Из произведений Павла Загребельного преимущественно узнаем о том, что было в
прошлом. В романе «Чудо» писатель зв’связывает три периода - Киевскую Русь, Вторую мировую
войну и современность.
Сивоок - создатель Софии Киевской, человек, который близок к народу. Кто
только не хотел сделать его своим рабом - от прожорливого медовара Сытника к
византийского художника Агапита - но он никому не покорился, не потеряв
человеческого достоинства и чести. Жить неистребимыми первоначальными красками природы и
бескорыстной отвагой - это и есть та сущность, что составляет нрав Сивоока. Более
тридцать лет он шел горьким путем познания истины и мастерства, которые для
него неразрывны.
Этот человек никогда и никому не повиновалась, в сочетании х талантом
непокорность вступило в ней величия и богатства совершенного. Он всем гордо заявлял, что художник
- не раб, и служил не церкви, не князю, а людям, которые своим трудом украшают
землю.
Долгие странствия и скитания в византийском плену закончились для
Сивоока осознанием непримиренности между бедными и богатыми, и он стойко
протестовал против несправедливости. Именно поэтому к нему на бцдівництво собора
шли бедные, босые люди, которых он учил и с которыми работал. Достоинство и независимость
Сивоока, его мужество и человеколюбие привлекали не только обиженных душой,
но и тех, кто был равным ему в стремлении к предпочитает, - грузина Гюргія, дочь
Ярослава Мудрого. Когда судьба поставила ему выбор - собор или любимая - он стал на
защиту женщины, которую преслідували из приказа князя и погиб под мечом врагов. Так
подсказали ему любовь и честь, иначе он не мог бы быть достоин того чуда, что
создал своими руками. Подвиг во имя’я искусства - это, говоря словами Сивоока, те
поступки, которые оставляют след на земле, без которых невозможен был бы прогресс
человечества.
Принимаясь за постройку собора в Киеве, человек замышлял что-то большое и
необычное, эту церковь как символ красоты Отечества, а не пристанище Бога он
вимріював всю жизнь. В Оранте он передает такое вздохи матери и испуганные глаза
Иссы, ее болезненно-нерозмірену фигура, что летит в гибель. Сивоок своим
творение хотел украсить землю, хотел, чтобы она стала писанкой на весь белый
мир и сам стал художником для народа, художником родной
Отечества...