Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинские народные сказки




Сказки являются одним из самых распространенных видов повествовательной народного творчества. На земном шаре нет ни одного народа, который бы не создал своего сказочного эпоса. Каждый народ имеет свои сказки и сюжеты, в которой он вкладывает свою жизненную и социальную философию, обусловленную бытом и историей.

Сказка - повествовательный фольклорный произведение о вымышленных, а часто и фантастические события. По своему содержанию и поэтикой сказки близко стоят к сказаний, легенд, былин и балладных песен. Они широко используют песни, поговорки и пословицы, загадки и заговоры. Термин "сказка" происходит от слова говорить (сказки розказуються). По времени возникновения сказки принадлежат к числу древнейших форм народного творчества. Они очень популярны среди всех народов мира и отличаются захватывающим сюжетом.

Основным жанровым признаком сказки в целом есть фантастика. Воспроизводя действительность, сказка не прибегает к вымыслу нарушение правдоподобия смещение реального плана.

Украинские народные сказки - сложный жанр, он объединяет произведения разные по происхождению, содержанию и стилю. Одни сказки выделяются своеобразным составом действующих лиц, вторые - фантастичностью сюжета, третьи - социально-бытовыми конфликтами. Поэтому сказку делятся на 3-ри жанровых разновидности:

- сказки о животных (птиц, растений, насекомых);

- волшебные (их иногда называют героические или фантастические);

- общественно-бытовые (реалистичные, новелістичні).

В сказках о животных неправдоподобно дружат, женятся, поют, танцуют звери.

 

Еще более неправдоподобно есть вымысел в фантастических сказках, в которых все персонажи, чудодейственные предметы, само действие - пропитана необыкновенной атмосферой.

Без фантастики нет и бытовых сказок хотя они и ближе к реальности, до социальных и бытовых проблем украинского села.

Древнейшими из них являются сказки о животных, хотя в украинском народном творчестве, они давно потеряли свой первоначальный характер. Лишь в отдельных сказочных произведениях береглись короткие упоминания о происхождении зверей и птиц.

Фантастические сказки. Главный их смысл - богатырский подвиг в совершении которого герою помогают мудрые силы природы, которые дают ему совет, способствуют различными способами.

Социально-бытовые сюжеты этих сказок построены на обігруванні типичных черт отрицательных персонажей в комические, фактически фантастические ситуации.

В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Иногда это не на пользу литературным качествам сказки, но с другой стороны, украинские сказки содержат богатые сведения для изучения материальной и духовной истории украинского народа.

Сейчас из устного бытования сказку вытесняют технические средства информации. Однако и в них народная сказка остается популярной, людям, а особенно детям, присущий поезд до чрезвычайного и одновременно простого. У народной сказки и теперь широкий круг читателей, как среди детей так и среди взрослых, причем разного образовательного уровня.

 


Жил некогда на свете бедный русин. И каждую ночь ему снился сын - высокий, красивый парень. Но то был только сон. Жизнь проходило, а у мужа ни сына, ни богатства - сама беда в доме.

Под горой имел немного земли, но на ней и глупый сорняк не хотел расти. А однажды была такая засуха, что и земля сгорела.

Пошел бедняк наниматься к графу, которого буковинцы любили, как соль в глазу или терн в стороне.

- Пойдешь молотить,- сказал граф,- а за работу возьмешь то, что в сапоги нападает.

Русин согласился, потому что было поступать? Целый месяц размахивал цепом и приносил в сапогах зарібок. Наконец провіяв заработанное зерно, расстелил на коврике, чтобы просушилося. И воробьи тоже были голодные и видзьобали все до зернышка.

Увидел это русин, бросил в сердцах крисанею о землю:

- А смерека бы вас побила!

- Не сердись, добрый человек,- раздался писк у него за спиной.

- А кто это мне советует не сердиться?

- И я - одно зернышко, которую не съели воробьи.

- А где ты есть?

- И вот тут - под лопухом спряталась. Наклонился русин, поднял листок лопуха и заметил золотую зерно.

- Что мне с тебя? -говорит мужчина.- Ты такая мелкая, что тебя и не видно на ладони.

А зернышко советует:

- Ты меня не ешь, а посей в землю и поливай три раза в день водой с Черемоша.

Русин посеял золотую зернинку перед окнами дома. Три раза в день носил воду из реки, щедро поливал, но ничего не всходило. Затосковал, загоревал старик. Рассказал обо всем жене, а она донимает:

- Тебе, человече, на старость воробьи в голове чирикают! Где то видано, где это слыхано, чтобы зернышко умела говорить!

И однажды утром русин услышал за окном такую замечательную музыку, что за сердце брала. Выглянул - никого, но на том месте, где была посеяна зерно, выс ролла странная яблоня. С ее ветви свисали не яблоки, а скрипки - с зелеными и желтыми полосами. Удивился русин и вышел на улицу. Не успел подойти до волшебного дерева, как услышал:

- Здравствуй, папа!

