Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Леся Украинка - гениальная дочь украинского народа

 



Цель. Обогатить знания учащихся о Лесе Украинке, подвести их до целостного представления о ней как человека, художника, гражданина. Совершенствовать навыки выразительного чтения и речи. Развивать мышление с помощью логических операций обобщения, аналогии и др.

Воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование. Портрет Леси Украинки в полотенце, плакаты с записанными на них темой и эпиграфом урока, фотоматериалы, произведения писательницы, критическая литература, кассеты с записями классической музыки.
Ход урока

Оргмомент.

I. Сообщение темы и цели урока. Мотивация изучения темы.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Эти слова Леси Украинки:

Так! Я буду сквозь слезы смеяться,

Среди бедствия петь песни,

Без надежды таки надеяться,

Буду жить! Прочь думы грустные! -

можно считать девизом всей ее жизни. Почему?

Домашним заданием к уроку было самостоятельно изучить биографию Леси Украинки, составить хронологическую таблицу жизни и творчества писательницы.

2. Беседа.

- Что в биографии писательницы вас больше всего поразило и взволновало? Какие произведения Леси Украинки вам известны? Какой предстает в них автор?

3. Итоги работы.

III. Изучение нового материала.

Учитель. И. Франко оценил Лесю как «...не одинокого мужчину на всю соборную Украину». Что он имел в виду? (Ответы учащихся). Но великий Каменяр отмечал и нежность, и лиризм, ее произведений. Так, Леся Украинка - философ, гениальный художник и в то же время женщина.

Никто не может правдивее рассказать о ней, чем родственники, друзья, знакомые... Поэтому время пригласить к слову современников поэтессы. (Выступления учащихся, исполняющих роли современников Леси).

Учитель. Как человек и как художник Леся была ребенком Волыни. В Звячелі она родилась в Луцке написала свой первый стих.

Ольга Косач-Кривинюк. Мы, дети, так органично срослись со всем колодяженсько-поліськоволинським, что считали себя тогда и потом всю жизнь не за черниговцев, как отец, не за полтавчан, как мать, а за волыняк-полищуков.

Учитель. Лесе повезло с семьей. Мать - известная писательница Елена Пчилка. Отец - юрист, человек прогрессивных взглядов. В семье воспитывалось шестеро детей, которых объединяла не только большая любовь, но и дружба, общие духовные интересы. А все начиналось с детских игр... Очень часто это было перевоплощение в сказочных, литературных и исторических персонажей, организация спектаклей с музыкой, костюмами, декорациями. Ставили даже оперу «Коза-дереза». (Инсценировка отрывка из спектакля).

Лисичке ходит с веником, обметает вокруг, прихорашивает свою хату. Лисичка.

Я Лисичка, я сестричка,

Не сижу без дела:

Я гусятка пасла,

Полювать ходила.

А теперь мне в воскресенье

Надо отдохнуть,

Свою хатку гарнесенько

Надо украсить.

А чтобы лучше, чтобы лучше

Была моя хатка,

Пойти надо в гайочок

Цветочков нарвать.

Кладет веник и бежит веселенько в лес по цветы.

Второй тропой выскакивает Коза неистовая, испуганная, облезлая, оглядывается по сторонам.

Коза (плачет).

Горе мне, горе!

Что мне делать?!

Как догонит старый дед,

Будет вновь лупить.

Куда же мне, бедной,

Куда спрятаться?!

Потому что так стыдно

И людям добрым показаться.

Увидев лисиччину нору, радуется.

А теперь я никого не боюсь,

Я в эту нору схоронюсь, схоронюсь.

Прячется в лисиччину нору, толчется и тупоче.

Тем временем Лисичка прибегает с цветками из леса и слышит, что кто-то толкается у нее в домике.

Лиса (хитро спрашивает).
Ой, кто, кто

В лисиччиній домике?

Ой, кто, кто

Пришел сюда в гости?

Коза (стучит ногами, стучит рогами).

Я Коза-дереза,

Полбока облезлую,

За три копы куплена,

Тупу-тупу ногами,

Сколю тебя рогами,

Хвостиком замету,

Ножками затопчу,

Тут тебе и смерть.

Лисичка.

Ой лышенько, ой горенько!

Бедная моя головушка!

(Убегает в лес).

Коза (выскакивает из норы, пританцовывает).

Я коза-дереза,

Хитрая и лукавая,
Я глупую лису

Хорошо напугала.

Остап Лысенко. Леся, наша Леся! Кажется, совсем недавно она прибегала к нам, придумывала такие игры, от которых ходуном ходил весь дом. Милая соседка, первая царевна детских лірій и наш первый режиссер.

