Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



 

(Родилась в 1930 году)


Поэзия - это всегда неповторимость,

какой бессмертный прикосновение к душе.
Лина Костенко

Поэтическая заря Лины Костенко вместе с произведениями Дмитрия Пав-личка осветила дорогу в литературу целой когорте молодых талантов, которые с тех пор убрали имя шестидесятников.

Уже первые книги Лины Костенко показали: на небосклоне украинской поэзии вспыхнул сильный талант. Голос ее - чистый и искренний - вот уже несколько десятилетий держит читательскую аудиторию в напряженном ожидании новых стихов, драматических поэм, романов в стихах.

Годы жестоких притеснений позади.

Впереди золотом выигрывает на солнце плодотворная нива творчества на счастье и добро суверенного украинского народа.

«ГАРМОНИЯ СКВОЗЬ ТОСКУ ДИССОНАНСОВ»

Лина Васильевна Костенко родилась 19 марта 1930 года в г. Ржищеве на Киевщине. Родители будущей поэтессы - высокообразованные, порядочные люди - учительствовали. Отец знал двенадцать языков, был смышленым во всех учебных предметах и выкладывал их в школе. Семья Костенків потерпела суровых преследований в годы сталинщины. Отец был репрессирован, десять лет скитался в ужасных ежовско-бериевских концлагерях.

Раннее детство Лины проходило «над берегами вечной реки» - над Днепром, Когда девочке минуло 6 лет, семья перебралась в Киев, Здесь дочь закончила среднюю школу, училась в педагогическом институте. В 1952 г. поступила в Московский литературный институт, который закончила с отличием (1956).

Литературный талант у девушки пробудился рано - печатать свои стихи Лина Костенко начала где-то с шестнадцати лет. Первый ее сборник «Лучи земли» была опубликована в 1957 p., вторая

«Паруса» - в следующем 1958 и третья «Путешествия сердца» увидела свет в 1961 роде.

Уже в первых книгах Лина Костенко предстала перед читателями поэтом честным и бескомпромиссным, мыслящим и самобытным. Читатели и критика восприняли ее произведения благосклонно. Все убедились, что в украинскую поэзию пришел настоящий мастер слова.

Устами Кобзаря Лина Костенко обращается к «певцов красоты земной», современных поэтов, с просьбой «закаливать... голоса» «не пустословием, пышным и красочным.., а запевом в дороге нелегкой», потому

... на этой планете, еще не было эпохи для поэтов,

с тех пор, как создал ее господь Бог, но были поэты для эпох!

В поэме «Путешествия сердца» четко прослеживается одна из присущих Лине Костенко черт ее писательского почерка, а именно простота, которая очень похожа на художественную виртуозность. Именно об эту простоту, которая идет от Шевченко, Франко, Леси Украинки (добавим: Александра Олеся, Сосюры, Рыльского) писал молодой поэт Василий Симоненко в своей рецензии на сборник «Путешествия сердца» Лины Костенко. Уже название ее «Красота без красивостей» много о чем говорит:

«Третья книга Лины Костенко на удивление ровная. Здесь нет слабых стихов. Есть прекрасные и хорошие стихи. Самые слабые из них могли бы стать украшением многих поэтических сборников. Это прежде всего свидетельствует.,, о том, что она (Лина Костенко) требовательна художница, печатает... сегодня только то, что считает совершенным».

Поэтическое соцветие Лины Костенко даже при неблагоприятных обстоятельствах («битое холодами») все-таки дало хорошую завязь: первые книжки ее заметил читатель, приняла близко к сердцу молодая читательская община. Скажем сразу: была и другая реакция на появление в украинском писательстве имен молодых талантливых поэтов, которые стали гордостью нашего народа, их шельмовали и обвиняли на всевозможных аппаратных заседаниях, пленумах, совещаниях в формализме, абстракционизме и других-измах. Назывались имена Николая Винграновского, Ивана Драча, Лины Костенко. Но

... то ничего, что подстерегали вороны, 3 такой боли и из такой муки

что прошло так много лет. душа не создаст бутафорский плод.

Ведь «душа принадлежит человечеству и эпохам».

В стихотворении «Судьба» поэтесса размышляет о свою литературную и гражданскую позицию, о ту ношу, которую она взвалила на свои женские плечи. Она с самого начала своего пути в литературе была сознательная своего высокого призвания:

«Поэзия - моя родная сестра. Правда человеческая - наша мать» Поэзия и правда - два цвета флага творческой лаборатории Лины Костенко, им она поклялась честно и до конца служить. По-рыцарски смело и гордо она заявила:

Я выбрала судьбу себе сама.

И что со мной не случится -

у меня никаких претензий нет

к Судьбе моей избранницы.

На Украине тем временем упала черная туча стагнации и застоя. Всякое живое слово, которое не укладывалось в тесные рамки узколобого мышления примитивных критиков и сомнительных ценителей духовных богатств народа, безжалостно притоптувалося. На Лину Костенко упало наказание, которое могло произойти разве что во времена средневековой инквизиции. Поэтессу попытались оторвать, зажать, скрыть от народа: шестнадцать лет новейшие янычары делали вид, что такого поэта как Лина Костенко просто не существует. Так, ее книгу стихов «Звездный интеграл» (1963), истерзанную, но все-таки набранную, было приказано рассыпать. Такая же судьба постигла и следующую сборник «Княжа гора» (1976): ее тоже по властным повелением сверху было рассыпано. Только изредка в течение шестнадцати лет в газетах и журналах появлялись небольшие подборки стихов Лины Костенко. Мужественная женщина, мать двоих детей не имела почти никаких средств к существованию. И все же творила! Теперь с выходом большого поэтому ее «Избранное» (1989) мы получили возможность прочитать творчество Лины Костенко того печального периода.

