Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УЛАС САМЧУК
"Мария" Уласа Самчука. Образы произведения, мотивированность поступков Марии, Корнея, Гната (урок)

Цель: проследить, как на примере персонажей романа Уласа Самчука жизни украинских крестьян, проанализировать символичность образов-персонажей; развивать критическое мышление, умение анализировать; воспитывать чувство уважения к украинскому народу
Оборудование: схемы, таблицы, дополнительная литература, иллюстрации учащихся.
Тип урока: урок углубленного анализа художественного текста.
Опережающее задание:
нарисовать портреты персонажей или рисунки определенных событий;
составить икебану, которая бы напоминала образ или образы, которые вам понравились.
Ход урока
I. Актуализация. Сообщение темы, цели урока
Учитель. В романе «Мария» Улас Самчук создал целый ряд ярких, оригинальных персонажей. Многие из них являются воплощением определенной авторской идеи, является символом.
Наша задача - выяснить, какую мысль, идею хотел донести автор, создав эти образы.
Словарная работа
Символ - это художественный образ, который условно отражает какую-либо мысль, идею, чувство и др.
II. Осознание содержания
Учитель. Центральный персонаж произведения - Мария. Все сюжетные линии переплетаются вокруг этого образа.
В жизни Марии очередь проходят солнечные и пасмурные дни. Работая над анализом образа, мы определим и запишем эти дни в представленные схемы.

Работа с текстом
Работа в группах
Учеников объединяем в группы. Каждая группа анализирует один образ.
Задание для первой группы
- Какими были первые дни Марии? Как прошло ее детство? Найдите в тексте слова о начале жизни Марии.
- Кто научил Марию с уважением относиться к земле? Или она руководствовалась этой наукой в своем хозяйстве?
- В каких строках говорит писатель о стремлении к Марии науки, знаний? Удалось Марии дать образование своим детям?
- Почему Мария выходит замуж за Игната? Мог ли этот брак быть счастливым?
- В чем видела Мария счастье? Как боролась за него?
- Какой матерью была Мария? Можно ли назвать ее хранительницей домашнего очага?
- Как восприняла Мария революцию и приход к власти большевиков? Как оценивала их действия?
- Какие беды принесла новая власть в дом Марии?
- Можно назвать Марию женщиной с сильным характером? В чем это проявлялось?
- В чем образ Марии является типичным для женщин того времени, и в чем заключается оригинальность этого образа?
Итог ученика
Главная героиня произведения носит библейское имя Мария. Как и Матерь Божия, Мария прошла сложный жизненный путь.
Хотя судьба Марии довольно типичная для сельской женщины того времени, все же автор сумел создать оригинальный образ сильной женщины. ее жизнь похожа на жизнь тысячи сельских женщин. Та же тяжелая работа на земле, те же приоритеты, такие же взгляды. Все свои усилия она направляет на создание семьи, на благосостояние.
Отличает Марию сила характера. Целеустремленная, она точно знает, что ей нужно для того, чтобы стать счастливой. Мария упорно меняет свою судьбу, и судьба кажется, потому что любит трудолюбивых и упорных людей.
Первые ее дни - солнечные, наполненные светом и теплом. Мария - желанный ребенок у родителей, о ней заботятся и любят. И светлые дни быстро проходят - умирают родители, и Мария остается сиротой. Она быстро привыкает к тяжелой работе, потому что зарабатывать для себя должна сама.
Когда Мария подрастает, судьба снова дарит солнечные дни: природа щедро наделила Марию красотой, и уже с 15 лет за ней бросаются ребята. Первая и единственная любовь дает надежду на счастливый брак, и Корнея забирают на службу, которая в то время была очень длинной и опасной. От Корнея нет вестей, и Мария, за советами людей, выходит замуж за порядочного и хорошего хозяина Игната. И их брак лишен основания - взаимной любви. А без него счастью для Марии невозможно.
Поэтому она возвращается к любимому Корнея. Тяжким трудом, терпением и любовью снова приближала Мария свои солнечные дни. Постепенно ее любовь и труд у земли изменила грубого матроса Корнея на заботливого мужа, заботливого хозяина, мудрого отца, в браке с любимым .людиною родились такие желанные для Марии дети, тяжелая работа принесла благополучие и уважение людей.
И тучи снова закрывают солнце для Марии. И на этот раз облака-новая власть, которая превращает их из зажиточных хозяев на нищих, моря голодом ее детей, высылает навсегда на Соловки ее любимого сына Лаврина, одурманивает коммунистическими идеями Максима.
Одинокая она прощается с жизнью, добегают до конца ее дней. Этой женщине выпала нелегкая судьба, она познала и самое большое счастье и самое трудное горе, судьба то возносила ее к вершинам счастья, то стремительно бросала в бездну горя.

