"Deus ex machina" (лат. - бог из машины) - драматургический прием в античных трагіків, когда развязка произведения осуществлялась божеством, спущенным на кон с помощью специальной подъемной машины: да роз'яснювався содержание событий, запобігалася катастрофа, определялась судьба действующих лиц. Часто этим приемом пользовались Еврипид ("Елена", "Ифигения в Авлиде", "Электра"), Софокл ("Філоклет"), Плавт ("Амфітрі вон") и др. Сейчас этот термин употребляют, когда речь идет о механическом, художньонепереконливе решения конфликта с помощью персонажа, который немотивированно появляется в конце действия, как офицер в развязке комедии Ж.-Б.Мольс ра "Тартюф", который арестовывает лицемерного святошу. "D. ex m." касается резонера или мудрого законника, который часто встречается в просветительской литературе XVIII в., филантропа, имеющегося в произведениях (прежде всего - водевилях и мелодрамах) XIX в., а также в современных произведениях, которые в основном имеют счастливый конец, так называемый "хэппи энд". Кстати, такая черта была присуща многим произведениям социалистического реализма, в частности пьесам а. корнейчука ("Платон Кречет", "В степях Украины" и др.).
|
|