Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Елена Телига (1907-1942)

СОДЕРЖАНИЕ
Елена Телига

Небольшое по объему поэтическое наследие О. Телиги - насквозь автобиографична. В ее элегантно-чеканных стихах, небезосновательно названных критикой «частными письмами миру», вырисовывается яркий образ волевого человека, преданного идеям национального возрождения Украины, жизнелюба, морального максималиста апологета общечеловеческих ценностей. Собственно, в этом и заключался смысл трагически оборвавшейся жизни непокоренной поэтессы-антифашистки, расстрелянной немецкими оккупантами в Киеве в Бабьем яру 21 февраля (по другим источникам-13 февраля) 1942 г. Может, тогда. и сбылось ее кассандрівське предсказания:

Я страстно мечтаю до самого утра,

Чтобы Бог послал мне величайший дар:

Горячую смерть, не зимнее умирание.

Мировоззрение О. Телиги формировался постепенно. То была действительно длинная «одиссея», которая начиналась в Петербурге. Именно здесь, в семье инженера-гидротехника профессора И. Шовгенева и родилась Елена 21 июля 1907 г. Мощные волны освободительных соревнований, охвативших Украину после Февральской революции 1917 г. вернули семью Шовгеневих в Киев, где дочь министра УНР Елена училась в гимназии Дучинської (после гражданской войны - преобразована в трудовую школу). Во время большевистского наступления в начале 1919 г. Центральная Рада была вынуждена покинуть Киев. Вместе с ней уехал и И. Он.

Жизнь жены и дочери эмигранта-«националиста» становилось все более невыносимым и опасным, и 1923 г., так и не получив визы на выезд за границу, они нелегально перешли его возле Каменца-Подольского. Впоследствии поселились в чешских Подебрадах, где отец работал ректором Украинской хозяйственной академии (с 1924 - alma mater украинской эмиграции).

В те времена произошел резкий перелом в психике будущей поэтессы, обусловленный пережитым в Киеве и увиденным в Чехии. Последним толчком к этому был ее конфликт с российскими монархистами на большом балу в Народном доме. Как впоследствии вспоминала О. Телига (об этом говорится в заметках украинского прозаика В. Самчука), она «не выдержала этого напряжения, мигом встала, ударила кулаком по столу и возмущенно крикнула: «Вы хамы! И собачий язык - мой язык! Язык моего отца и моей матери. И я вас больше знать не хочу».

Осознав себя украинкой и непримиримым врагом великодержавия, будущая поэтесса поступает на историко-филологический факультет Украинского педагогического института им. М. Драгоманова в Праге. Эмигрантская жизнь, несмотря на постоянный дискомфорт и групповые недоразумение, втянуло ее в свой водоворот. Она близко сходится с Натальей Левицкой-Холодной, которая уже дебютировала поэтическими подборками, Ю. Дараганом, Есть. Маланюком, Л. Мосендзом, О. Ольжичем и другими талантливыми писателями «пражской школы». Женившись М. Телигой, она переезжает в Варшаву к больной матери; не порывает своих связей с украинскими «пражанами», которых в 30-е годы называли «вісниківською квадригой». То было довольно заметное явление в тогдашней литературе. Лирика поэтов-эмигрантов, преодолевая влияния «молодомузівської» и стрелкового поэзии, ярко заявляла о себе, как и литературные группировки вроде «Листопада» (позже-«Дажбог»), как и творческие поиски поэтов Б. Кравцева, или, Бы.-И. Антонича. Так, Б.-И. Антоныч очень высоко ценил творчество эмигрантской поэзии, что, по его наблюдению, «имеет собственное, даже монолитное лицо», опирается на достижения «новой приднепровской» литературы, занимается непосредственно «розспівним» історизмом и углубленным історіософізмом. Эта характеристика касается, прежде всего, певцу «степной Эллады» Есть. Маланюка, частично Юрия Клена, который жил в Мюнстере, Л. Мосендза или О. Стефановича.