Задание для второй группы
- Кем был Корней до службы в армии? Как служба меняет его?
- Каким застал Корней свое хозяйство, когда вернулся в деревню?
- Когда меняется у Корнея отношение к труду?
- На кого ориентировался Корней в своей работе? Почему?
- Кто помог Корней стать состоятельным хозяином? Какой была эта помощь?
- Кто помог духовно возродиться Корней?
- Повлияло среду на смену жизненных позиций Корнея? Как именно?
- В каких поступках проявляется любовь Корнея к жене и заботы о семье?
- Как сприняв Корней новую власть? Почему отказался идти в колхоз?
- Почему жизнь Корнея заканчивается трагически? Кто виноват в поломанному судьбы крестьянина?
- Какие черты характера Корнея вам импонируют?

Итог ученика
В начале произведения Корней - бедный гастарбайтер. После долгой службы в армии, что негативно меняет его характер, Корней снова возвращается в родное село. Здесь шаг за шагом жестокий, ленивый и надмінний вчерашний матрос становится хорошим хозяином, заботливым мужем, мудрым отцом, который свою жизнь сверяет по Божьим Законам и нормам народной морали.
Каковы причины этих изменений?
Безусловно, это безграничная жертвенная любовь Марии и работа на земле. Писатель воссоздал, как постепенно просыпается в Корнея испокон веков присуща украинцам любовь к земле. Труд уже не только кормит, но и воспитывает, облагораживает. Как пишет автор, в своей работе слышал Корней присутствие высшей силы. Человечнее становится он и после рождения детей.
Имея в начале только небольшое поле, гармонь и несколько рубашек, Корней сумел стать состоятельным хозяином, почетным человеком в общине. Он гордится результатами своей работы.
Можем сказать, что Корней - типичный образ крестьянина, который своим трудом создает благополучие своей семьи. Он заботится о семье, семью, односельчан. Становится состоятельным хозяином, уважаемым в селе.
Показав эволюцию в характере Корнея, писатель подчеркивает, что каждый человек при желании и упорном труде может завоевать право на достойную жизнь.
К сожалению, его жизнь заканчивается трагически. Писатель описал, как страшные действия людей новой власти ломают судьбы тысячи таких крестьян, как Корней.
Задание для третьей группы
- Каким хозяином был Игнат?
- Кем была для Игната Мария?
- Каким мужем был Игнат? Пытался сохранить свою семью?
- В чем проявилась самопожертвование Игната?
- Что понесло Игната к Богу?
-Почему, когда Игнат возвращается в деревню, в его дом часто приходят люди?
- Понравился ли вам персонаж? Чем?

Итог ученика
Игнат - хороший хозяин, трудолюбивый, терпеливый. По характеру добрый и милосердный. Отличается силой духа.
Полюбив на всю жизнь Марию, он выносливостью и упорством, терпением и добротой завоевывает ее благосклонность. Понимает, почему Мария выходит за него, поэтому на свадьбе стремится развеять ее грусть, прогнать сожалению.
Не украшается Игнат за горькие слова упрека после смерти их детей, защищает от человеческой молвы, когда Мария начинает гулять.
Долгое время он живет любовью, простым счастьем быть возле любимого человека, а когда Мария уходит от него, добровольно обрекает себя на одиночество.
Утешение от неразделенной любви Игнат находит в Библии. Вера спасает его от отчаяния. В монастыре, среди церковных книг, он ищет ответы на свои вопросы.
Когда Игнат возвращается в село, у него начинают собираться люди. Каждый приходил со своими мыслями и болями послушать Божьего слова. А оно было особенно необходимо для крестьян в те трудные дни.
Игнат умел утешить людей, помогал вернуть веру в себя, не зневірюватись. Автор создал замечательный образ духовно богатого человека, которая, пережив не одно собственное горе, не сломалась, не озлобилась, а верой вылечила собственную душу и с помощью слова Божия исцеляла души людей, возвращала надежду.
«Восстаньте и поверьте в себя, - говорил им. - Поверьте в вашу силу, в вашу землю. Души ваши спят, думу медленные и не хотят напрягаться... Бог любит тех, кто видит в себе часть его самого, бессмертного, его разумного, его всемогущего. Какое имеете право, вы, дети лучшей из стран, не слышать себя такими?».
Задание для четвертой группы
Сравните образ Максима и Лаврина.
Отношение к Максим Лаврин
Труда
Родителей
Религии
Образования
Родины

