Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Григорий Косынка
Изучение в школе творчества Григория Косынки (Григорий Михайлович Стрелец)


 

Программа Института литературы им. Т. Шевченко для изучения творчества Г. Косынки предлагает ориентировочно отвести часа. Для текстуального изучения предусмотрены следующие произведения писателя: «На свекла», «На золотых богов», «Политика», «Гармония», «За земельку».

На первом уроке знакомство с жизнью и творчеством Г. Косынки учитель покажет портрет писателя, обратит внимание на высокий лоб этого человека, острые, но добрые глаза, глубокий взгляд, на решительно подбородок, что свидетельствует о твердый характер. Дальше начнет печальный рассказ о трагической судьбе Г. Косынки, блестящего новеллиста, автора бессмертных произведений об украинском селе 20-х годов нашего века.

Григорий Косынка (Григорий Михайлович Стрелец) родился 29 ноября 1899 года в селе Щербанівці Обуховского района на Киевщине в крестьянской семье. Нищенскую жизнь рано приучала крестьянских детей приступать к работе, быть помощниками старших. Ушел на заработки и малый Григорий. Сначала работал в панской экономии, на чужих полях, а затем - на сахарном заводе. Семья жила бедно. Мать батрачила, потому что не имели собственной земли. Отец каждое лето путешествовал на заработки аж в херсонские степи, а поздней осенью нанимался на сахароварню. В 1908 году постоянные лишения погнали семью искать лучшей доли. Несколько месяцев поневірялась семья между Амуром и Байкалом, а потом вернула домой, так и не найдя своего счастья на чужбине. Отец снова пошел на сахарный, а сын - поденщиком к панской экономии.

И нищета не убивали человеческого влечения к красоте, мудрого слова, волшебной песни, «Детские лета еще и до сих пор стоят перед глазами,- писал Григорий Косынка в «Автобиографии»,- только время, кажется иногда, заткав их на какую-то минуту синей наметкой,- так врезались они в памяти». Поздними зимними вечерами, когда все собирались домой, оживала песня, слышалось художественное слово - то дед Роман читал при ночнике бессмертный «Кобзарь». И Григорий зачарованно ловил каждое его слово.

Мальчик рано научился читать. К книге поощряли его дед и отец, они верили, что только образование может вывести их ребенка из нищеты. Как не тяжело было, но отец отдал сына в школу в соседнее село Красное. Учился парень старательно. Большое желание к науке побудило пятнадцатилетнего подростка отправиться в Киев. Там работал на разных работах. Потом повезло - его взяли в земской управе писарем, еще и устроили на вечерние курсы в гимназию. Впоследствии он экстерном сдал экзамены за шесть классов.

Еще в гимназии учитель словесности заметил талант у Григория, похвалил его за ученический произведение «Детство - золотая пора» и посоветовал больше читать, серьезно заниматься литературой.

Вскоре в периодических изданиях появляются небольшие очерки, наброски, фельетоны. Печатает Григорий стихотворение «Крик борьбы». А весной 1919 года выходит первый рассказ «На свекла», подписанное именем Григорий Косынка,

С этим поэтическим псевдонимом он и вошел в литературу. Писал рассказы легко, потому что перед глазами стояли детство, родная Щербанивка, нежная и милая мать. Y памяти вылетели почерневшие от работы руки матери, нелегкая работа на чужом поле, юношеские мечты и надежды. Вспомнились невзрачные полевые цветы, но такие привлекательные, хрупкие - угольники. Поэтому и поставил их в конце повествования вместо собственной фамилии.

В этом же году в газете «Большевик» было напечатано еще несколько рассказов: «В доме Штурмы», «Сходка», «Перед рассветом», «На золотых богов», а в альманахе «Гроздь» появились рассказы «Под воротами собора», «Мент», «За земельку».

С 1921 Г. Косынка учится в Институте народного образования (так назывался тогда Киевский университет). И после третьего курса из-за материальных проблем вынужден оставить учебу, пришлось идти работать. Рано умер отец, мать осталась с пятью детьми на руках. Будущий писатель вынужден был помогать чем мог, ведь был в семье старшим.

Первый сборник произведений под названием «На золотых богов» вышла в 1922 году. В это время Григорий уже работал в газете «Известия Киевского губревкому», затем в журналах «Новая община», «Вселенная», диктором Республиканского радио Л

Писатель умел талантливо воспроизводить написанное: любил как настоящий артист читать со сцены собственные новеллы.

