Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИВАН ВЫШЕНСКИЙ

Иван Вишенский - выдающийся полемист-сатирик древней украинской литературы

Среди писателей древней украинской литературы выдающимся полемистом конца XVI - начала XVII века был Иван Вышенский. К сожалению, биографических сведений о этого писателя-полемиста очень мало: лишь то, что был он человеком образованным, а в 30-35 лет постригся в монахи, стал монахом-аскетом, переселился в Грецию на Святую гору, на Афон.

На Афоне И. Вышинский начал свою литературную деятельность как писатель-полемист, произведения которого пробуждали в народе антикатолические и антифеодальні настроения.

Наследие И. Вишенского - это шестнадцать известных современном літературознавству произведений, которые по жизни полемиста распространялись в рукописных списках. Самые известные произведения И. Вишенского - это «Послание к епископам», «Послание ко всем, в Лядской земли живущих», «Послание к князю Острожскому», «Разоблачение дьявола-світодержця» и другие.

С первых своих литературных выступлений И. Вышенский критиковал общественный строй Речи Посполитой, привычки и быт епископов и магнатов - а это уже критика феодализма в целом. Обличая современное ему общественное зло, он выступал и против церковного гнета, и социального и национального.

«Послание к епископам» И. Вышенского написанное после Брестской унии и обращенное к тех представителей высшего духовенства, которые предали православную веру, стали врагами украинского народа, потому что провозгласили унию.

В «Послании к епископам» И. Вышенский обвиняет и критикует епископов за то, что они присваивали себе церковные доходы, вели недостойную их чина жизни. Епископы, архимандриты имели многочисленные вязкой, крепостных, которые на них работали, то есть их жизнь ничем не отличалась от светских господ.

Критикуя деятельность высшего духовенства, 1. Вышинский утверждает о нарушении ими шести церковных заповедей. Епископы не только не накормили, не напоили, не упокоили путешественников, не одели голых и не помогли больным, а наоборот, сами грабят бедных подданных, накладывая на них непосильные налоги. А духовные владыки богатеют. Поэтому И. Вышенский высмеял и осудил крепостников в церковном наряде.

Сатира полемиста образная и весомая, с соблюдением народного юмора, его разоблачительной силы. И. Вышенский напоминает епископам, кем и чем они были раньше и кем и чем они стали, получив духовный сан, став на службу папы римского и польского короля.

Итак, в своем «Послании к епископам» писатель изобразил широкую сатирическую картину жизни светских господ и духовенства Речи Посполитой конца XVI - начала XVII века, решительно выступал в защиту человеческого достоинства православного крестьянина. Сатира И. Вышенского направленная против взяточничества высшего духовенства, торговли церковными должностями, нарушение основных заповедей. Писатель выступал против зла и неправды тех далеких времен.