Культивируемые в их поэзии мотивы Атлантиды, княжеской эпохи, варягов или конкистадоров" не свойственны А. Телиге, перейнятій острым чувством современности, ее напряженных и драматических ритмов. В лирике поэтессы царит вечный бунт, борьба за обновление мира и льодини в нем, протест против бесцветной «тошноты жизни», ее взгляд находит «во тьме глубокой Молний фанатичные глаза, А не месяца мечтательный покой».

Собственно, речь идет о неоромантизм, что объединяет «вісниківмьку квадригу» проявляясь в творчестве каждого поэта своими неповторимыми гранями: когда для Юрия Клена или Л. Мосендза это был определенный нюанс, то Есть. Маланюка, О. Ольжича, а еще больше для О. Телиги - родная стихия, порыв «кресаты огонь из кремнів», принять бой «спокойно и строго»! Речь идет о типе мировоззрения, в котором не было места для гармонизированного строя. Героизм как высшая добродетель, как образец человеческого достоинства - то определяющий ориентир ее жизни и творчества, тесно связанных с борьбой за национальное освобождение родного народа. Отсюда по-мужски твердые интонации программного стихотворения «Поворот»:

Заметемо огнем любви пределы.

Перейдем вброд бурные воды,

Чтобы взять полно все, что нам принадлежит,

И снова слиться со своим народом.

Непоколебимая целеустремленность в достижение независимой Украины присуща и другим ее поэзии («Ответ», «Племенной день», «Бессмертное», «Осужденным»). Принцип героической этики обусловливает требование быть личностью, которой не способна поглотить «темная муть толпы» («Черная площадь»), выработать в себе черту строгой самодисциплины и обязанности («Современникам»), не терять человеческих черт на тернистых путях испытаний:

Моя боль звенит, зато когда смеюсь,

То смех мой рвется источником на волю!

Лирика от этого не становится «монохромной», она переполнена жаждой искрящегося жизни, что «не трогает только раба»:

Топчут ноги радостно и стройно

Сонные травы на узкой грани.

В день такой отдаться поцелуям!

В день такой целым вдохновением жить!

Пьяным солнцем тело налилось,

Тает и гнется в нем, как свеча,-

И дрожит взволнованное колосья,

Прислонившись к моему плечу.

О. Телига развивала лучшие традиции украинской литературы, прежде всего Леси Украинки, что неоднократно отмечала эмигрантская критика. Как поэтесса, как сторонник строгих ритмов она никогда не теряла женских интонаций. Поэтому ее лирика приобретала напряженного интимного колорита даже тогда, когда освещала тайны женского сердца («Сегодня каждый шаг хотел бы быть вальсом», «Танго», «Казачок»); одновременно: «Голубое солнце мне светило: А будет черное, но и серое...» Взрывная натура Елены Телиги даже здесь находится на грани женского самовипробовування и утверждение уверенности в себе. Рельефнее эта тенденция проступает, когда она проникается пафосом пассионарной героики - по крайней мере в стихотворении «Вечерняя песня». Начинается он как будто віддалеки («За окнами стынет день, В окнах - первые огни»), что свойственно манере О. Телиги (кстати, надо отметить, что формообразующие поиски О. Телиги довольно прихотливы: здесь каноническая строфа, преимущественно ямб, в основном автологічне письмо, довольно скупо инкрустированное тропами, например: «Где рыдают трамваи и мучаются автомобиля»). Это -~ поэзия мысли, которая исполняет строфы, отражая острые противоречия человеческой души: лирическая героиня прощается со своим возлюбленным, которого она должна собрать в поход, когда просторы прорежет первая труба». Строка «Я плакать буду позже!» постепенно разворачивается в парадоксальном образе:

Тебе же подарю оружие:

Поцелуй острый, как нож.