...Говорил правду, как было в жизни. И писал чистую правду. Недаром М. Рыльский отмечал, что произведения Г. Косынки «горячие и трепетные, как то жизнь, по свежим следам которого они писались».

Только эта правда не всем была по нраву, да и не все понимали или понимали по-своему, исходя из собственных мировоззренческих позиций. Еще недавно некоторым казалось, что первые произведения Г. Косынки привели писателя «к объективизму и даже к определенной «поэтизации» чужих, реакционных сил». В 30-е годы критики начали травить, оговаривать лучшие рассказы Косынки, часто отождествляя мировоззрение писателя с литературными героями, упрекали его за неумение видеть в жизни основные приметы тогдашней жизни. Его сделали трибуном заможників, дезертиров, бандитов апологетом «собственнического националистического мировоззрения». По поводу этого Г. Рыльский в предисловии к произведениям Косынки, которые вышли в свет в 1966 году, после реабилитации писателя, справедливо писал: «Надо было быть не то что вульгаризатором, а просто человеком, который не хочет видеть очевидного, чтобы забрасывать Угольники некую идеализацию или романтизации кулаков». Хотя и сам не удержался, чтобы не бросить упрек: «...почти чужим осталось его быстром глазу город, и звуженості творческих и идейных горизонтов Косынки нельзя отрицать». Отсутствие в его произведениях образа рабочего или описания современного города,- то же может быть основанием говорить о сужение «творческих и идейных горизонтов»? Г. Косынка - певец деревни, украинской деревни накануне и в дни событий 1917 года .^Потому что сам вышел из него, потому что его корни глубоко проросли в чернозем родной земле, чтобы видеть и чувствовать каждым движением души, каждым нервом всю правду и неправду того возмущенного времени. На каждое явление писатель смотрел глазами народа, каждое событие измерял чистотой души трудящегося человека. И поэтому здесь нет фальши, нет лакирования, а есть чистое золото народной правды. Стоит только глубоко вчитаться в его произведения, сопоставить с тогдашней действительностью не. из наперед заданных позиций, а уходя от правды жизни.

Осенью 1924 года Косынка женится. Тамара Михайловна Мороз стала его женой. Десять счастливых лет прошло как одно мгновение, а потом она разделила судьбу вдовы репрессированного, по-воровски расстрелянного Григория Косынки. После его ареста конфисковали имущество, отобрали паспорт и выбросили жену на улицу. И потянулись страшные времена скитаний, тяжелые бессонные ночи, смутные дни в одиночестве и в ожидании справедливости.

После убийства С. Кирова пришли черные дни террора и в Украину. Одним из первых под нож застенки попал Григорий Косынка. Его арестовали в начале декабря 1934 года, а 13-15 декабря присудили Григория Косынку и еще 27 таких «террористов-белогвардейцев» к расстрелу. Среди них - писатели Д. Фальковский, А. Близко, К. Ураган, сыновья А. Крушельницкого... Они были расстреляны как организаторы террористической группы 18 декабря 1934 года, реабилитированные после 1957. Благодаря Тамаре Михайловне, ее назойливости, неутомимой настойчивости, вернулись к читателю, сначала частично и, наконец, в 1989 году почти все произведения Г. Косынки. Она собрала и издала воспоминания о писателе, а также напечатала собственную книгу воспоминаний о Косынку и других деятелей украинской культуры, с которыми он был связан дружескими и творческими отношениями. Об этой книге литературовед В. Яременко писал: «Цены ей нет... Это книга боли, что кладет глубокие зарубки на душе... Это книга-исповедь о своей жизни и совместная жизнь с Григорием Косынкой. Короткое, но . яркое, счастливое, хотя и не устроена и трудное, как и жизнь целого народа, миллионов таких, как Тамара .Михайлівна Косынка».

Учителю стоит прочитать эту книгу, как и книгу воспоминаний о Г. Косынку литераторов, деятелей культуры и искусства, чтобы увидеть и представить эту настоящую, неподкупную, честную и искреннюю человека. Именно сквозь призму этих воспоминаний-документов и сквозь глубокое прочтение произведений самого писателя в нашем воображении предстанет истинный образ художника, его характер, его мировоззрение, его видение и понимание тех событий, которые происходили в Украине, чтобы навсегда отбросить беспочвенные обвинения в том, что «свою «селюцьку» (а порой и национальную ограниченность), свою отчужденность от пролетарского города Угольники... пришлось выжимать из себя по капле»2 на протяжении всей короткой жизни (Л. Новиченко).

Предложим ученикам прочитать воспоминания о Г. Косынку.