Еще больше удивился мужчина.

- Здравствуй, - ответил. - А кто меня называет папой?

- Это я, ваш сын Петя, - и с яблони вскочил красный парень.

- Когда ты мой сын, то пойдем картошку полоть, - все еще не верил человек, что это ему не снится.

- Петя взял с собой скрипку и сделал такой веселой, что картошка начала расти и цвести.

- Что это за скрипка? - спросил отец.

- А то такая скрипка, что когда погладжу на ней зеленые полосы, то омолаживается добро, а как коснусь желтых - старіється зло.

Мужчина и женщина не могли нарадоваться волшебном сыну. Боялись, чтобы и волос с него не упала. И Петрик не мог усидеть на месте, он ходил между людьми.

Одной недели взял свою скрипку и отправился в деревню. На толоке увидел людей, которые танцевали, хотя им не играли ни скрипка, ни цимбалы. Они только хлопали в ладоши. Все были такие бесполезные, что падали с ног.

- Что люди делают? - спросил Петрик крестьян.

- Свадьбы справляют, - ответил один дед. - Но граф их совсем замучил в работе. Говорил, что когда умрут, то сюда привезет людей из заморских краев.

Погладил паренек зеленые полосы скрипки и сделал такой веселой, что листья на деревьях - и то затрепетало. Люди стали живыми, счастливыми. Молодой с молодой - который месяц с зірницею.

Целый день Петрик веселил людей. А граф вышел на балкон дворца, глянул в сторону толоки и аж рот разинул от удивления. Он приказал гайдукам позаганяти всех крестьян к своим воротам. Пришли бедные люди, сняли крисані.

- Вижу, что от музыки получили добрую силу. Завтра под горой имеете продолбить большой проход, чтобы весь Черемош мог туда течь!

На следующий день утром люди взяли мотыги и лопаты и отправились в горы. Облепили, как муравьи, и застучали, аж искры летели. Шли дни, недели, месяцы, пока продолбили тоннель сквозь гору.

Посмотрел граф и говорит:

- Теперь постройте в середине горы высокий дворец с большими залами, длинными коридорами, ясными светлицами. Ворота дворца должна быть такая, чтобы ее заперла и ребенок, а открыть мог только я один.

Но бедные люди уже не слышали в себе большой силы.

А граф дал им такую страшную работу! Двинулись к дому, где жил с родственниками Петрик. Вызвали парня и попрекают:

- Ты дал нам силу выдолбить дыру для реки, а теперь оставил нас в беде?..

Петрик ответил:

- Завтра все до одного берите каяння, долбаные и лопаты и идите в горы. Я приду на помощь.

Второго дня люди пришли в горы, но никто не мог поднять ни кия, ни лопаты. Здесь Петрик погладил зеленые полосы скрипки, пример смычок к струнам и врезал коломыйку. Люди помолодели, достали красную силу - вплоть обломки скалы разлетались. В горе были сделаны длинные коридоры, огромные залы, просторные комнаты.

Когда все было готово, граф разослал гайдуков созвать гостей: его дочь сосватал один заморский принц.

Гости собрались во дворце, который построили в середине горы.

Пришел туда Петрик. Граф его увидел и закричал:

- Как ты смел сюда прийти?!

- Мужицкую свадьбы я уже видел, господин, а графское - еще нет, - ответил Петрик.

Граф приказал слугам вышвырнуть дерзкого парня. И Петя погладил желтые полосы скрипке, приложил смычок скрипки, пример смычок к струнам и заиграл. Во дворце сразу притихли. Граф сгорбился, руки задрожали.

Петя вышел за ворота и закрыл ее навсегда. Прошли годы, брама потихоньку обросла травой-муравою. О графе никто и не вспоминал. ВА про Петрика и его волшебную скрипку рассказывают и по сей день.

 

 

 

 

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ

О УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

 

 

"Сказки принадлежат к числу древнейших произведений человеческого духа и уходят в глубину таких далеких от нас времен, которой не достигает ни одна человеческая история".
Гнатюк

 

 

"Сказка рождается, конечно из жизни. Всякое архаичное сегодня отмирает. Религиозное явление более древнее, чем его использование в современной сказке".
В.Пропп

 

 

"Не только под состоянием греческим эпосом, но и под драмой, под более поздней епікою все лежала богатая сказочная слой. В семь запасе, из которого черпали новые мотивы, которые живут у нас, а выступают также в повестях египетских вавилонских, более поздних индийских, персидских, арабских".
Михаил Грушевский


 

 

 

 

 

Выполнили студентки IV курса

спец. «Украинский язык и литература»

Коломыйского института

Прикарпатского национального университета

им. В. Стефаника, в частности:

 

Бучовська Наталья

Геник Мария
Гросевич Марьяна

Юров Галина