Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Концептуальное искусство - искусство, которое самоопределяется через собственный смысловой знак, то есть концепт (лат. Conceptus - мысль, понятие). При этом ценность искусства усматривается не в его міметичних свойствах, а в идее о нем, в ряде комментариев о его природе. В отличие от реализма,' склонного к употреблению синтетических описательных предложений до "изображение жизни в формах жизни", К.м. удается аналитических предложений, в которых предлагается определение художественной деятельности. Тавтологический характер такого текста в тексте отражается в абстрактной грамматике, протиставленій физическим сутностям, отраженными в слове. Лексические средства и информационное назначение языка здесь не играют особой роли. Цель художников - создать "нематериальный", "неонтологічний" объект, функцию перцептивной поведения. Поэтому акцент переносится с "материального" модуса (лат. Modus - мера, способ) на "пропозиціональний", признается предложение, а не художественное произведение, акт восприятия, а не предмет восприятия. Основы К.м. опирались на философию неопозитивизма (Л.витгенштейн, А.Айєр и др.), на принципах структурализма, на опыт авангардизма, прежде всего кубизма. Определяющие положения К.м. изложенные в программной статье Дж.Кошута "Искусство после философии" (1969), развернутые В.Берджином, А.Берном, М.Рамсденом, Г.Хааке, Д.Х'юбшером и др. В художественной практике (живописи, литературе и т.д.) сторонники такой художественной тенденции занимались затемнением содержания, эзотерическим тайнописью, языковым ритуалом. Тавтологический прием часто сводился к лаконизму парадоксальной фразы (Л.Камнітцер: "Это - зеркало. Вы - написанное предложение"; Й.Оно: "Возьмите звук со стрелой камня" и т.п.) или же полного ее отрицания (сто ксерокопий с чистого листа бумаги А.Берна). Хоть К.м. оформилось во второй половине XX в., его элементы существовали значительно раньше, чем возник авангардизм, в частности в эпоху барокко (см.: Симметрия, Фигурный стих). Тавтологический прием комментирования текста в тексте случался и в украинской литературе: И. Франко ("Сонеты - это рабы. В форме узы..."), Б.-І.Антонич ("Стих о стихах", "О строфу") и др. (см.: Центон).