Повстанческая поэзия и песенность - разножанровые произведения на тему вооруженной борьбы Украинской повстанческой армии с немецко-фашистскими и советскими войсками. Партизанская лирика продолжила литературные традиции эпохи освободительных соревнований 1917-20 и межвоенного периода. В годы национально-освободительной борьбы (1940-50) произведения поэтов-упа часто публиковались в партизанских газетах: "На страже", "Идея и чин", "Черный лес", "Информативные известия", "Леший". П.п. присущи прежде всего инвективы, медитации, баллады, реже - поэмы. Имена многих авторов неизвестны. Среди поэтов, творческое псевдо которых удалось раскрыть, - прикарпатец Марко Боеслав (1911-52), настоящее имя - М. Дьяченко, который редактировал партизанский журнал "Черный лес". В течение 1946-49 в Украине подпольно вышли его сборники: "Непокорные слова", "В храбрую путь", "Отчизна зовет", "Протест", "Из дней борьбы", "Пусть слава луна". Погиб в бою на Станиславщине (ныне Ивано-Франковская обл). Автором многих повстанческих стихов, часть которых вошла в подпольную сборку "К заре" (1950), уроженка Львова, связная УПА Галина Савицкая-Голояд (псевдоним - Марта Гай). Поэзии П. Гетманца (1921-46), автора сборника "Мои повстанческие марше", в тогдашних нелегальных изданиях подписанные различными псевдонимами (Волош, Полтавец, Волош-Василенко). Среди поэтов-упа - волынянин П. Евтушенко, уроженец Приднепровья, автор цикла стихов "Прощание", Н. Орелець (погиб в 1947 в Закерзонье), сотенный лемковской сотни УПА С Хрен (пал в бою 1949) и др. Заметную часть повстанческого поэтического наследия составляют песни. В типографиях УПА было издано несколько повстанческих песенных сборников: "Греми, могучая постное" (1946), "Сборник повстанческих песен" (1949), "Сборник революционных песен" (1947), "Саник. Революционные песни" (1947). В подпольных сборниках - разнообразные учитывая их происхождение стихи и песни. Немало партизанских авторских песен фольклоризировались: приспособились к требованиям фольклорной поэтики, вариативно розгалузилися, распространившиеся в массах. Из песенных жанров в повстанческой творчества наиболее продуктивные балладные, лирические (элегические, о любви), маршевые и сатирические.
|
|