На следующем уроке вспомним жизненный путь писателя, послушаем несколько воспоминаний и перейдем к анализу произведений прозаика.

После короткого вступительного слова прочитаем и прокомментируем или отрывки, или полностью отдельные новеллы писателя.

Украинская классическая литература имеет богатое наследие мастеров новелістичного жанра. Это В. Стефаник и Марко Черемшина, М. Коцюбинский и С. Васильченко. Г. Косынка - их прямой продолжатель, но своеобразный и неповторимый, как и каждый из них.

Тонкий психолог крестьянской души, жизнелюб, оптимист, верный правде и красоте, он имеет огромную силу эмоционального воздействия на читателя. Неподдельная, естественная народность придавала его произведениям особую прелесть. Каждое общественное явление писатель рассматривал с позиций человека, глазами труженика или через призму заможника или дезертира. Он вместе с героями искал правду, истину. А истина не сразу открывалась каждому. Поэтому иногда возникали сомнения, не все удавалось легко и сразу.

Писатель настоятельно и последовательно раскрывал процесс роста человеческого достоинства в среде украинских бедняков. Его герои сильные и волевые, богатые и красивые душой, всегда действующие и жизненно правдивы, убедительны. Процессы, которые тогда происходили на селе, не такие простые и однозначные, как нам до этого изображали в исторических трудах. Справедливо отмечает М. Жулинский: «Григорий Косынка... эти сложные, нередко драматические процессы на селе стремился воссоздать правдиво, с максимально возможным морально-психологическим «обеспечением» характеров. А эти явления и процессы были сложные, неоднозначные, симпатии писателя, конечно, были на стороне бедных, безземельных». Все, о чем писал Косынка, не выдуманная, а отобранное, выношенное, взвешенное, впечаталась в его сознании. Он хорошо знал психологию зажиточных крестьян, ибо самому пришлось с детских лет скитаться по чужим землям. Его герои - живые, страстные, колоритные фигуры. Они были страшными, часто жестокими, немилосердными и циничными, но не способными противостоять движению времени. Таковыми выступают Андриян Кушнир в новелле «Политика», Кирилл Смолянчук и штабс-капитан в «Гармонии».

Затем учитель перейдет к анализу произведений, предусмотренных программой для текстуального изучения. На этом же уроке целесообразно рассмотреть новеллу «На свеклу». Тематически она близка к рассказу о детстве самого писателя, ведь произведение в известной мере автобиографичен.

Учитель выразительно прочитает новеллу. Стоит поставить перед учениками несколько вопросов:

О чем рассказывается в произведении? Чем прочитанное напоминает детство самого писателя?

Какими художественными средствами писатель раскрывает психологию юношеской души?

О чем мечтал юноша? Каким он представлял свое будущее?

Не спешите сразу начинать беседу. Сделаем паузу, чтобы дать возможность учащимся еще немного остаться под впечатлением прочитанного. Затем предлагаем школьникам вопросы:

- Так о чем же рассказывает автор в своем произведении?

Конечно, ответы будут самыми разнообразными. Учитель кое-что исправит, уточнит. А потом суммирует.

Во многих произведениях Г. Косынки ощутим дыхание мастеров слова прошлого, но прежде всего имеется глубокая индивидуальность творческого дарования художника. Не успеваешь понять, как неудержимо и властно поглощает тебя жизненно-правдивая атмосфера произведения, земная сила отточенной фразы, образное богатство языка, умение создавать яркий художественный тип, собрав в нем самые существенные, характерные черты определенного жизненного явления.

Проследим в новелле «На свекла», как легко и непринужденно автор нанизывает слово к слову, словно вдова Марта, что сидит под калиткой и «вяжет свои мысли, словно осеннее солнце бабье лето на стерне». Ткет писатель красочную гамму, создавая зримую картину из крестьянской жизни: «Лето. Начинает благословитись на мир. Мать рвет на огороде росисту лук, мелет бутылкой соль и кладет с сухим хлебом в сумку-рукава...» Короткие, скупые фразы. А каждая деталь рисует нам точную эпическую картину. И и «роса» лук, и бутылка, которой мать растирает щепотку соли, чтобы положить сыну на обед в «сумку-рукав». За этими тихими, ласковыми словами писателя сразу предстает в нашем воображении страдницьке жизни матери-вдовы... Она стоит в изголовье сына, которому ужасно хочется спать, аж пахнет и снится: белеет полями туман, а росой - молоко, холодное и вкусное-вкусное». Раскрыла кафтан, глянула на потрескавшиеся ноги...: «О дети, дети! На свеклу, пузатым служит, весь век скитаться... За что? Где же тогда Бог? Нет, дальше этого не будет, люди...»

