Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение по украинской литературе

"Энеида" Котляревского - энциклопедия украиноведения

 

Почти два века читает мир "Энеиду" Котляревского. И по сей день среди многочисленных травести Вергілієвої "Энеиды" только "Энеида" Котляревского сохранила свою свежесть. И возникает закономерный вопрос: что же именно вдохновляет творчество Котляревского актуальным для сегодняшнего дня содержанию, в чем причина нев'янучості слова писателя? Величие и значение писателя измеряются тем, насколько глубоко корни его творчества достигает народной жизни и насколько адекватно он отражает передовые идеалы своего времени. Эти требования народности и прогрессивности искусства органично воплощены в "Энеиде" Котляревского.

Автор широко использует фольклор и этнографию. Подробно описывает украинские народные обычаи и быт - украинскую действительность XVIII века. Здесь Котляревский выступает блестящим побутописцем, знатоком устного народного творчества. Национальные материалы, поговорки, пословицы, легенды, сказки, песни, народные образы, гадания, игры, танцы, гуляние, еда, посуда, орудия труда, украинские имена, использованные автором в "Энеиде", можно было бы издать отдельными этнографическими и фольклорными сборниками.

Ярко описаны одежду и обувь, внешний вид украинцев. Автор подает нам особенности украинского костюма: женского и мужского, будничного и праздничного. Вот сестра царицы Дидоны Анна - украинская барышня среднего достатка:

В красной юпочці баєвій,

В запаске хорошей, фаналевій,

В стьонжках, в ожерелье, в ковтках.

Большое внимание уделяет автор живописанию наряд. И боги, и цари одеты в украинские народные костюмы. Описывается одежда и Юноны, и Венеры. Дидона предстает в юбке и в "карсеті шелковом", запаске и красных сапогах.

Намекает поэт в своем рассказе о странствиях троянцев в Крым по соль. С этнографической точностью описывает Котляревский картины пиров, кулачных боев, похорон, поминок, гадания, ожидание Латином старост. Все картины подземного жизнь в аду, в частности, вечерницы - это яркая живая панорама украинской жизни. Здесь отражены народные лечения. Именно через них автор знакомит читателей с народной медициной.

Земные и небесные герои едят чисто украинские блюда: галушки с салом, размазню, кулеш, борщ, уху. С похмелья пьют сыровец.

Перед нами главный бог Олимпа - Зевс:

Зевс тогда кружил сивуху

селедкой заедал.

Подробно автор описывает умение украинцев угощать гостей. Троянцев в Карфагене подавали "кулеш и кашу", "лапшу с подливой индюк".

Умели украинцы в поэме "Энеида" и веселить гостей. Герои развлекаются давними украинскими играми. Стоит для убедительности перечислить те игры, в которые играли троянцы: в панаса , журавля, дудочки, хрещика, чорнодуба, жгута, хлюста, в пары, в коляске, в ворона...

А песня! Сколько исторических песен звучит в поэме. Изображены украинские народные танцы-песни: санжарівка, гайдук, халяндра, горлица...

Подаются сведения о украинские народные іструменти. Вот у Дидоны на танцах "бандура горлицы бренчала, свирель зуба затинала, а дудка играла по балкам.

Богатая "Энеида" сведениями о многочисленных предметы быта.

А как же без украинского характера? Дидона - царица Карфагена - моторная госпожа, нарядная. В ее речи, поведении проглядывает тип украинской женщины, "женщины с перцем". Вот как она встретила троянцев:

Откуда такие се шалопай?

Или рыбу с Дона везете?..

Эней - веселый, остроумный парень, смелый, отчаянный, немного легкомысленный, а вместе с тем - рыцарь, храбрый полководец. И в его образе воспроизведены некоторые черты украинского характера. Его натура очень противоречивая: то он несерьезный забулдыга, то мудрый организатор, заботливый атаман. Он уважает казаков. Старается всегда быть рядом с ними, чтобы не случилось. Эней - добра, искренний, прямой человек, истинно народный персонаж.

Ощутимые в произведении и народная речь и народный юмор.

Ориентируется Котляревский в поэме на народную поэзию. Троянцы изображаются так, как казаки были описаны в народных песнях, думах, преданиях. Характеристика Энея напоминает парня из народной песни "Там-то парень, там-то бравый..." Образ Эвриала близок к образу Вани Коновченко с народных дум. Сивилла - чем не настоящая "баба-яга". История женитьбы Энея с Лавінією и наследования царства напоминает сюжет народных сказок. Изображены и сказочные предметы.

Язык народа и язык фольклора - образец для поэта. Применяет поэт пословица: "Лодырь сын - то родителей грех", "Кто живет в мире опрометчиво, поэтому нигде не будет вкусно", "Казак там черту не брат"; поговорки: "Как сирко в базаре", "Нигде правды дети". "Энеида продемонстрировала огромный потенциал украинского языка, богатство его словаря, красоту и гибкость.

Сведения о торгово-этнографические черты народа сочетаются с общественно-политическими мотивами. Котляревский вспоминает о борьбу запорожского казачества с турками, татарами, здесь представлены имена Зализняка и Гаркуши, Сагайдачного, Дорошенко, даже княжа сутки, хотя, бесспорно, наибольшее внимание поэт уделил гетманщине, т.е. недавнем прошлом Украины. Не обошел он также и порядков своей современности: в судах, канцеляриях, школах. Описывается интересный момент, когда троянцы учили латинский язык - они вызубрили учебник. Этим самым автор разоблачает схоластическую систему обучения. "Заклятый остров царицы Цирцеи" очень схож с Россией времен Екатерины II. Автор даже дает оценку порядкам с точки зрения народного здравого смысла:

Мужича правда колючая,

А панская на все стороны гнуча,

он понимает, в каком бесправном, уярмленому положении оказался украинский народ в результате предательской политики Российской империи:

Пропали! Как сирко в базаре!

Готовьте шеи до ига!

По нашему хохлацьку строю

Не будешь козлом, ни козой,

А уже сказала, что волом:

И будешь в плуге похаживать...

Изобразив в" Энеиде " бытовую народную культуру,І.П.Котляревський тем самым подал своеобразную энциклопедию быта, продемонстрировал то, что складывалось веками, передавалось веками, передавалось из поколения в поколение, таким образом утверждая родословную и национальные корни украинцев. Отразив прошлое и настоящее украинского народа, заговорив о народе живой, колоритной разговорным языком, Котляревский отстаивает и будущее этого народа: тот, кто имеет такую историю, такую высокую мораль, такую богатую язык, культуру, будет и будущее. Именно это сказал своей поэмой І.П.Котляревський.

"Энеида" - это настоящая энциклопедия украиноведения. За "Энеидой" можно изучать жизнь украинского народа того далекого времени.