Стихотворение «Альтернатива баррикад» - одно из программных произведений Лины Костенко шестидесятых годов. В нем читаем строки, которые сами за себя говорят:

Мужество не дается напрокат.

Не случайно барокко баррикад...

Смерть - это еще не поражение.

В победных боях тоже бывают павшие.

Поражает искренним сочувствием за судьбу культуры украинского народа стихотворение «Заворожи мені, волхве!..»

Обращаясь к «респектабельных пилигримов» (путешественников), поэтесса их спрашивает: «Что писал бы Шевченко в тридцать третьем, в тридцать седьмом годах? Наверное, побывав в Коса-ралли, побывал бы еще и на Соловках, а потом был бы реабилитирован. Хоть посмертно, зато - своевременно».

С чувством глубокой боли поэтесса вспоминает славных сынов украинского народа, расстрелянных, замученных по концлагерях:

Пропадали люди ни за грош. Сходил с ума в тюрьме Кулиш.

Предсмертное ругался Косынка. Курбас лег в ту промерзшую землю!..

Поэзия «Княжа гора» посвящена Шевченко. В его уста Лина Костенко вложила такие слова: «Но у отечества никто не одніме меня», их можно с полным правом применить и к самой автора: так, никакие запреты и дискриминации не смогли подавить честного и высокоталантливого слова Лины Костенко.

В последние годы застоя чиновники вынуждены были дать разрешение опубликовать новые произведения Лины Костенко: сборник стихов «Над берегами вечной реки» (1977), исторический роман в стихах «Маруся Чурай» (1979), следующую книгу стихов «Неповторимость» (1980). За эти две последние публикации Лина Костенко удостоена высокого звания лауреата Шевченковской премии.

«Сад нетающих скульптур» (1987) - книга второй половины восьмидесятых годов. Высокой оценки литературоведов и критики зажили поэма-баллада «Скифская одиссея», драматические поэмы «Снег во Флоренции» и «Дума о братьях неазовских».

«ПАСТОРАЛЬ XX ВЕКА»

...Трое мальчиков-пастушков разбирали заржавленную гранату - «покиддя войны... Павел, Саша и Степан... их рвануло наотмашь». Среди бела дня в мирное время... Детский непослушание, неосмотрительность? Так. Но если бы не прокатилась по нашей земле страшная война, этой непоправимой трагедии не случилось бы...

Поэтесса с горькой болью в сердце рассказывает ужасную историю. В своем арсенале она нашла впечатляющей силы высказывания: «Набухли от крови строки», «брызнуло кровью в костер», «Личика уже не было. Косточками, омывшись кровью, осміхалася шея с худеньких детских ключиц».

Чтобы сожаление и скорбь были ощутимыми, поэтесса в уста лирического героя вкладывает такие определения, которые больно терзают его сердце: «Хорошие дети были. Казацкого доброго края».

й, наконец, трагический эпизод утверждается, вглиблюється метафорическим оборотом: «Когда сносили их, даже солнце упало ниц». Но жизнь непрерывное: и дальше цветут мальвы, приходят на землю вечера и рассветы, рождаются дети и криком кричит беременная, как поле, мать: «...Хоть личико покажите его!»

Почти два тысячелетия существует этот один из самых поэтичных художественных и литературных жанров - пастораль. На лоне волшебной природы испокон веков пастухи и пастушки, благородные и бездеятельные, играли, пели, любили. Мир и благодать царили между ними. Пасторальная литература была широко известна в Западной Европе (эпоха Возрождения), пробовал писать пасторальные песни и наш Сковорода. Пасторалью двадцатого столетия назвала Лина Костенко свой глибокозмістовний произведение, которое своим содержанием резко контрастирует, не идет ни в какие аналоги со старинными идиллиями. Там жизнь, поэзия, любовь, а здесь смерть - смерть страшная, ужасная,

«Пастораль XX века» взывает: до чего же мы дошли, люди? Кому нужны войны и их кровавые последствия?

Написан п'ятистопним анапестом, стих звучит с эпическим размахом, но без надрыва, каждое слово в нем взвешенное и несет значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

«ЗДЕСЬ ОБЕЛИСКОВ ЦЕЛАЯ РОТА»

Прежде всего скажем о чрезвычайную простоту поэтической формы стихотворения: «Высокие кладбищенские ворота высокую тишину стерегут». Далее - краткое описание кладбища, где стоят обелиски с фамилиями, датами, «печали бронзовое литье» (меткая метафора!), А потом - кульминационный центр стихотворения:

Лежат наморені солдаты,

а не прожив и полжизни!

И мнимые «долги» перед павшими друзьями, любимыми, братьями, родителями: кто-то кому-то забыл сказать, провинился, не передал вести, не сказал последнего слова... Вкарбовується в память поэтическая деталь:

Здесь на одном обелиске

есть даже почта полевая...

Поэтесса поставила точку, а нам открыла простор для размышлений : на захоронениях павших в войне воинов - как знаки почета стоят памятники, обелиски. А когда же мы сможем почтить невинные жертвы ужасного голода 1932-1933 годов, жертвы ужасающих репрессий? их же миллионы!..