УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Т. Шевченко недостижим не только в силе любви к своему народу, но и в сокрушительной критике в его адрес. Нет ли в этом парадокса?
Т. Шевченко как гениальный выразитель чаяний и стремлений своего народа, как защитник его интересов любил тот народ сыновней любовью. Народ и Украина - его крупнейшие святыни и одновременно самая большая мука, ведь их бедами, их неволей он не просто мучался, он через них досрочно сгорел, взяв на себя в самые черные для Украины времена весь груз ее социального и национального освобождения и сохранения на века:
Возвеличу малых тех
Рабов немых.
Я на сторожі коло їх
Поставлю слово!
Об Украине, ее народ Шевченко первые строки («Ревет и стонет Днепр широкий...»), о них и последние («Днепр, Украину згадаєм, Веселые поселка в рощах, Могилы-горы на степях - И веселенько споем...»). С этой любовью он жил и творил, ее он не самое сильное и одновременно самое лаконичное выразил в таких строках:
Я так ее, я так люблю
Мою Украину убогую.
Что прокленами святого Бога,
За нее душу погублю.
Каким же чувством были продиктованы колкие, язвительные, разорительные слова: «німії, подлії рабы, подножки царськії, лакеи», «свинопасы», «плебеи-гречкосеи», «слепые рабы», «овечьи натуры», «капуста головатая», «нелюди»? Ведь по обличительной силе они не уступают тем, что адресованные царям неситы», «господам-супостатам».
Все объясняется той же пылкой любовью, потому что большая любовь, как известно, и чрезвычайно требовательна. Как пророк Т. Шевченко своим гениальным зрением просветил украинский народ до самых глубоких глубин, увидев в нем и большое, и малое, ничтожное. А потому не только возвеличивает его, но и критикует, выражаясь иногда в самый неожиданный способ.
Больше всего болело Шевченко то, что на некогда вольных степях «славных прадедов великих правнуки погані» молча ходят в ярме, «господам рожь сеют». А потому прежде перепадало им за рабскую немоту, бессловесное лакейство, прислужничество, смирение и знесиленість духа, гражданские лень. Поэта отвращение к рабству и рабов была такой всепроймаючою, что и после его физической смерти она сплачивала ряды борцов за свободу. Недаром П. Кулиш в надгробном слове сказал: «Явись, отцу, и згромадь вокруг себя слепых, глухих и безъязыких». Рабы, по мнению Шевченко, не смогут построить «семью вольную», общество «с новым и праведным законом». Если они не прозреют, не поднимутся с колен, то должны исчезнуть, пропасть. Поэтому и появляются такие впечатляющие своей уничтожающей интонацией строки:
...Не вам [...]
За правду пресвятую стать
И за свободу. Розпинать,
А не любит вы учились брата!
В роде суетный, проклятый,
Когда ты видохнеш?
Великий Кобзарь, обращаясь к прошлому своего народа, видит в нем и славные и бесславные страницы. В трактовке Т. Шевченко история - это не только «поэма вольного народа», но и такое, о чем хотелось бы сказать «слава Богу, что прошло». «Сердце болит, а рассказывать нужно: пусть видят сыны и внуки, что отцы их ошибались»,- отмечает поэт в предисловии к «Гайдамакам». В этой поэме, как и в некоторых других произведениях, Т. Шевченко не идеализирует ни гайдамаков, хоть и называет их «сынами», ни их предводителей. Поэт выступает против фанатизма даже освященного справедливой местью национально-освободительного движения, потому что в любом деле фанатизм никогда не был советчиком. Эта мысль подкреплена в поэме соответствующими авторскими комментариями, репликами, художественными деталями («Атаманы того кровавого дела», «...Как бешеный, мертвых режет, Мертвых вещая, курит»; пейзаж из раздела «Праздник в Чигирине», где природа осуждает человека, народная песня на пожарах как проявление безумия и т. п.).
Мотивам национальной самокритики, национального стыда и одновременно национального боли полна послание «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам моим...» Понятно, что найнищівніша критика направлена против своих же господ и підпанків, то есть той прослойки, которая формировала «просвещенную» национальную элиту. Чтобы показать облудний либерализм и псевдопатріотизм, фарисейство и одновременно хищническое нутро «болельщиков» за «неньку Украину», поэт пользуется такими художественными средствами, как ирония, сарказм, упрек, разорительные сравнения.
Т. Шевченко, направляя свой взгляд в прошлое, сбрасывал с пьедесталов и некоторых лжезаступників народных среди гетманов и казацкой старшины - тех, кого с сарказмом называет
Рабы, подножки, грязь Москвы,
Варшавский мусор...
Перепадает и «младшему брату», «сыновьям сердешної Украйны» - за рабскую покорность, за потерю национальной памяти, за примирение с самим статусом молчаливого раба.
Глубоко переживая за «греховные дела» земляков своих, болея за их судьбу, Т. Шевченко обращается к ним со страстным призывом-предостережением: «Опомнитесь! будьте люди, Бо лихо вам буде», «Розком, братайтеся!» И это щемящее переживание придает мотиву национальной самокритики в творчестве Т. Шевченко особого звучания: душа проходит через гнев поэта, как через чистилище, наснажуючись правдой и верой в спасение. Потому что же избавиться и национального, и социального рабства - значит прежде всего избавиться от рабства духовного, осознать свою сущность, свой генетический код . Итак, несмотря на весь гнев, критический пафос творчество И. Шевченко это «дружнєє посланіє» всем в Украине сущим ради выживания, сохранения и продолжения себя в грядущих поколениях.
|
|