Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

МЫ - УКРАИНЦЫ
АНАТОЛИЙ ДИМАРОВ
Голубая ребенок

Когда мой сын приносит из школы неудовлетворительную оценку, жена трагедийно спрашивает у него, что он там опять натворил.

Сын выдавливает из себя, что они с ребятами катались друг на друге и наскочили на учительницу, а та испугалась и побежала.

Мне интересно, как быстро побежала учительница, но я гашу свое любопытство и строго говорю, что так делать нельзя.

Бабушка говорит внуку, что его отец никогда так не делал, приносил домой только отличные оценки. Я чувствую, как голубая ребенок, вызванная бабушкой и мамой с небес, порхает над моей головой. А между прочим, когда бы тот голубой ангел попал в наш 5-Б, то не вырвался бы оттуда живьем. А если и вырвался бы, то с ободранными крыльями. И больше всего голубого перьев было бы в моих жменях.

У дяди Матвея был высокий забор (ограждение), злейший собака и вкусные яблоки.

Я ни за что бы не полез в садик, если бы не одноклассница Оля с необычной фамилией - Чровжова, в которую были влюблены все парни, среди них и я. Оля вдруг заявила, что хочет яблок, и я, отдав другу книжные и картуз, полез через забор. Нарвал полную пазуху яблок, хотел слезать с дерева, а там молча ждет меня черный и злющий Полкан. Я необдуманно бросил в него яблоко, он яростно залаял, и прибежал Дядя Матвей. Все одноклассники разбежались, а я залез на самую высокую ветку и вместе с ней рухнул на Полкана. Дядя Матвей вволю угостил меня крапивой, и я целый день «вымокал» в ставку. Я долго сердился на предательницу Олю, которая с равнодушным взглядом ушла тогда от садика. Оля же не могла потерять одного из своих верных вассалов, поэтому стала забрасывать ласкавенький крючочек привязанности то зодного, то с другой стороны.

Она подружилась с Сонькой из нашей компании, и я туда не мог сунуться, чувствовал себя одиноким и несчастным.

А тут еще увлекся «Тарасом Бульбой» М. Гоголя. Читал даже на уроке, за что учитель математики Павел Степанович поставил мне «неуд».

Я представил себя запорожцем на лихом коне, с оружием. Как я приезжаю в школу, все учителя передо мной на цыпочках, а ученики смотрят с завистью. Оля просит ее простить, а я, равнодушный и гордый, не прощаю и еду.

Вместе со мной учился сын лесника Василий Кологойда. У них дома было много зверей - лиса, волчонок, заяц, еж и уж Никитка, который отзывался на свое имя. Однажды Василий принес ужа в пазухе, учительница поинтересовалась, что там у него. Парень сказал: «Никитка», - а тот и выглянул.

Никогда мы не думали, что женщины могут так визжать. А то еще Василий брал в рот лягушат и пугал этим девушек. Мой друг Ваня спросил, смогу ли так. Я хвастливо сказал, что раз плюнуть. На следующий день Ваня всем похвастался, что я тоже могу брать в рот лягушек.

Пришлось мне тренироваться на пуголовках, хоть и противно было. На следующий день мы выстроились возле школьных ворот, ожидая девушек, чтобы показать им наше умение. Вот и Оля. Я беру в рот лягушонка. Вдруг подходит завуч, приветствуется до всех, а я только глаза вирячую. Спрашивает, почему не отвечаю. Язык мой не выдерживает, распрямляется, и я глотаю лягушонок. На несколько дней становлюсь героем всей школы. А по ночам иногда просыпаюсь и прислушиваюсь: не то выпрыгивает лягушонок у меня в животе?

Не знаю, почему взрослых не трогали собаки, бараны, лошади. Стоит же мне было появиться на улице, как бесился найсмирніший пес срывался с цепи и гнался за мной.

У нас была молодая и красивая учительница Галина Ивановна. Как мы хотели обратить ее внимание на себя, как хотели стать взрослыми, чтобы пригласить в кино и сидеть рядом с ней!

Из всех учителей мы больше всего боялись завуча Павла Степановича, который преподавал у нас алгебру.

