6 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО
Вера в свой талант (по повести Степана Васильченко «Талант»)
В истории украинской литературы Степану Васильченко отведено одно из почетных мест. Выходец из народа, писатель конца XIX - начала XX века Васильченко считал свой гражданский долг бороться художественным словом за глубокую любовь к человеку-труженику.
Духовный мир и мировоззрение писателя формировалось среди роскошной природы в большой бедной, но дружной и мирной семье бедного ремесленника-сапожника Василия Панасенко - отца писателя. А также в семинарии, когда Васильченко вместе с другими студентами тайно пел «Шалите, шалите, бешеные палачи..,», и во время горького учительства в глухих селах Киевщины и Полтавщины.
Степан Васильченко был трудолюбивым. Еще в юности он начал писать дневник, в котором изливал свои сожаление и печаль, горькие размышления и жгучие боли. Позже он писал новеллы, пьесы, стихотворения в прозе, сказки, очерки, стихи, поэмы, литературно-критические и публицистические статьи, рецензии. И больше всего его талант проявился в жанре новеллы, который требовал максимального углубления в психологию, духовный мир героя. Темы своих произведений он брал из жизни, которая бурлила вокруг писателя. Васильченко имел чувствительное сердце, которое откликалось на боли и страдания простых людей. Особенно его волновала судьба талантливой молодежи, которая не имела возможности развивать свои способности, вносить хоть капельку радости в этот жестокий мир.
Главная героиня новеллы «Талант» - сельская учительница Татьяна наделена от природы голосом незаурядной красоты. Она поет в церковном хоре, принимает активное участие в театральных спектаклях, которые устраивала помещица. Девушка живет песнями, грезит театром, горда тем что с помощью голоса, игры может владеть людьми. «Дано мне малісіньку искорку святую... Малісіньку-малісіньку... И она осветила мою жизнь бедна есть, счастьем нагрела мое сердце...». Простая девушка-крестьянка, с белой косой, с поцарапанными стерне руками, с темным от степного солнца лицом проявляет огромную любовь к искусству, не представляет свою жизнь без сцены. ей было радостно от того, что имеет в себе большую силу вызывать у людей душевный трепет, и страшно: а что, когда люди, подчиняясь только одному ее волшебному голосу, пойдут за ней?
Но мечтам девушки не суждено было осуществиться. Помещица, узнав, что ее племянник пристает к сельской актрисы, закрыла театр и выгнала Татьяну. Городские профессора-либералы, которые восхищались ее талантом и обещали помощь, отвернулись. А тут еще и поп начал издеваться и травить. Татьяна не видит выхода, вокруг нее образовалась как будто стена. Бодрая, энергичная, погруженная в творчество девушка теряет смысл жизни и накладывает на себя руки.
В образах героя новеллы Андрея и рассказчика писатель воплотил горячую жажду простых людей к знаниям, к образованию. Оба они грезят университетом, верят в свой талант, в свои силы, мечтают принести культуру в село, домой, хоть бы и в кропив'яному мешке. Но за тех условий мечты молодых людей невыполнимы. «Куда его, да и куда его на ночь глядя?» - таким вопросом завершается новелла. Образ ночи - это та сила, которая душит талантливых украинцев, не дает им вырваться из порочного круга нищеты и несвободы.
Следовательно главной проблемой повести «Талант» с трагическая судьба народных талантов, а именно талант Татьяны - певицы - и трагизм ее судьбы в тогдашнем обществе. Смерть героини повести - это обвинение общества. У писателя душа болит, что талантливая украинская молодежь росла в невежестве и темноте, не имея доступа к образованию и культуре.
|
|