Відлунювання - грустная стихотворная форма, в основном двустишие, второй, укороченный строка которого состоит из слова (рифмы), которое повторяет целое заключительное слово (или его часть) предыдущей строки, создавая новые смысловые оттенки. И. известен в фольклоре, а в поэзии введено в барокко сутки благодаря Ивану Величковському, в рукописной сборнике которого "Млеко" (1691) есть стихотворение "Эхо":
- Что плачеши, Адам? Земной ли края?
- Рая.
- Почему в онь не внійдени? Боїш ли ся браны?
- Раны [...]
Эта грустная стихотворная форма не потеряла интереса и среди украинских поэтов более поздних времен (сатиры "Смелый мужчина" и "Идеальный публицист" В-Самойленко). В сегодняшней поэзии В. подверглось некоторой модернизации, вилучилось с двовірша, будучи введенным в другие строфічні структуры, в частности в катрен, наполняя его дополнительным смысловым нагрузкам:
Ночь холодная и неумолимая.
Взгляд привязан к окну.
Хочешь произнести, любимая
и ломаешь уста: хана...
Началась бедствия ловля,
но-знают родню слова -
хочешь произнести: молитва
и срывается с уст: Литва... (И. Рымарук).
Несмотря на фиксированный речевыми нормативами ударение в заключительных словах последних строк каждой строфы, закрепленный рифмованным суголоссям, он способен перекидываться на ту позицию, собственно, на первый слог, как ему велит В., создавая двойное значение, а следовательно - полісемантичну ситуацию поэтического вещания. В. называют еще еколалією (исп. ecolalia).
|
|