Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ

Может ли женщина быть независимой? (По произведениям А. Кобылянской)

Тема женщины - одна из ведущих тем творчества Ольги Кобылянской, она проходит красной нитью сквозь всю художественное наследие писательницы. Впервые эта тема мощно зазвучала в творчестве Тараса Шевченко и марко Вовчок. Они писали о тяжелой судьбе женщины-крепостной, женщины-матери. А Ольга Кобылянская объектом своего художественного исследования выбрала женщину-інтелігентку, которая страдала не от древнего «крепостного» бедствия, а от современного - социального и семейно-побутового. ее женщины - в основном выходцы из малоимущих семей, стремятся вырваться на волю, получить образование, независимость, равноправие с мужчинами, стать нужными народу и обществу.

Елена Ляуфлер, героиня повести Кобылянской «Человек», хочет равноправия между мужчиной и женщиной, права для женщин получать образование наравне с мужчинами, права на труд, права удерживать себя в жизни, а не ждать бракосочетания. Она пытается сохранить свое человеческое достоинство, веру в высокое призвание женщины-человека.

Полюбив Стефана Лієвича с той минуты, когда убедилась, что все, что он говорил, - правда, Елена ладна, расставаясь с любимым на два года, поклясться ему в своей верности, потому что она уверена: никакие жизненные обстоятельства не смогут повлиять на нее, потому что она - человек.

Свою героиню писательница проводит через ряд испытаний, показывая при этом богатство ее души, честность, душевную чистоту, верность своим чувствам. Она любила только Лієвича и осталась верна ему даже после его смерти.

Долго борется Елена, долго защищает свою независимость. Но под весом общественных и семейных обстоятельств она не может до конца выстоять в неравной борьбе, духовно надломлена, падает, чтобы спасти родителей от полного разорения, а для себя найти хоть какую-то опору в жизни. Елена вынуждена выйти замуж за духовно убогую и чужого ей человека.

Но дух внутренней неповиновения, несокрушимой уверенности в своем человеческом достоинстве продолжает жить в Елене. Об этом свидетельствуют ее слова: «Никакая сила мира не стопче во мне самостоятельного человека мыслящего, а когда бы вам... удалось, тогда успокойтесь...

Тогда... я - не я...»

Елена Ляуфлер вынуждена была подчиниться обстоятельствам, потерпев жизненного краха.

Наталья Верковичівна из повести «Царевна» достигает цели в борьбе за независимость, находит свое место в жизни. Она, как и Елена Ляуфлер, потерпела болезненных разочарований, страдала, но не упала духом, верила в высокое назначение человека. Наталья уверена, что «никогда не подложит головы под колеса будничной потуги, которая своей милостыней презирает женщину и снижает».

В образе Наташи Верковичівни Ольга Кобылянская воплощает идеал гордой, непокорной женщины-інтелігентки, которая имеет смелость отстаивать свои взгляды, утверждать мысль: «Свободен человек с умом - это мой идеал».

Девушка-интеллигентка Ядвига из рассказа «Судьба или воля» своей жизнью стремится доказать, что не судьба, не рок управляет человеком, а разум, что человек должен не пассивно повиноваться неблагоприятным обстоятельствам, а активно бороться за свое счастье.

Ольга Кобылянская не только в своих произведениях, но и своей собственной жизнью доказывала и доказала, что женщина может быть независимой, утверждая человеческое достоинство, раскрывая собственные духовные силы, достигая самых высоких вершин.