Когда он шел по двору, то унимались самые большие забияки. Тягчайшей карой у нас считалось, когда вызвали к нему в кабинет. Он будто не замечал ученика, а тот не знал, куда деться со стыда. Никогда не кричал, не ругал, но каждый нарушитель чувствовал себя от этого еще хуже.

Я никак не мог понять алгебры, представить, как можно прибавлять или умножать не цифры, а буквы.

Как-то за невыполненное домашнее задание Павел Степанович приказал мне зайти к нему. Я боялся, но завуч, на удивление, был приветлив, сказал, что он тоже когда-то не понимал алгебры. Объяснил еще раз подробно материал, и мне все стало ясно. С того времени учитель не казался мне таким строгим, но и уважал я его не меньше.

А вот Виктора Михайловича, нашего классного руководителя, мы не боялись совсем, зато очень любили. Он был нам старшим товарищем, умел заинтересовать, зажечь самой скучной, казалось бы, делом.

Однажды он даже помог нам выиграть бой в снежки с шестиклассниками.

Виктор Михайлович снимал комнату в Миколиних родителей, которые всячески его подкармливали. Он каждое утро делал зарядку и обливался холодной водой. А еще был безнадежно влюблен в Галину Ивановну.

Все было бы хорошо, но у Виктора Михайловича появился соперник - знаменитый деревенский парень Федор Бурлака, машинист паровоза.

Надо было что-то делать. Выручили артисты, которые приехали к нам со спектаклем. Мы принесли испорченные яйца, подстерегли Федора, когда он шел в клуб, и обложили его. Парню пришлось бежать домой, а Галина Ивановна, не дождавшись Федора, пошла на спектакль с Виктором Михайловичем. Через месяц они поженились.

Наши родители были скупы на ласку, осторожными на похвалу. Чаще ругали и били, но чего они стоят, эти сроду небиті, нелаяні дети?

Наконец пришли долгожданные летние каникулы. Можешь делать все, что тебе заблагорассудится - гонять по лесу, ездить на лошадях, делать набеги на чужие сады и огороды.

Вечером придешь уставший, поужинаешь горбушкой хлеба с молоком - и спать!

Летние каникулы теснейшим образом связаны с рекой. Мне кажется, что люди, которые выросли у светлых веселых рек, не могут быть злыми или грустными.

Ранней весной мы бегали смотреть, как что снимался лед, иногда даже катались на льдинах. После снежной зимы ранней весной село заливала наводнение. Взрослым - хлопоты, а детям - радость. Разве не интересно поехать по улице на лодке! Мы даже в морской бой ходили на ребят с соседней улицы!

Река наша - чистая и веселая. В прозрачной воде видно рыбу. Множество раков водилось в норах кручи под водой. Мы брали ведра и шли с братом Сергеем печерувати раков. Я нырял, находил норку, просовывал туда руку и хватал рака сверху, чтобы он не схватил клешней. Брат складывал их в ведро. Единственное, чего боялся наткнуться на гадюку. Набралось уже почти ведро раков. И вдруг, почувствовав в норе что-то холодное и скользкое. Я пулей вылетел из воды. Видимо, у меня был такой вид, что братик с перепугу побежал и опрокинул ведро. Мы вооружились дубинками, посмотрели хорошо - гадюки не было. Собрали раков, Сергей пошел набрать в ведро воды и... оно упало и втонуло. Лезть в воду я уже не решился. Вот Сергіїще! Хоть это он утопил ведро, мама будет ругать меня, потому что я старший, а старшие за все отвечают.



Комментарий

Голубой ребенок - это ангел, которому обрисовали отца в детстве мать и бабушка. На самом деле он был обычным парнем, и в его школьной жизни было много приключений - веселых и не очень. Отец вспоминает, каким он был в возрасте своего сына, и лучше понимает своего ребенка.

Кроме проказ и развлечений, Толик замечает в жизни важные вещи и ценит их: умение мечтать, дружить, ответственность за младших и слабых, стремление к добру и справедливости, тонкое чувство красоты природы, ее благотворного влияния на человека, чувство юмора.