Итог ученика .
Два сына Марии отличаются уже с детства - трудолюбивый, жаждущий знаний Лаврин и ленивый хулиган Максим.
Лаврентий отстаивает необходимость независимости Украины. За свои взгляды, когда к власти приходят большевики, попадает на Соловки.
Создав этот образ, писатель показал человека нового поколения, которая заботится не только об интересах семьи, села, но и добро для своей страны. Впервые в произведении звучат слова о том, что свободную, счастливую жизнь людей возможно только в свободной, независимой стране.
В противовес образу Лаврина созданный образ Максима.
В поисках легкого хлеба, оставляет Максим родительский дом и уходит в город лакеем в дворянский клуб, впоследствии присоединяется к большевикам. Ему нравится власть, что позволяет безнаказанно во имя революции убивать людей, грабить, забирать чужое имущество. Создав этот образ, писатель показал, какие люди присоединялись к большевикам, становились лицом новой власти.
Описывая Максима, автор показал процесс деградации человека и причины, приведшие к этой деградации.
Опережающие задания:
объясните иллюстрации, которые вы подготовили к уроку;
объясните икебана. Какой образ или образы вы воплотили в ней?
III. Рефлексия
Учитель. Проанализировав систему образов-персонажей произведения, заполним следующую таблицу.
Персонаж Символизирует
Мария
Корней
Игнат
Лаврин
Максим

Учитель. Удалось Уласу Самчуку с помощью художественных образов воссоздать атмосферу того периода?
Какую мысль хотел донести автор до читателей, создав эти персонажи?

Урок 50
Тема. Алексей Коломиец. Рассказ писателя. "Дикий Ангел". Болезненные проблемы современности, воспроизведены в пьесе.
Цель: на примере главных персонажей показать отношения в семье, прививать ученикам любовь к родным, уважение к семейным ценностям, определить тематику, проблематику произведения; развивать критическое мышление, умение анализировать; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: схемы, таблицы, дополнительная литература, портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Опережающие задания:
нарисовать портреты действующих лиц, которые вам понравились;
найти истории известных людей, у которых взгляды на жизнь и подход к воспитанию детей такие, как у главного героя произведения А. Коломийца "Дикий Ангел".

Ход урока
И. Актуализация Ассоциативная паутинка Учитель. Анализировать на уроке будем сочинение о семье. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

Учитель. Работу с ассоциативной паутиной продолжим после анализа содержания произведения.

II. Осознание содержания. Сообщение темы, цели урока
Учитель. Сегодня анализируем пьесу О, Коломийца "Дикий Ангел".
Пьеса - это драматическое произведение, предназначенное для представления.
Пьесу "Дикий Ангел" А. Коломиец написал 1978 p., поставил ЕЕ режиссер В.Оглоблін. За это произведение драматург, постановщик и ведущие актеры награждены Ленинской премией - высшей в СССР
В исполнении актеров разных театров пьеса шла на многих сценах. Смотрели "Дикого Ангела" и зарубежные ценители театрального искусства. Ставили драму даже в Японии.
В произведении А. Коломиец обратился к теме семьи. Анализируя пьесу, увидим, как автор говорит о семье, семейные ценности, выясним, какие проблемы он увидел и какие пути решения их показал.
Работа с текстом
Учитель. В центре произведения семья Ангелов.

Автор создал оригинальные образы и, рассказывая историю того или иного персонажа, показал различные проблемы, возникающие в семье. Анализируя образы, мы их определим.
Центральный персонаж произведения - Платон Ангел.
Работа в группах
Учеников объединяем в группы. Каждая группа работает с одной из предложенных схем. Отвечая, желательно использовать максимум цитат из произведения.
Задание для первой группы
Черты характера Ангела Поступки, где эти черты проявились

