волшебным голосом природы, захватывая детей красотой окружающего мира, которую следует беречь и пестовать («Голос природы».
Стихи Тамары Коломиец ("Нехороший человек Пусть", "Красный пароход", "Кто рассыпал росы?", "Первая дорожка") подносят детей к пониманию высот поэзии, обогащают духовно и эстетически.
По своей форме стихи Тамары Коломиец иногда напоминают сказку («Биб-бобище»), развернутую загадку («Сбросил шубку ежик»), в конце концов она охотно работает в этих жанрах (сказка «О путешествии жабунця-хвастунця», цикл загадок «Веселиця»). В духе народных трудовых песен написаны стихи «Сапожки», «Котик-воркотику», «Капуста», «Ведерко», в которых ненавязчивое говорится о радости труда, о счастье много уметь и знать.
Интересные стихи и поэмы для детей-дошкольников можно найти в книгах И. Жиленко, В. Шевчука, В. Лучука, О. Сенатович, П. Ребра, С. Жупанина.
Оксана Сенатович. ее стихи, раскованные, свободные от штампов, остроумные, мелодичные, легко «прописываются» в читанках, сборниках из внеклассного чтения. Среди них есть и такие, что дорогие дошкольникам. На сказочной основе написан стих «Учится сентябрь читать» (оригинальный аспект темы!). С широким использованием синонимики - взгляните только, какой интересный ряд слов: болтун, торохтий, пустомеля, говорун, балобол, болтунья - написаны «Говоруны», а вот появляется загадка-слово, прочитанное наоборот «Конадінс, или завтрак наизнанку», обычная загадка, акровірш, стихотворение-считалка «Биг вовчище на нас» и многое другое, на что находчивая В. Сенатович.
Если в прошлом в области литературы для самых маленьких преобладали женщины-писательницы, то в 60 - 80-х гг. активно взялись за воспитание малышей писатели-мужчины. И они проявляют незаурядное умение в этом деле. Андрей Мястковский творит мастерской миниатюры на темы, казалось бы, давно проработаны в литературе о кошечку, зайчонка и умеет показать эти образы в новых ракурсах («Котики-воркотики»). Хороший, свежий юмор («Ой сердитый»). Степан Жупанин хорошо работает и над стихотворением и сказкой и загадкой. Как сказано в предисловии к прекрасно иллюстрированной сборника «Еловый край» (1985): «Колоритность, точность наблюдений, мелодичность и гармоническая красочность живописания словом, фольклорное начало...- характерные признаки его стиля». Дмитрий Чередниченко любит поэтические образы фольклорного происхождения («Гачу, гачу гать», «Писанка»), своеобразно осмысливает бесконечные народные песенки («Девочка Ожинка»), а в лічилках использует собственные новообразования.
Выдающийся педагог Василий Сухомлинский (1918 - 1970) очень заботился, чтобы художественное слово оставляло «глубокий след у детей», стало «школой эмоционально-нравственного воспитания». Яркие общественно-этические и эстетические идеалы воплощены в его собственных сказках и рассказах, которые были изданы посмертно в сборниках «Горячая цветок» (1978) и «Куда спешили муравьи» (1981). Развивая традиции Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинский дает в небольших по объему произведениях (миниатюрах) интересные сюжеты и образы внятного педагогического звучания («Ленивая подушка», «Кукла под дождем», «Я выращу внучку, дедушка»). Но наставления не засушивать эмоцию, а еще ярче подчеркивает поэтичность восприятия ребенком мира. О розе, что цветет среди снегов, Оля говорит: «Она горячая, ей не страшно» («Горячая цветок»). Маленький Сережа, выполнив просьбу брата-солдата, понял, что такое ощущение родного дома («Пшеничный колосок»). Во всех произведениях уславлюється человеческая доброта, самоотверженность, красота ДУШИ.
В конце 50-х - начале 60-х годов в украинскую детскую литературу пришло немало одаренных прозаиков. Круг авторов детских книг пополняется людьми самых разных профессий. Распространяется, следовательно, и тематическое поле детской литературы - новые авторы вносят в нее хорошо знакомый им материал из разных жизненных сфер.
Среди наиболее одаренных - Григор Тютюнник (1931 -1980). В одном из интервью писатель признался, что идеалом для него всегда были и остаются доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях. Этот идеал осветил его произведения для детей. Многие из них - о войне, которая врывается жестоким диссонансом в жизнь и чувства маленького человека (Климко в одноименной повести, Харитон в «Осаде»). В тяжелых обстоятельствах войны раскрывается то сокровенное, что лежит на дне души героев писателя, что делает их способными на героические поступки («Климко»).
Г. Тютюнника свежести и прелести.
Углубление психологических характеристик детских персонажей, характерное для многих книг примерно от середины 60-х годов, отчетливо проявилось в творчестве Виктора Близнеца (1933-1981). Начиная с первого сборника «Ойойкове гнездо» (1963), он не облишав проблем, которые догматичній критике выдавались не соответствующими специфике детского восприятия. Кроме всего прочего, В. Близнец еще владел богатством воображения, способностью включать в реальность фантастические образы.
Писатель открывал богатый мир фантастики в сказочной повести «Земля светлячков» (1978). И фантастические персонажи Сиз-стовус, Мармусія, Вертутій, Чублик и много других (подобных им мы не встречали ни в народном, ни в литературных сказках) совершенно естественно входят в сознание современного человека. А еще они типы, характеры, отмеченные яркой индивидуализацией, перепутать их с героями других сказок невозможно.
В то время ощущается огромный поезд также к научно-фантастической литературы. Художественная фантастика должна предлагать свежие гипотезы, предсказания. Главное в произведениях этого жанра - внимание к человеку и проблемам современности, к будущности мира. Научная фантастика в украинской литературе развивается пока медленно, хотя уже и имеет ряд интересных образцов.
Активно работает в жанре научно-фантастической повести Василий Бережной. * В его повестях «Архео-скрипт», «Под ледяным щитом», «Младший брат Солнца» и многих других (а также книге избранного «По спирали Времени», 1978) молодой читатель найдет и осмысления космической темы, и социальную утопию, и проблемы современности, отраженные в мире фантастических идей и образов.
B украинской детской литературе есть свои нерешенные проблемы. Не раз авторы пишут для детей, упрощенно реализуют требование актуальности тематики, от чего произведения теряют свою высокую идейно-художественное качество. Не хватает яркой образности лирике на общественно-политические темы, в частности стихам о важных событиях в жизни страны, в которых прежде всего должно быть много глубокого сердечного чувства, лиризма, поэтической красоты, своеобразия. Опасным противником детских книжек еще остается штамп, повторение известного в сюжетах, образах, системе художественных средств, к которым прибегают их авторы. Язык детских произведений не всегда свободна от ложного пафоса, многословие, сюсюканье с приседанием до ребенка (для младших читателей), от деревянной, а то и железобетонной фразой, однообразия интонации.
|
|