Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Изображение жизни и быта крестьян в повести Г. Квитки-Основьяненко «Маруся»

Выдающуюся роль в становлении новой украинской литературы сыграл Григорий Квитка-Основьяненко - первый украинский прозаик.

В произведениях, написанных на русском и украинском языках, писатель отразил ряд существенных черт феодально-крепостнической действительности, ярко изобразил жизнь различных слоев украинского общества конца XVIII - начала XIX века. Наследуя лучшие традиции украинской литературы, прежде всего творчества Сковороды и Котляревского, прозаик проявил гуманное отношение к народу, сочувствовал его тяжелому положению, осуждал господ и сельскую власть.

Повесть «Маруся» Г. Квитка-Основьяненко написал в 1834 году. Это была первая повесть писателя. В основе произведения лежит социальный конфликт: бедность Василия, угроза солдатчины, что и является главным препятствием к счастью и бракосочетания. Этим писатель делает первые попытки раскрыть внутренний мир героев, уделяет значительное внимание их переживаниям, поступкам, которые психологически мотивирует. Так художник стремится облегченно решить социальную противоречие: Василий находит благотворительного хозяина, который обещает ему за честную работу найти вместо него «найомщика» в солдаты.

Повесть «Маруся» обозначена гуманным отношением писателя к крестьянству, прославлением народных обычаев и обрядов. Трудящихся людей прозаик изображает умными, талантливыми. «А то таки правду сказать, - говорит Василий Науму Проволоки, - что нашего братика куда ни піткни, хоть в науку, хоть в какое ремесло, то путь будет, не пропащие за него деньги».

Жизнь и быт крестьян Г. Квитка-Основьяненко рисует, в основном минуя крепостничество, не акцентируя внимание на социальных причинах тех или иных событий, того или иного поведения героев. В соответствии с своего миропонимания автор не возвышается до осуждения феодально-крепостнической системы, ему кажется, что социальные отношения в обществе естественные и незыблемые. Бедность народа, мешал писатель, происходят от того, что законы, добрая воля царя и его сановников нарушаются своевольными господами, нечестными чиновниками. Народ, по его мнению, не должен выступать против Бога, и обидчики неизбежно получат по заслугам от «высшей власти».

«Маруся» - выдающееся явление в истории украинской литературы. Такую оценку произведение, я думаю, получил через широкое использование автором фольклора как особого элемента в изображении быта, нравов и характеров героев.

Так, в повести писатель мастерски использует жанр обрядового плана на похоронах. У Наума Дрота, одного из главных героев, умирает дочь Маруся. Наум в отчаянии. Склонившись над ней, он говорит: «Прощай, моя доченька, утешение, радость моя и Зав'яла ты, как садовый цветочек, засохла, как былинка! Что без тебя теперь остался? Сирота». Этот обряд имеет название причитания, в литературной критике его еще называют плаче. С какой целью Г. Квитка-Основьяненко использует стенания? Безусловно, для усиления эмоционального звучания произведения, для передачи внутреннего состояния человека в момент ее страданий, то есть плачеві писатель предоставляет культа то в время страданий, или тогда, когда пишет о любви.

Автор описывает два обряды в повести: свадьбы и похороны, и в текст авторской речи вводит пословицы, поговорки, песни. Обращение к фольклору оправдується желанию реальнее воссоздать колорит эпохи, образ жизни, а также язык главных героев, потому что именно язык много говорит о человеке.

Иногда в повести встречаются народные песни («Ой, девушка горлица, до казака льнет»;. Причем автор часто использует не полную песню, а ее фрагмент. Так, во время сватовства Маруси девушки-подруги поют фрагмент песни, которая предоставляет обстоятельствам праздничности, торжественности:

И ты душенька,

наша Марьюшка!

Обметайте дворы,

Застеляйте столы...

Фольклорные элементы присутствуют в творении образов. Особенно интересны в этом плане Наум Дрот, Настя, Маруся и Василий. Они изображены разностороннее; для их создания автор использует народно элементы, в частности портретные характеристики. Маруся - девушка «высокая, прямесенька, как стрелочка, чорнявенька, глазенки, как терновые ягодки, брівоньки, как на шнурочке, личиком красная, как господская рожа, что в саду цветет», Василий - «парень хороший, кудрявый, чисто підголений: чуб чепурной, уси казацкие, глаза веселенькие, как звездочки...». Как видим, для портретной характеристики Г. Квитка-Основьяненко использует фольклорные эпитеты, сравнения, уменьшительные формы прилагательных.

Прекрасно автор изображает природу Украины. Пейзажи в повести способствуют раскрытию переживаний героев. Перед рассказом о признание Василия и Маруси писатель подает описание весеннего утра, наполненного животворных чар, радостного предчувствия тревоги: «Вот и рідесенький туман упал на річеньку, как парень приголубивсь к дівчиноньки и вместе с ней побежали прятаться между крутыми берегами».

Г. Квитка-Основьяненко несколько идеализировал окружающий его мир. Эта идеализация ощутима прежде всего в действиях, поступках, мыслях героев. Наум и Настя - идеальные образы крестьян. Они трудолюбивы, уважают друг друга, богобоязненные. Автор говорит, что между ними никогда не было ссоры, драки, никогда они не ругались, а жили мирно и спокойно и хвалили бога за его милость.

«Маруся» - не единственное произведение в творческом наследии Г. Квитки-Основьяненко. Читателю знакомы и такие произведения, как «Несчастная Оксана», «Искренняя любовь», «Салдацький патрет», «Конотопская ведьма» и т.д. И выше перечисленные повести писались позднее, а потому в них уже расширенный общественно-социальный фон, писатель углубляется в общественно-исторические обстоятельства, поднимает проблему противоречия между личным счастьем и социально-политическими условиями жизни.

В «Маруси» же Г. Квитка-Основьяненко как сторонник сочетание реалистического изображения действительности с сентиментализмом стремится не только показать быт крестьян, их обычаи, но и растрогать читателя благородными чертами героев, их великодушными поступками, страданиями, неожиданной гибелью некоторых из них.