Сочинение
«...ВЕЧНАЯ МУДРОСТЬ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА В ОБЫЧНОЙ ЛЕПЕШКИ ЖИВЕТ»
Во все времена и у всех народов было наибольшей святостью, когда лежал на столе хлеб. Его присутствие согревало людей, сплачивала в единый союз, продолжала родословную. Хлеб вдохновлял поэтов и мыслителей, способствовал появлению песен и дум:
Ты, вседержитель в небе, на море и суше, -
Хлібе единый для всех поколений и миров,
День мой грядущий, день проминулий и сущий
Благослови. И освяти. И образования.
(Б. Олийнык. «Хлебу»)
Все начинается с земли, которая приносит земледельцам столько тревог, радости и счастья, а потому в народе всегда к хлебу относились как к святыне, берегли и ценили, ведь, копы исчезал хлеб, всегда приходило беда:
Мой хлібе родной. Был ты на цене
В тяжелые лета, в бедные трудодни,
В скупім пайке, во фронтовой траншеи.
Залей весь край от щедрости своей.
(А. Малышко.. «Щедрость»)
«Хлеб - богатство, достаток, соль - то гостеприимство и искренность, а честь - то человеческое достоинство, за которую предки наши стояли, даже не имея куска хлеба ни щепотка соли. И нам, наследникам, завещали стоять на том» (Д. Прилюк).
Видное место занимает образ хлеба в творчестве украинских поэтов. Хлеб как самое ценное сокровище на земле возникает из одноименного стихотворения Дмитрия Павлычко. Это образ-символ достатка и благосостояния народа. Никогда не забыть человеку вкус того хлеба, что пекла мать, поэтому такой искренностью и любовью пронизаны строки стихотворения, в которых поэт говорит:
Нет такого хлеба на земле,
Как то, что моя мать пекла...
В «Сонете подольской весны» Дмитрий Павлычко пишет:
Этот хлеб, что светит на моем столе.
Побеждает мою печаль и усталость.
В сонете «Тракторист» герой, неутомимый труженик и одновременно романтик, который во сне мечтает о ракетоплан, убеждается, что «в зерне пшеницы больше чуда, чем в заре». Незабываемый и лирический герой сонета «Зерно». Он надеется возродиться в пшеничном зерне, вечно идти родным полем, неся в сердце солнце и доброту. Не может оставить равнодушной и поэзия Д. Павлычко «Пахнет хлебом земля», где есть такие строки:
Пахнет хлебом малыш,
Что любовь его родила.
Пахнет хлебом земля,
Что дала мне солнце и крылья.
Почетный труд земледельца восхваляет в своей поэзии «Этюд о хлебе» Иван Драч. В основе стихотворения - художественное возвеличение простой на первый взгляд работы - выпекание хлеба:
Яйцо разобьет, белком помажет,
На деревянную лопату - и в печь,
И тріскотітиме искрами сажа -
Миниатюрная звездная ночь.
Мы догадываемся: мать выпекает хлеб, она священнодійствує, На столе появляется хлеб-солнце:
В подсохшем тесте кленовая лопата.
Вынет из черепе, где пікся в тепле, -
И зачарується беленая хата
С солнца пахучего на столе.
Об этом таинство выпекания хлеба, в котором просматривается вся душа нашего народа, трудолюбивого, с высокой духовностью, чувствительного, просто и изящно написано. Скуратовским:
«Едва-едва собиралось на опыт, и мать, умывшись, зодягали чистую рубашку, подвязывались карунковим, вышитым в крестик, фартуком и вылезали на лежанку. Сквозь просоння слышал их нежную провідку: «Ну вот и сошел святец, аж крышку подпер!» Вскоре досвіткове помещение освещалось живыми зайчиками - вдруг вспыхивали сухие дрівцята, потрескивая громкими выстрелами, и, когда пламя лизало своим языком челюсти, печь гоготіла. Пока варилось завтрак, мать месила тесто. Было то весьма интересное видовисько. Неньчині обіруччя раз окунались в бочку, от чего табурет аж задрожало. Тесто вимішувалося, крутішало; когда, наконец, оно становилось вязким, как резина, и уже трудно было работать руками, иметь приостанавливали работу. «Вставайте, ребята, - приказывали нам, - поедите и расходитесь, буду хлеб выкачивать».