Итог ученика
Платон Ангел трудолюбивый, ответственный, честный, справедливый, самокритичный, строгий, расчетливый, сочувственный, скромный...
Он с детства привык к работе, к ней с детства приучил и детей. "Петр рассказывал: никогда не видел, чтобы отец отдыхал... Все что-то делает".
Его семья - это его мини-страна, где он отвечает за воспитание детей.
Платон живет честно, не обманывает и не лукавит. Так и детей учит. Советует Федору рассказать Малярові об отношениях с Клавой, Петру написать правду о новый дом.
Ангел строгий, однако в первую очередь своих детей, ибо хорошо понимает, что в жизни их никто не пожалеет. Они должны с детства привыкнуть заботиться о себе. Он бережлив, не любит зря тратить деньги, экономный, один блокнот для него на несколько лет.
Платон сочувствует, переживает за каждого ребенка, но внешне старается этого не показывать.
Ангел не любит говорить о себе, не стремится к славе, хотя много сделал в жизни для себя и людей.
И хоть он много достиг, получил важные уроки в жизни, часто сомневается в правильности своих поступков.
Задание для второй группы
Взгляды Платона на:
Назначение человека на земле
Воспитательный процесс. Роль отца в семье
Брак и отношения в семье
Итог ученика

Платон считает, что человек приходит в мир для труда, неотъемлемой части человеческой жизни. Человек без труда становится калекой. "Здоровую руку привяжи, чтобы она не двигалась месяца два, а потом відв'яжи - стакана воды до рта не донесешь ней. А когда твой сын не два месяца, а двенадцать лет ничего не делает, то ясно - калекой стал... есть, пить хочет, а делать нет. Калека из калек".
Работа должна приносить и моральное, и материальное удовлетворение человеку, "... жить надо не как попало, а хорошо, много, - укоренятся в жизни, чтобы все было и про запас было".
Взрослый человек должен много зарабатывать, чтобы содержать себя и семью. Не может иметь уважение человек, живущий за чужой счет.
Платон ответственно относится к воспитанию детей, считает, что воспитывать нужно трудом и личным примером, ибо "... ни газеты, ни кино, ни собрание, ни лекции не помогут!".
Убежден Платон Никитович, что детей в первую очередь нужно не материально обеспечить, а научить работать, жить самостоятельно. "Бывает, родители покупают любовь своих детей. Пока малы - за игрушку, за мороженое, потом - пять, десять копеек, двадцать, рубль, трешку. Потом ребенок уже сам лезет к ним в карман! А потом женщину приведет кормите!..".
Платон убежден, что в воспитании детей важную роль играют родители. Собственным примером воспитывает сыновей, считает своим долгом передать им любовь к труду, людей.
Как отец, Платон чувствует ответственность за поступки своих детей: "... каждый должен видеть и за каждым присматривать! Испокон веков так велено родителям! Иначе немыслимо".
Ответственно относится Ангел и до брака. Надо сначала получить образование, поработать, заработать денег, а тогда жениться, "... есть у тебя крыша над головой? Сможешь прокормить, одеть жену свою? Гонись!..".
Индивидуальное задание. Речь Платона Ангела
В шалаше живут нищета, а нищета перегрызают горло любви, хоть бы оно было!
Жизнь - не отец, не мать - подарков делать не будет.
Как заработал, так и ешь!
Во всем, в малом и большом единственный советчик - правда!
Любовь не возят по закоулкам, не скрывают! Любовь не воруют!
есть, пить хочет, а делать нет. Калека из калек.
Птичка - и та свое гнездо вьет, чтобы и ветер не свалил, чтобы и дождь не залил, чтобы и тепло птенцам было. Родился человек - то и живи! И хорошо гнездо свое помещай, чтобы и дождь, и ветер, и холод не страшны были тебе.
Когда до работы не призвичаєне, то калека. В добрые и шани сын, а отец вдвойне счастлив!
За каждый год, за каждый месяц, за каждый час своей работы-отвечай!
Умрешь, и тогда память о тебе ответит за дела твои.
Труд человеческий ценить надо, как свой! Человека ценить и себя!
Учитель. Как характеризуют Платона Ангела такие слова? Почему Ангела называют диким? Согласны ли вы с таким определением? Проанализируйте свое впечатление от персонажа в начале и в конце произведения. Меняется ли оно?
Запишите в представленную схему, что вам понравилось в персонаже, а что нет.

