Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Летопись - памятник исторической прозы Киевской Руси и казацкой эпохи. Рассказ часто начинался словами "В лето..." - отсюда название жанра. Л. имели такие разновидности: ежегодная хроника и собственно летописные рассказы, имеющие соответствующую литературную обработку. Л. - интеграционный жанр, сочетающий в себе и легенду, и воинскую повесть и житие святого, и разнообразные документы и т.д. Новые Л. состояли в виде сводок, иногда компиляций предыдущих аналогичных текстов, сопровождались определенными сокращениями или дополнениями в зависимости от Исторической концепции, политических установок или личных вкусов каждого автора. Первые записи исторических событий Киевской Руси сохранились от X вв. Как жанр Л. распространились в эпоху Ярослава Мудрого (1019-54) с целью обоснования появления христианства в тогдашней Киевской государству. Следующий период Л. связан с деятельностью Никона, монаха Киево-Печерской лавры, которая приходится на 60-70-е IX вв. Форма ежегодных статей, введенная в те времена, отличает киево-руский Л. от византийских хроник, ограничиваемых периодами господства определенных императоров. Около 1095 встает "Начальный свод", сохранившийся в Новгородской редакции, положенный в основу непревзойденной "Повести временных лет" (около 1113), в которой древнерусский (собственно киево-русская) история сочеталась с всемирной. За этими образцами складывались Киевский и Галицко-Волынский Л. В совокупности они называются Летописью русской" - гигантской эпопеей о событиях времен Киевской Руси в мировом контексте до конца XIII ст., переведенной за Ипатским списком Л.Махновцем (К., 1989). Л. велись также В Галиче, Чернигове, Владимире Волынском, Остроге и других городах, позже появились казацкие летописи, в которых подчеркивалась преемственность украинства с давних времен. На территории Московской Руси также появлялись Л., что присваивали себе киево-русскую прошлом, служили обоснованию мифа "третьего Рима", т.е. Москвы ("Хронограф русский", "Лицевой свод" в 70-ти т. и др.).