Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

УЛАС САМЧУК
В поисках человеческого достоинства (за статьей Уласа Самчука «Народ или чернь?»)

Не зря Уласа Самчука называют украинским Гомером XX века. Этот человек в своих художественных произведениях охватила взглядом настоящего мастера эпоса жизни украинства в начале XX века и во времена Голодомора. Важное место занимает и публицистическое наследие писателя, в которой он свои мысли, свое отношение к будущему и настоящему своего народа выражает направления.
Главными вопросами, которые поставил Улас Самчук в статье «Народ или чернь?» есть проблемы национального самосознания народа, его собственного отношения к этому, художник пытается найти причины и пути преодоления культурной, исторической, национальной «амнезии» своих соотечественников.
В начале статьи автор дает определение двух важных понятий - «народ» и «чернь». Нация, народ, по утверждению Уласа Самчука, - «организованная, сознательная, вигранена сборная единица», тогда как чернь - «толпа безъязыких и безликих фигур». На основе этих определений Улас Самчук доходит очень горькой и неутешительному выводу: украинство для него является именно чернью и толпой, потому что большинство людей потеряли два самые главные элементы, которые могли бы сделать их именно нацией, народом. За Самчуком, эти важнейшие элементы - это человеческое достоинство и национальное сознание.
Что же привело к таким разрушительным, страшных последствий? - ставит сам себе и читателю вопрос автор. Разрушение национального сознания коренится в самой истории руси: власть, которая царила на Украине, то ли польская, то ли русский, то ли советская, проводила не только определенный экономический, но и - что самое страшное - идеологическое, духовное насилие. «Всякая власть... лишь доказывала нам, что мы - не мы, а нечто другое. Это было постоянное ломание нас, уничтожения нас», - говорит Улас Самчук. В истории найдем множество примеров в подтверждение этой мысли, вспомним хотя бы Эмский указ 1876 года, в котором было написано, что «украинского языка не существует», были запрещены любые художественные акции украинском, украинские книги можно было издавать только через цензуру и написанную, найдив раньше, «по правилам русского правописания», то есть русскими буквами... в то же Время дети Галичины вынуждены были учиться на польском. Улучшилась ситуация с упадком Российской империи и приходом большевизма? На этот вопрос отвечает в своей статье Улас Самчук: «Большевизм много говорил о сознании. Но его сознание сводилась не к человеческой сознательности, а, как тогда говорилось, классовой, социальной. А это далеко не то же самое». Именно здесь и кроются причины упадка человеческого достоинства: с большевистской идеологией искоренялись собственно человеческие, вечные ценности, все духовное заменялось материальным, «классовым». Из сознания украинцев постепенно вытесняли веру в Бога, ощущение собственной земли, собственного хозяйства, ответственности за свой труд - все это пресекалось путем установления системы колхозов. Улас Самчук высказывает очень важную мысль: «Основой жизни является не класс, а человек». Итак, «единицей измерения» жизни является именно человек, личность, независимая во взглядах и мнениях, полна духовности и красоты...
Решения поставленной проблемы Улас Самчук видит прежде всего в искоренении глобальной равнодушия людей, борьбы с денаціоналізацією, которую надо «вырвать с корнем». «...не все равно, кто как говорит, каким богам молится, какие книжки читает. Не все равно, какими именами названы улицы наших городов... Не все равно, кого мы учим в школе... А когда - все равно, то это значит, что все равно для нас, кто есть мы сами».
Странно, что десятилетия прошли со времени написания этой статьи, но она как будто написана о настоящем, за тем лишь исключением, что большевизм уже свергнуто. Но, как по мне, советская идеология, принцип «моя хата с краю» еще жив в головах людей. Мы не имеем права судить, мы должны попытаться понять каждый человеческий поступок. Да, на самом деле, еще несколько десятилетий назад жизнь за философией «моя хата с краю» могло спасти человеку жизнь, спасти ее близких от політув'язнення, от преследований и травли. Но вот уже более пятнадцати лет прошло с того времени, как свободно высказываться и создавать искусство на свой вкус может себе позволить каждый без всякого риска. Самое главное - свободно думать, развиваться, формировать в себе лучшие качества и ценности... Ибо без этого нельзя будет снять вопрос «Народ или чернь?» со, скажем так, «повестки дня»...