Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Мемуары (фр. memoires - воспоминания) - повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Ведущим жанровым признаком мемуаристки есть субъективное осмысление определенных исторических событий, жизненного пути конкретно-исторической личности с привлечением документов, соотнесением собственного духовного опыта автора с внутренним миром его героев, социально-психологической природе их поступков, мотивацией действий и решений. Основателем этого жанра считается Ксенофонт - автор воспоминаний о Сократе и военный поход греков ("Анабасис", 401 до н.э.). В римскую эпоху к М. обращался Юлий Цезарь ("Записки о Галльской войне"), в эпоху средневековья - П.Абеляр ("История моих скитаний"), в эпоху Возрождения - Б.Челліні и др. Интерес к М. не угасал и позже (И.-В.Гете, мадам де Сталь, Стендаль, г. гейне, И.тургенев, А.Франс, Р.Тагор, Э и др.). М. свойственна документальность, историческая достоверность, хотя не исключается право автора на художественный домысел. Для М. характерен двойной взгляд писателя на события, которые он описывает: так он воспринимал их действительности, а вот такими (с учетом жизненного опыта, общественного мнения) эти события предстали в его сознании через годы, в момент творческой работы над М. Говоря о прошлом, автор М. практически никогда не может находиться в пределах одного временного измерения. М. разделяют на три категории: объектные, цель и смысл которых лежит в воссоздании объекта авторского внимания, то есть событий, ситуаций, людей; субъектные, главный интерес которых направляется на фигуру . автора; воспоминания, которые органично сочетают в себе оба подхода. Самая простая жанровая форма современной мемуаристки - листы. Близкие к ним дневники. их дополняют другие жанры мемуарной литературы. Автор письма размышляет о сегодняшних для него события, автор дневника движется к будущему, которое он может предсказать. Авторы мемуарных произведений других жанров, наоборот, возвращаются в прошлое. Блокнот - отдельная жанровая форма мемуаристки. Он часто является ключом к творческой лаборатории писателя. Каждая записанная мысль, обрывок фразы, одно отдельное слово писателя помогают четче понять процесс его мышления, настроения и эмоции, что позже выплескиваются в строки его произведений. Более сложная форма М. - заметки. Этот жанр характеризует прежде всего возможность ретроспективного взгляда на прошлое. Заметки воспринимаются как литературно обработан материал, где четко заявляет о себе авторская позиция. Сам автор то находится как бы на периферии сюжета, то приближается к его переднего рубежа, то отдаляется в глубину, но не часто является главным героем. Самой сложной и распространенной жанровой формой М. считается литературный портрет, автор которого не ставит себе за цель воссоздать весь жизненный путь своего героя, а пытается через одну или несколько встреч показать характерные черты его личности ("Рассказ о беспокойстве" Ю.Смолича, "Встречи и прощания" Г.Костюка). История украинской мемуаристки насчитывает несколько столетий, его истоки - в автобиографических элементах литературы Киевской Руси ("Поучение детям" Владимира Мономаха). Как самостоятельная жанровая форма М. появляются в начале XVIII ст. ("В память своим детям и внукам, и всему потомству" Ильи Турчиновского). В литературе XIX в. первенство в мемуарных жанрах принадлежат Т.шевченко. Его "Журнал" (1858), короткие автобиографические заметки, письма положили начало новому этапу развития мемуаристки в Украине. Под их влиянием обращаются к воспоминаниям п. кулиш, н. Костомаров, ' м. Драгоманов, а. барвинский, и. Нечуй-Левицкий, и. Франко, Б.Лепкий и др. В XX в. мемуарная литература представлена произведениями разных жанров: письма (Леся Украинка, М.Хвильовий, м. рыльский, в. Стус), дневники (П.тычина, М.Драй-Облако, Остап Вишня, А.довженко, В.Симоненко), записные книжки (С.Васильченко, Варвара Чередниченко), заметки (В.Минко, І.Багмут), литературные портреты (м. бажан, С.голованевский), эссе (Є.Маланюк, Ю.Шерех). Достаточно распространенными жанрами мемуарной прозы является повесть, роман ("Дороги моих дней" В.полищука, "Музей живого писателя, или Моя долгая дорога в рынок" В.Дрозда, роман "Третья Рота" В.сосюры, "Повесть моей жизни" Зинаиды Тулуб). Немало мемуарных произведений принадлежит писателям украинской диаспоры ("Воспоминания о неоклассиках" Ю.Клена, "На белом коне" и "На коне вороном" У.Самчука, "Дневник" в. Винниченко, "Разговоры в дороге к себе" І.Кошелівця).