Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Литературное направление - относительно монолитна и внутренне упорядоченная совокупность литературных (идейно-художественных) тенденций, установившихся в ряде выдающихся или эпохальных произведений, которые появились примерно в одно и то же время. Л.н. является важным фактором литературного периода. В пределах одного литературного периода может выступать несколько литературных направлений, например, в Просвещении - классицизм, рококо, сентиментализм. Название доминантного направления нередко становится названием целого литературного периода, а его временные границы - границами периода (барокко, романтизм, модернизм, авангардизм). Каждому Л.н. соответствует совокупность произведений, которые имеют ряд общих, характерных черт, что свидетельствует об их принадлежности к тому или др. Л.н. Такая принадлежность влияет на историческую классификацию жанров (романтическая баллада, классическая ода, трагедия, реалистический роман и т.д.). Л.н. можно рассматривать діахронно и синхронно: одновременно он является совокупностью тенденций, которые имеют свое историческое развитие, свою эволюцию, и систематизированной совокупностью определенных ієрархізованих тенденций, что является явлением низшего порядка относительно литературного периода. В борьбе и смене литературных направлений наиболее отчетливо проявляются закономерности литературного процесса. Изменчивость литературных направлений является основанием для историко-литературной периодизации. Л.н. определяют такие важные факторы: 1. Мировоззренческий (идеологический и философский) фундамент, который порождает определенную концепцию действительности, определенный способ ее познания, понимание общественно-исторических закономерностей, место человека в обществе и Мироздании. Сюда же относятся идейные убеждения, направленные на изменение существующих общественных отношений, общественные и нравственные идеалы, согласно которым оценивается современность, а также взгляды на роль и значение литературного творчества в жизни общества, исторической эпохи, человеческой культуры в целом. 2. Поэтика как система более-менее нормативных правил, которые выросли на філософськім фундаменте того или др. Л.н. и непосредственно связанные с литературным творчеством. Это - главный фактор Л.н. Собственно поэтика сосредоточивает в себе все специфические художественные особенности Л.н. (на уровне стиля, композиции и т.д.), определяет его литературную суть. 3.Спільність мотивов, тем, идей, образов, сюжетных схем, которые преобладают в определенном Л.н., характерны для него. Этот фактор тесно связан с общественно-культурными условиями существования Л.н., особенно с философскими и эстетическими идеалами, которые составляют его фундамент. Скажем, для классицизма было характерно преобладание мифологических мотивов, тем, сюжетов античности (П.Корнель, Ж.Расін), что соответствовало культурно-историческим идеалам эпохи; именно на них писатели классицизма воспроизводили моральные конфликты (конфликт чувства долга, эмоций и морального приказа). Так, в пределах каждого Л.н. существует своеобразный набор близких или тех же мотивов, типичных образов и схем. 4. Совокупность художественных средств, регулируемых поэтикой Л.н. Это определенные стилевые, композиционные особенности, определенные жанровые формы, которые преобладают в данном Л.н., являются характерными для творчества его представителей. Если для классицизма было характерно четкое разграничение жанров и жанровых форм, то романтизм активно внедрял смешанный жанр. Национальные разновидности Л.н. соответствуют общей, совместной модели Л.н. (европейской или даже мировой литературы). Между национальными разновидностями Л.н. существует определенная внутренняя связь - в них проявляются закономерности мирового литературного процесса. Стилевые тенденции меньшего масштаба, чем Л.н., называются течениями, струями и т.д.