Учитель. Леся с детства была необычным ребенком.

Ольга Косач-Кривинюк. В 4 года она уже совсем ловко читала... самыми Любимыми книгами .. были ... мифы древних греков и еще книга о путешествиях разных славных путешественников... Леся совсем маленькой, в 6 лет, научилась шить и вышивать, а летом из травы делала прехороших зеленых «нимф», вбирая их в одежду из листьев и лепестками цветков.

Учитель. А еще эта белокурая девочка любила петь и танцевать, была от природы очень музыкальным, быстро освоила фортепиано...

Елена Пчилка. Леся очень способная как к науке, так и к искусству. Она очень хорошо играет на фортепиано. И это же только одну зиму бравши уроки музыки.

Учитель. Когда Леся заболела, то не смогла больше играть. Тогда она обращается к своему другу в стихи. Леся. (Читает стихотворение «К моему фортепиано»), Учитель. Какие чувства превалируют в поэзии? Докажите это словами из текста. Какие художественные средства поэтесса использует для этого? (Ответы учащихся).

Ольга Косач-Кривинюк. ...Леся была подобная отца ... характером... Они оба одинаково были ласковые и добрые безгранично, все равно оба бывали способны ужасно вскипеть, когда их наступать на больную чем-то особенно для них болезненным. Оба были чрезвычайно сдержанны, терпеливы и выносливы, с исключительной силой воли. Оба были безупречно принципиальные люди...

Оба они были одинаково деликатны в отношениях с людьми, стараясь никого собой не затруднить... И... еще одна общая черта ... : они на удивление высоко ценили человеческое достоинство у всякого человека.

Учитель. Мать же не только способствовала общей и литературной образовании Леси, но и была первым критиком его произведений, лелеяла юный талант. Не удивительно, что в них есть произведения на общую тематику.

Леся и Елена Пчилка (читают каждый «свои» стихи «Колыбельная» и «Люли, люли»).

Люли, люли...

Спи, моя доненько, спи, моя доленько!

Я колишу на руках:

А как уснешь, моя ясная зоренько, -

Сяду у тебя в головах.

Пожалуйста же и пильная, слышала, прихильная

Будет сон твой охранять,

Мать ухаживает за тебя, квитко похильная, -

Искренне впевняйся ей ты.

И всю жизнь буду твое, дитя мое,

Сердцем тебя пильнувать,

И спочування век такое самеє Буду тебе уділять.

Как не вграватиме, светом сіятиме,

Радостью сердце мое, -

Горе голубки его будет разбивать,

Радость печалью пов'є!...

Вгляджу в глазах твоих счастье блискучеє,

С любкою я обіймусь,

И задавлю в себе горе пекучеє,

И к тебе улыбнусь!...

Спи же, моя доненько! Спи, моя зоренько!

Спи, мое счастье ясное!

Пусть обмина тебя беда и горенько,

Ты на груди у меня!

Учитель. Или эти две поэзии такие уж одинаковые?

- Найдите различия и прокомментируйте их. Ответы учащихся.

Да, были у дочери и матери некоторые различия во взглядах. Это нетрудно объяснить: большие писательницы принадлежали к разным поколениям. Но Ольга Петровна была не только чрезвычайно требовательным учителем дочери, но и безгранично любящей матерью. Она была рядом со своей гениальной дочерью в светлые и в самые тяжелые моменты ее жизни. А последних было очень много...

Оксана Старицкая-Стешенко. Леся же была чрезвычайно терпелива и физических страданий. Вспоминаю, как когда-то пришла к ней., и случайно наткнулась именно в то время, когда профессор Сапежко сделал Леси укол э ногу. Это чрезвычайно болезненная операция. Но Леся без анестезии переносила ее стоически. Сапежко говорил, что такого выносливого пациента он в своей практике не встречал:

- У меня при такой операции пациенты-мужчины медведем ревут, а тут хрупкая женщина стиснула зубы и молчит.

Учитель. Из-за болезни она была вынуждена бросить учебу в школе, но самообразование, большой интерес к науке помогли ей стать одной из образованнейших женщин мира.

Оксана Старицкая-Стешенко. Ярко встает в памяти 1893 год... Эту зиму Леся прожила в Киеве, и мы с ней часто виделись... Леся именно в то время учила английский язык. Она была чрезвычайно способный к изучению иностранных языков. Тогда Леся уже владела немецким и французским языками, неплохо знала латынь и греческий. Между прочим, она делала подстрочный перевод Гомера для матери, когда та принималась .перекладати его.