Опережающее задание. Истории великих людей.
Отец известного предпринимателя Дональда Трампа был очень состоятельным человеком. Работал целыми днями без выходных.
Детей приучал к работе с 12-13 лет. Сначала они искали и сдавали пустые бутылки, а потом работали на каникулах - девушки кассирами и официантами, мальчики разносили газету и пиццу.
Дома их еда была очень скромной, из одежды покупали только самое необходимое. Развлечений тоже было немного.
Детей с детства учили ценить время и уважать деньги, заработанные собственной працей.
Учитель. Обратимся к психологу. Как он оценивает этот образ. Существуют ли такие люди сейчас? Какие плюсы и минусы такого подхода к жизни, как у Платона Ангела.
Комментарий психолога. Образ Платона Ангела положительный. Психологическая сущность героя: благодаря осознанности в достижении успеха он всю жизнь чувствовал в себе больше силы, динамичности, целеустремленности, уверенности. Направленность личности Ангела, его потребности, привычки, интересы, мотивы и убеждения, а также уровень притязаний - все это свидетельствует, что он знает свою миссию на земле: жить надо не как попало, а так, чтобы оставить по себе хорошую память, "жить как следует".
В нашем обществе таких людей, как главный герой пьесы, немного. Большинство стремится к удовлетворению физических потребностей и забывает о духовности. Платон Ангел ответственный человек, а сейчас таких мало.
У Платона есть собственное мнение, собственное отношение ко всему, что происходит вокруг, он может противопоставить это отношение социальным императивам. Эта самостоятельность в мыслях и поступках - большой плюс подхода к жизни.
Конечно, не со всеми мыслями Ангела можно согласиться. Возможно, не нужно детям даже на каникулах работать. Человек должен иметь время и на труд, и на отдых. Особенно это касается детей. И каждый человек имеет право на свои жизненные правила.
Учитель. Проанализировав центральный образ произведения, обратимся к другим персонажам.
Работа в группах
Каждая группа анализирует определенную группу персонажей.
Первая группа Вторая группа Третья группа
Федор, Павел, Петр Лида, Клава, Таня Крачки, Маляр
Задание для первой группы
- Можно ли сказать, что дети пытаются подражать отцу? В чем это проявляется?
- С какого времени брать начали работать?
- Почему Петр подписывает разрешение на строительство? Как он относится к своей работе? Меняется ли это отношение? Почему?
Найдите в тексте слова Петра о строительстве нового дома.
- Почему Павел женится без разрешения родителей?
- Как Павел доказывает отцу правильность своего решения?
- Почему Федор скрывает свои отношения с Клавой? Кто помогает ему выйти из сложной ситуации?
Итог ученика
Трудно молодому человеку сориентироваться в жизни. Невозможно пройти свою дорогу без ошибок.
Сыновья Платона Ангела ошибаются, делают ошибочные шаги, но с помощью отца находят в себе силы и мужество все исправить.
У каждого из них есть тайна: Федор влюблен и встречается с замужней женщиной, Павел тайком женится, Павел подписывает документ на строительство дома, в котором трудно будет жить.
Сыновья пытаются подражать отцу, и оказывается, что это не так просто. У Петра и дом похож на родителей, и песню сыну поет отца. И не перенял он Платанової ответственности за каждый шаг, за каждый поступок. Поэтому так безответственно относится к работе, легко подписывает разрешение на строительство.
Федор тайком женится, потому что знает, что отец не одобрит его решение. Парень не соглашается с мнением отца относительно ранних браков, но доказывает свою позицию не спорами, а делами. Он показывает, что может обеспечить семью, несмотря на юный возраст.
Каждый из сыновей ищет собственную дорогу. Но, строя свою жизнь, они пытаются подражать отцу. Как показывает О. Коломиец, то, что с детства детям заложено семьей, не может исчезнуть бесследно.
Платон приучил их к труду, помогал мудрыми советами, а жизнь убедила братьев, что отцовская наука единственно правильная.