Чтобы имел ты в железном свисте

Для крика и для мовчань -

Уста решительные, как выстрел,

Твердые, как лезвие меча.

Лирический сюжет типичного для О. Телиги стихотворения «Вечерняя песня» (по мнению В. Державина, этот стих гласил «о безграничные силы, которые великая поэтесса таила в себе и которые она саможертовно зофірувала, вместе с жизнью, своей нации» развивается так, что финал изображения душевных переживаний, доведенный до катарсиса, выступает как отрицание нейтральной тезисы-экспозиции. Сила воли женщины не меньше чем мужчины,- не раз убеждает поэтесса своего читателя, опровергая «феминистические» стереотипы. «Не Лев, а Дева наш исконный знак, Не гнев, а нежность наша вечная сила»,-говорится в ее стихотворении «Ответ». Но в тяжелый час, как то было при княжеских и казацких времен, провожают мужчин на бой за жизнь, за родную землю и свободу «Без металлических слов и без вздохов бесполезных. По вашим же следам пойдем хоть на смерть» («Мужчинам»).

Роль женщины в обществе, в жизни нации - одна из главных тем лирики А. Телиги. Это не хилая существо, не рабыня («Я руки, что била, не прощу...»), это жена и помощник мужчины-воина, это новый тип личности - волевой, цельной, внутренне дисциплинированной натуры, невтоленного жизнелюба («Пей же брызги, свежие и искристые, Безымянных радостных источников!»), который сознательно идет навстречу опасностям во имя высоких идеалов.

Когда же поднимусь на верх каменистий

Сквозь темные воды и пламенные грани -

Пусть жизнь качнется и уйдет,

Словно корабль в зареве пожара.

Этот тип довольно характерный для эмигрантской лирики (Есть. Маланюк, Елена Телига, О. Ольжич), он предстал с особенностей национального духа украинской эмиграции, обусловленных историческими обстоятельствами межвоенного двадцатилетия и критическим пересмотром событий 1017-1921 pp. в Украине. Коренная переоценка национальных и общечеловеческих ценностей захватила молодежь, которая начала активно готовиться к восстановлению исторической справедливости в родном крае, объятом волнами большевистских репрессий, расчлененном соседскими странами. Это ускорило объединение разрозненных национальных группировок в единую организацию ОУН (1929), имела характер идейно-политического движения, а не статус партии. Одни из основных очагов, где готовился грунт для ОУН, содержались в Подебрадах и Праге. И если в рядах оуновцев - писатели, в частности представители «пражской школы», то только потому, что литература фактически негосударственной нации должна решать и общественно-политические проблемы. Ограничиваться только эстетическими вопрос мы казалось бы при таких обстоятельствах недопустимой роскошью. В то же время поэты-эмигранты, сторонники высокой духовности, не Позволяли себе превращать искусство в агитку. Об этом, в частности, писала О. Телига в статье «Флаги духа», пафос которой направлялся против злоупотребления плакатністю и «серым позитивизмом», не имеющие ничего общего с лирикой. В другой статье «К проблеме стиля» очерчены контуры новой эстетики как активного творца будущей жизни: «Романтика нации, романтика соревнований, романтика жизни». Главная цель, которую ставила поэтесса в воспалительных публицистических выступлениях, как и в лирике,- будить национальное сознание. Наиболее отчетливо этот тезис прозвучал в статье «Партачи " жизнь», в которой обстоювалась потребность формирования гражданского мужества и человеческого достоинства, несовместимого с проявлениями рабской покорности.