Позавтракав, отец шел на работу, а я, підсукавши штаны, бег на конец огорода, чтобы наломать широких капустных листьев. За это время в доме уже стоял парной дух. На кровати, засланому простыней, а поверх еще и полотенцем, пузатилося несколько кругленьких паляничек. Мать была вся в работе - легкими взмахами рук они вытягивали опецьок теста, вмокали руки в воду, чтобы оно не прилипало, и, перекидуючи из одной ладони в другую, формировали круглую, как солнце, хлеб. Слегка похлопав верхушку, мамочка клали каравай на полотенце. Делали они это так ловко, что я даже не успевал вволю насмотреться.
Пока мать скачивали последнюю, самую маленькую, что предназначалась мне, блинчик, я бежал за лопатой и, вынеся, приставлял ее к припечі. Разослав капустный листок этаж ясенево языка лопаты, они смазывали его маслом или присыпали мукой и усаживали буханку. Белое тесто лепешки вдруг обдувало горячим духом печи» (В. Скуратовский. «Хлеб на столе»).
С давних времен родители традиционно приучали детей беречь хлеб. Еще с молоком матери осознавались высокие пошанівні формы бережливого отношения к хлебу. Паляница, по доброму украинскому обычаю, должна непременно лежать на столе. Никто, даже дети, не дерзали положить ее вверх. Хлеб был мерилом жизни, определяющим человеческих состояний, повседневной культуры. Любой праздник или обряд не обходились без хлеба. Рождался ребенок - шли с хлебом, провожали сына в дальнюю дорогу - иметь увязывала в полотенце ржаной ломоть, справляли свадьбы или строили дом - непременно приходили с караваем:
С хлебом у нас встречают гостей,
Хлеб на свадьбах цветет в караваи.
И лучших нет на свете известий.
Нож - хлеб уродился в родном крае.
(П. Воронько)
Отношение к хлебу является мерилом человечности, истинности, праведности. И очень часто истинное бывает беззащитным. А в мире, к сожалению, наряду с добром существует зло. И тем более ужасно, когда оно является нам в образе «маминого сына», одетого «на джинсовый мотив». Именно к нему обращается Борис Олийнык в своем стихотворении «В оборону хлеба»:
Молодой человек мой, мамин сын,
Одет в джинсовый мотив, -
Я аж замер, когда ты полбуханки хлеба...
«В девятку» натренированно стрелял!
Соленым потом заливает спину...
Футбол, как видишь, - не сладкая игра!
Передохни. И поговорим, сынок.
Ибо есть о чем. И - уже давно пора.
Я просто, не примешивая меда,
Скажу: когда ты замахнувсь рывком
Ударит хлеб, твоя веселая кеда
Мне под сердце попала носком.
Ты ударил так, что потемнело в глазу,
И по государственные крайние рубежи
У всех, что пухли в сорок шестом году
. От маху екнуло в душе.
И у родителей, которые на поле ратнім
Делили хлеб, языков судьбу в бою,
Открылись старые солдатские раны
И заболели у смерти на краю.
И у матерей, когда ты через луга
Приближался хлеб, как футбольный мяч,
Так застонали, затужили руки.
Словно по ним ты потоптавсь вскачь.
Мы все с хлеба вырастали, сын.
С работы то есть - чуда из чудес, -
Которая нас окрестила на Человека,
Поднявшись с четырех до піднебесь.
Нас звал хлеб на доброе, честное дело
К братскому трудящегося коша.
Мы в нем чтим не только тело,
В нем народная светится душа.
И я тебе должен сказать честно:
Ты можешь лущит мяч, словно горох.
Но когда уже замахнувсь на душу, -
Смотри, чтобы не спіткнувсь на четырех!
Все мы - потомки земледельцев от деда-прадеда. Испокон веков, так же, как к хлебу с большим уважением относились к тем, кто создавал его. В Киевской Руси пекари пользовались особым уважением. Хлебников всегда величали уважительно, полными именами. Поэтому отдадим и мы дань уважения тем, кто взрастил, виколосив и размолол в семи блинах мука, рукам, которые дарят нам душистые похожи на солнце лепешки. И пусть всегда в доме нашем будет хлеб - наша совесть, символ мира и добра:
Оскорбление хлеба поклонимся.
Сиречь - человеку.
Високочолому сиятелю земли.
Истинно, люди: живем не хлебом единым.
Истинно так... когда имеем хлеб на столе.
(Б. Олийнык. «Хлебу»)
|
|