Учитель. В Киеве, куда особенно часто наезжали Косачи в 90-х годах, молодежь собиралась по вечерам в кружке «Плеяда». Леся никогда не чуралась общества, а охотно принимала участие во всех молодежных собраниях. Там звучали и обсуждались собственные произведения, проводились литературные конкурсы, рождались творческие идеи.

Оксана Старицкая-Стешенко. ...Леся... всегда притягивала к себе внимание... В то время уже перенесла одну операцию, на левой руке носила мітенку и ходила с палочкой. Достаточно было ей чем-то воспалиться, как она делалась необыкновенно привлекательной. Леся имела прекрасные серые лучистые глаза, они излучали из себя такую силу ясного ума, все лицо сияло внутренней красотой.

Ариадна Труш. Лесю представляют очень «мужеською», но она отличалась большой женственностью.

Леся любила одеваться. Одевалась красиво, но скромно, специально любила красивые блузки. На левой руке носила черную перчатку. Ходила Леся ровно, но с палочкой, а в комнате находилась в полулежащем состоянии.

Людмила Старицкая-Черняховская. ... 1896-1897 гг. было создано в Киеве Литературно-артистическое общество. Это Общество было русское, но давало нам возможность и возможность быть причастными к общественной жизни... В мероприятиях, как и в другой общественной работе, Леся участвовала, несмотря на то, что здоровье ее ухудшалось же снова, что и ходить без палки она не могла.

Всеволод Чаговец. Это было 7 октября 1899 г. в Киеве в концертном зале Литературно-артистического общества... На кафедре стояла измученная недугом 98-летняя девушка, которая бросала в аудиторию идеи и мысли, достойные головы мудреца и философа. Она обнаружила такое богатство всесторонней культуры, которому позавидовал бы всякий профессор. Она цитировала Бодлера и Кардуччи, Шекспира и Бернзса, ссылалась на Льва Толстого и Варлена, не забывая родного Шевченко. Она называла произведения мировой культуры и мирового искусства, вроде бы в ее рабочей комнате были собраны сокровища музеев всего мира.

Историю и судьбу народов она освещала так, вроде идеи исторического материализма были ей глубоко известны...

Но историк, мыслитель и философ-социолог не заглушали в нем поэта...

Людмила Старицкая-Черняховская. А тем временем, пока Леся работала рядом с дюжими :во всех этих литературных и общественных делах и писала свои хорошие вещи, болезнь подтачивала ее здоровье... Врачи признали непременно нужной операцию. Сия операция была очень опасна для жизни, но Леся без колебания решилась на нее. Начали лагодитись до отъезда в Берлин. Ни страха, ни заботы, ни печали не проявляла она говорила все про свои литературные труды, как поручала их.

Леся. Скоро неделя, как я в Берлине... В воскресенье (5.11) меня захлороформують и попытаются насильно исправить мне хроническое звихнення в ноге, а как того не дастся сделать, то сейчас же, в ту минуту, будут оперировать....

Однако беда бедой, а дело делом...

Потом подумаю и об издании своих стихов, и много о чем, теперь же, кажется, лучше ни о чем не думать...

Одна просьба: не говорите... знакомым, что со мной плохо делается...

Учитель. Операция была тяжелой, но закончилась хорошо, и здоровье Лесине улучшилось... Казалось, беда теперь хоть немного сойдет с ее дороги. Но в 1900 - начале 1901 года Ларисе Петровне пришлось пережить одну из самых тяжелых своих жизненных драм, а точнее, настоящую трагедию сердца. Дорога Леси человек Сергей Мержинский медленно угасал в Минске от чахотки. Сергей Лесю не любил, а уважал как друга. Поэтесса это понимала, но не устраивала истерик, а даже помогала ему писать письма его возлюбленной. Сама нездоровая, чуть поправив свое шаткое здоровье после Берлинской операции, она вопреки воле родителей находится в Минске, чтобы в самое трудное время быть возле «дорого друга»...

(Звучит классическая музыка).

Сергей. Взяв с нее слово, что теперь она приедет только на прощание...

Леся. Думаю, что все-таки уеду, хотя бы мне пришлось для этого больше энергии потратить, чем я потратила ее за всю свою жизнь, пусть даже это будет «жертва ненужная», но я наиболее люблю приносить именно жертвы на алтарь дружбы, - в седьмую логики мало, признаю, но что делает, это факт...

В С.К. я провожу время только от 121/2 дня до 10 1/2 вечера, - он поздно переходит на дневной строй, потому что ночью почти не спит через кашель и жар, а вечером начинает рано всякие вытирания и другие службы, хотя я підозріваю, то уже он выдумывает, чтобы заставить меня раньше идти спать. Он не дает мне ничего усталостного делать для него...