Живя в Праге и Варшаве, поэтесса не принимала непосредственного участия в национальном движении, достаточно неоднородном, внутренне расчлененном. Нужно было время, чтобы она осознала глубокую различие между воинственно волюнтаристскими установками Д. Донцова, под влиянием которых появилась ее статья «Сила через радость», и пражским кружком О. Ольжича - поэта, ученого, одного из руководителей ОУН, сторонника политической взвешенности, духовных постулатов, противника тоталитарных режимов и аморальных методов борьбы. Надо сказать, что раскол ОУН вследствие тактических, психологических и Персональных различий (1940), который тяжело переживала О. Телига, не безболезненно отразилось на ее судьбе и ее друзей, всей Украины, вызревал еще в начале учреждения этой организации и оказался уже после трагической гибели председателя провода Есть. Коновальца (1938). Работая председателем провода художественного общества «Зарево», сосредоточенного на пропаганде украинской культуры на спольщеній Холмщине и Подляшье, А. Телига пыталась противостоять расколу. Верх в националистическом движении взяла антиконсолідаційна фракция С. Бандеры, воспитанный на платформе Д. Донцова, а не более демократическая фракция А. Мельника, в состав которой входила и группа В. Ольжича. Уже тогда О. Телига осуждала бандеровцев, которые «не любят интеллигенции, а без интеллигенции немыслима никакая важная работа».

Раскол националистического движения сказался во время мировой войны, ослаблял организованную борьбу украинского народа против немецких оккупантов. Это почувствовала на себе и О. Телига, которая вместе с В. Самчуком перешла нелегально границу между Польшей и Галицией (15 июля 1941 г. близ г. Ярослава). Но Львов встретил их враждебно. Об этом В. Телига как-то писала: «Ждет все: и отчаяние, и обида, А родной край нам будет чужбиной». Вскоре поэтесса вместе с группой А. Ольжича переезжает в Ровно, а 22 октября - она уже в заветном, полуразрушенном Киеве, где мельниковцы, несмотря на опасность, основали Украинскую национальную раду. О. Телига как член референтуры культурной комиссии создала «Союз писателей», в основном из начинающих, поскольку большинство украинских писателей подверглась репрессиям в 30-е годы, а уцелевшая меньшинство было во время войны эвакуирована на Восток. Одновременно О. Телига перебирает редактирования приложении «Литература и искусство» при газете «Украинское слово» и готовит его под свежей, боевым названием «Літаври». Здесь печатались талантливые произведения украинских поэтов и прозаиков как уничтоженных сталинизмом, так и эмигрантов. Сея зерна национального самосознания в оккупированном Киеве, В. Телига не опубликовала ни панегирика гитлеровцам, с презрением относилась к одописців: «Это, видимо, те же самые писаки, что и Сталину щедровали». Разумеется, это не могло не вызвать подозрение фашистов, которые в начале декабря 1941 г. арестовали редактора «Украинского слова» И. Рогача, поставив на его место верноподданного профессора Штепу. После неудачных попыток обуздания «Літаврів» в начале 1942 г. их закрыли. Волна гитлеровских репрессий против украинского национального движения, которая началась в сентябре 1941 г. (Львов, Житомир, Бердичев, Винница), докатилась до Киева. О. Ольжич пытался убедить В. Телигу уехать из города, но она категорически отказывалась: «Я из Киева во второй раз не поеду». Зная о массовые аресты украинцев 7 февраля и о том, что гестапо устроило засаду в помещении Союза писателей на Трехсвятительской улице, она 9 февраля пошла на очередное собрание, где и была арестована (Всего 40 человек, среди них - уже известный поэт из Закарпатья И. Ірлявський, который появился в Киеве перед приездом О. Телиги, профессор Гупало, В. Кобрин и др.). Отвезена в бывшие владения НКВД, а во время войны гестапо, она сидела в одной камере с сестрой Леси Украинки Изидором Борисовой, до последней минуты проявляла удивительную твердость духа, считала, что ее смерть станет началом освобождения Украины.

За свои 35 лет поэтесса не успела издать ни одной собственной книги, все они вышли посмертно («Душа на страже», 1946; «Флаги духа», 1947; «На чужбине», 1947; сборник «Елена Телига», 1977); большая половина ее стихов потерялась.