Задание для второй группы
- Почему Таня мечтает сменить профессию? Что привлекает девушку в профессии стюардессы?
- Со слов каких персонажей узнаем о характере Тани? Как сам автор относится к своей героине?
- Почему Лида так заботится о своем внешнем виде? Как вы оцениваете желание Лиды хорошо выглядеть для мужа?
- Как говорит Лида о роли женщины в семье? Согласны ли вы с мнением, что быть хорошей женой-это профессия?
- Можно отношения Петра и Лиды назвать гармоничными? Меняются они, когда Петра уволили с работы?
- Почему Клава встречается с Федором? Любит ли она своего мужа?
- Почему рушится семья Клавы?
Итог ученика (возможный вариант)
Таня, Лида и Клава - молодые, красивые, добрые, приветливые, трудолюбивые девушки.
Таня очень активная, живая, с чувством юмора, она подшучивает из отдельных отцовских правил, считает их устаревшими, "феодальными": "... а перед банкетом - экспроприация или, попросту говоря, грабеж среди белого дня".
Таня твердо стоит на ногах, может обеспечить себя. Она остроумная, романтичная, жизнерадостная. На полученной профессии не останавливается, а мечтает стать стюардессой.
Автор создал образ сильной девушки, имеет собственное мнение, четкую цель и умеет работать для достижения цели.
Лида очень красивая женщина. Она модно одевается и старается всегда хорошо выглядеть для своего мужа. Лида заботится о своей семье и считает такую заботу основной своей работой. "Когда человек знает, что у него в тылу, то есть дома, все в порядке, он и на работе лучше работает. Хоть бы что там на работе случилось, он определенный: дома его ждут покой, уют и тепло. Я изучила его привычки, его вкусы... Я ему все приготовлю, подам. Когда придет раздражен, расстроен или возмущен, - все же бывает на работе, - надо уметь вернуть ему покой. Холод из души прогнать".
Лиде нравится стиль жизни Ангелов, где "покой и какое-то особое ощущение безопасности". Такую атмосферу пытаются создать и у себя дома.
Она очень любит мужа, даже тогда, когда Петра увольняют с работы, не бросает его, а чтобы помочь, планирует идти на работу.
Клава - красивая женщина, несчастливая в браке. Когда-то она любила своего мужа, и эта любовь быстро умирает. Маляр день за днем портил отношения в семье. За постоянные пьянки Клава не только разлюбила мужа, но и возненавидела его. С помощью Платона она нашла мужество рассказать мужчине о своей любви к Федору. Клава расстается с Художником и начинает новую жизнь.
Задание для третьей группы
- Почему Крячко так часто приходит в гости к Ангелам?
- Как относится Крячко до Платона?
- С какой целью Крячко рассказывает Платону об отношениях его сына и Клавы?
- Как говорит Платон о жизни Крячко?
- На кого Крячко перекладывает ответственность за воспитание детей? Согласны ли вы с этим?
- Почему Иван не работает? Прав ли Платон, что называет его вором?
- Кого можно винить в том, что Иван оказался в колонии?
- В чем проблема таких людей, как Крачки?
- Можно ли назвать Маляра одаренным человеком?
- Как относится Художник к своей работе?
- Почему, по вашему мнению, Маляр потерял семью? Как он относился к жене?
Итог ученика
Антиподом Платона Ангела в произведении выступает Крячко. Долгое время он был рядом с Платоном (воевал, работал на заводе), и взглядов его не разделял. Крячко считал, что все за него должно решать государство, и не нужно так тяжело работать, как Платон.
Хотя он постоянно осуждает Платона, и, видимо, втайне завидует ему. Жизнь в Ангела интереснее, он имеет четкую цель и упорно реализует свои планы. Крячко же привык, что все его жизнь планируют другие, и ответственность за свою жизнь возлагает на государство. На нее же и сваливает свои ошибки.
Не сумел Крячко воспитать единственного сына. Ангел детей воспитывал личным примером, а он о вихання сыне не заботился. Поэтому и оказался Иван в колонии. Не привык он, как отец, отвечать за свою жизнь. Не приучил Крячко сына к труду, не привил чувство долга. Поэтому и вырос Иван, как сказал Платон, "нравственным калекой".
Маляр от природы одаренный человек. И, как видим из произведения, свои способности использует неудачно. Все усилия он направляет на зарабатывание денег, и, в отличие от Ангела, они счастья не приносят. Маляр все чаще выпивает. Неумение правильно использовать деньги, постоянные пьянки, эгоизм и цинизм уничтожают все лучшее в этом человеке. Поэтому и рушится семья, уходит жена, отворачиваются люди.
Каждый из этой группы персонажей по-своему несчастлив. Они допустили ошибки, однако их можно еще исправить.
Учитель. В пьесе А. Коломиец коснулся определенных проблем. Определите и запищіть их в следующую таблицу.
Актуальны данные проблемы сейчас?
Проблематика:
Ранние браки
Пьянки в семье
Место женщины в семье
Ответственность руководителя
за свои поступки
Ответственность родителей за поступки детей
III. Рефлексия

Учитель. Какие еще слова после анализа содержания произведения можно дописать в ассоциативную паутинку, составленную в начале урока? Что нового о семье, семейное воспитание вы узнали?