Сергей. Я сознаю, что это страшный эгоизм с моей стороны, но я не в состоянии был бы отпустить вас теперь, нет, безсусловано не в состоянии...

Леся. С моим другом очень плохо, и он уже сам не верит, чтобы мог выздороветь. Состояние совсем отчаянный, и на поправку нет надежды. Уже не может подняться сам. Письма вместо него пишу я, даже его ближайшим приятелям. Не может слушать чтение и музыки уже не в силах слышать.

Сергей. Может, мне немного полегчает на время, тогда вы мне сыграете... Знаете, что я вас люблю? Спокойствие и силу воли. Вы никогда не вздыхаете... Иначе я за Вас боялся бы, а так верю, что все выдержать...

Учитель. Страшные времена и дни ожидания конца... Спасала работа. У постели Мержинского Леся писала. Из этого пламени горя и неразделенной любви она вынесла одну из лучших своих драм - «Одержимая».

Инсценировка отрывка из драмы.

Меріам (ужаснулась).

Учителю!

Мессия.

Не бойся, я покой я хочу дать тебе.

Мириам.

О, я не хочу,

не хочу я покоя!

Мессия (ласково и вместе строго).

Мириам,

Это дух в тебе говорит Почему не хочешь?

Покоя стремится всякий.

Мириам.

Но ты,

учителю, покинул мой покой,

что был у тебя в тихім Назарете.

Мессия.

Ты хочешь равняться...

Мириам (с порывом).

Нет, Місіє,

я не равняюсь к тебе, нет!

Я знаю то, что я несчастная женщина.

Мессия.

Так зачем же ты зрікаєшся покоя,

Единой потехи всех несчастных?

Мириам (с внезапной отвагой).

Потому что ты его не имеешь, сыне божий!

Мессия.

Какое тебе до меня дело, женщина?

Меріам, уничтожена, смущенная, закрывает лицо покрывалом и поворачивается и идет прочь.

Мессия.

Стой, Мириам, скажи, ты в меневірші?

Мириам (не открывает лица).

Я верю, что ты сын божий, Месіє,

И всем, кроме меня, дашь спасенье. Мессия.

Всем, кроме тебя, женщина?

Мириам.

Ты сказал.

Мессия.

Я не сказал того.

Мириам.

И я то слышала.

Прости, учитель, я должен идти.

(Отступает).

Учитель. Через полгода состояние Леси ухудшается. А тут еще путешествия. Крым, Кавказ, Австрия, Германия, Болгария, Египет, Италия... Чужая земля не так лечит, как истощает.

Людмила Старицкая-Черняховская. Се жизнь - это уже была рвуча борьба со смертью, летом на Кавказе, зимой в Египте. Сначала это было не очень тяжело, а чем дальше, тем тяжелее становились для нее си путешествия. Однако Египет хорошо підживляв Лесю, и ее семья делала все возможное, чтобы Леся каждый год ездила туда.

Но, несмотря ни на что, силы падали.

Учитель. А между приступами болезней была напряженная Писательский труд - поэтическое творчество, переводы, испытания себя в разных жанрах...

Пламенное призывный слово поэтессы с особым интересом воспринимала молодежь.

- Вспомните «Старую сказку». Кто наиболее благосклонно относился к поэту?

(Ответы учащихся)

1 августа 1913 года в г. Сурами (Грузия) остановилось горячее сердце Леси Украинки. Вечность еще больше осветила величие гениальной дочери Украины. А современники? Знали творческое наследие Леси? Очевидно, что всю-не знали. Подавляющее большинство его драм за жизнь писательницы не поднялась на театральную сцену, критика молчала.

(Учитель знакомит учащихся с произведениями Леси Украинки, которые будут преподаваться в 1О классе, определяет их место в творчестве писательницы, ставит задачу до следующих уроков).

IV. Обобщение информации.

1. Беседа.

- Какой вы теперь представляете Лесю Украинку?

- Помогли ли вашему определению произведения писательницы, которые звучали на уроке? Если да, то как именно?

2. Итоги работы.

V. Закрепление информации.

Задачи. Написать миниатюру «Письмо к Лесе» (комментарий учителя, замечания относительно продолжения работы дома).

VI. Домашнее задание.

Закончить миниатюру; прочитать автобиографические поэзии «Contra spemrs spero», «И все-таки к тебе мысль несется», «Как я люблю эти часы труда», «Стояла я и слушала весну», доказать их автобиографичность.

VII. Итог урока.