УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Где точки расхождения натурализма и реализма?
В последние десятилетия XIX в. возникает литературное направление натурализм, который теоретически обосновал известный французский писатель Э. Золя в книге «Экспериментальный роман» и в других трудах. Он и его последователи критиковали весь предыдущий опыт реализма за то, что он не использовал новейших достижений естественных наук, был отмечен чертами романтичности, высокой нравственности. Писатели-натуралисты ставили целью описания полной, исчерпывающей, по-научному объективной и правдивой картины мира. В отличие от реалистов, они отдавали предпочтение биологическому, физиологическому началу в жизни человека. Так, Е. Золя требовал научной точности ее описании внешней среды, в изображении человека, успехи и неудачи которой, по его мнению, обусловлены наследственностью. Двадцятитомна серия романов «Ругон-Маккари» Е. Золя имеет подзаголовок: «Социальная и естественная (то есть биологическая) история одной семьи в эпоху II империи». Карьера Ругонов он объясняет тем, что в их жилах течет здоровая кровь, а падение Маккарів - плохой наследственностью. Итак, эстетика натурализма основывалась на принципах биологизма и фотографізму: увлечение физиологией человека маскировало истинные причины социального зла, а попытка создать по-научному точное и правдивое изображение приводило к захваченному эмалировка в произведении мельчайших деталей обстановки, пейзажа, одно слово, натуры. И эта натура изображалась, как правило, статично, не в развитии. Принципиальная разница существует и между авторскими позициями натуралистов и реалистов. Если первые изучали мир людей так, как ученый-натуралист описывает, например, мир насекомых, то вторые видели свою задачу не только в изображении, но и в оценке изображенных людей и событий. Одновременно следует отметить, что натуралисты заметно расширили тематику (различные аспекты быта, физиологии человека, жизнь городского «дна»), способствовали дальнейшей демократизации литературы, сняли многочисленные табу с стыдливо замалчиваемых сфер человеческого существования, обратились к художественному исследованию подсознательного и бессознательного. Этим опытом, часто трансформированным согласно собственной и мировоззренческой и эстетической позицией, воспользовались писатели XX века - от реалистов до сторонников авангарда.
Черты натурализма оказались в творчестве братьев Гонку-ров (Франция), Г. Ибсена (Норвегия), В. Винниченко.
|
|