Так думает мать-вдова. В ее сознании просыпается надежда, что «дальше этого не будет...» А пока что она стоит в окне, «молится до кровавого солнечной полосы» и плачет. А «слезы, как золото, катятся по бледным щекам и падают росой на желтую пол...»

Писатель не только испытывает тончайшие движения юношеской души, он как великий психолог художественными средствами умеет передать их так, чтобы захватить, взволновать читателя, проникнуться его мыслями, действиями, помыслами...

Парень сладко спит. У него свои проблемы (юнацькії), свое видение мира, свое ощущение жизни: «Снилось молоко...» «Сегодня, мама, надо, купит потому рябому псу полбутылки - не дает гонит две строки, надо підмазать...» Понимает - без взятки не заработать за лето на штаны.

И хоть речь идет о бедности, нищенскую жизнь, и сколько тепла, задушевности, доброты в отношениях, в разговоре сына с матерью, сколько уважения, любви и радости... Парень хватает сапу, бежит на поле. Писатель не фальшивит, будто читает душу юноши. Он понимает чаяния парня: «Боже, когда бы гонит сегодня две строки! Какое это счастье: две строки - синяя рубашка, хлеб...»

Но он спешит на чужое поле и потому, что там черноволосая Прися... «Какая она добрая и хорошая...» И вечером, усталый, полусонный, он будет делиться с матерью радостью, что сегодня таки гнал по две строчки, не обойдет, а скажет матери и о той Прохоренкову девушку, которая помогала ему. И когда мать как бы невзначай еще раз переспросит, кто переполював ему строки, стыдливо скажет: «Прохоренкова... Хорошая девушка...» Парень «зажмурив глаз, покраснел, а мама заметила и спросила: «В сарае будешь спать?»

У него пробуждается самосознание - это уже не раб. Растет человек, который понимает: «Работаю, не разгибаясь, стараюсь, сверху печет солнце, а в груди изжога, и где-то глубоко-глубоко теплится мысль: «Мужицкая судьба горькая...»

А пока во сне подростка вырисовывается сказочно-приятное будущее, где будет жить счастливо его мать и та черноволосая Прися, что помогает ему, переполюючи строки. А будет ли оно, то счастливую жизнь для крестьян-бедняков?..

Этим вопросом и завершим работу на уроке. Дома ученики подумают, какая судьба постигла наше крестьянство после 20-х годов. Исполнились ли их мечты и надежды на землю, на счастливую, обеспеченную жизнь?

Третий урок начнем с разговора о современном селе, его беды и напрасные надежды, а потом снова перейдем к анализу произведений «Помолвку», «За земельку», «Политика», «На золотых богов», «Гармония»...

Время, о котором пишет писатель, был сложный и неоднозначный. И автор стремится показать его таким, каким он был на самом деле жестоким и трагическим, да и не всегда понятным до конца его героям. Все они отстаивают свою правду, борются за свое право на счастливую жизнь - кто честно, открыто, а кто коварно, обманом, а то и силой, запугиванием и пролитой кровью. Обратимся к его рассказов...

В своих произведениях писатель из героев раскрывает жизнь, человеческую душу... Мусий Швачка (рассказ «Политика») собирается на колядование до богатого свата. Он честный, принципиальный и бескомпромиссный, отстаивает интересы бедняков по-своему справедливо, чтобы никто не смел упрекать, что он, Швея, «не правильную политику делает».

В столкновении с зажиточными крестьянами, которых давно недолюбливал, не растерялся, никаким убеждениям не уступил. Они ухватились за ножи, Швея вынул браунинг... Пролилась кровь. «Эту долгожданную, ожидаемую землю такие бедолаги, как Мусий Швачка, отдавать не будут. Но и Кушнир и ему подобные не смирятся с тем, чтобы их земля ускользнула из их рук навеки,- пишет М. Жулинский, вполне справедливо утверждая: - Григорий Косынка "в художественном анализе внутреннего переживания проблемы земли своими героями не допускает никаких компромиссов. Не жалеет ни бедняка, который получил землю и ослеплен торжествует - радуется, потому что он счастлив, а как дальше будет развиваться революция, его не интересует. Безжалостно развенчивает и неистовую ярость кулака, который возненавидел голодного соседа за его надежду на собственную землицу».

Страстное слово Косынки было выразителем общественных мнений и пылких чувств, полных борьбы за освобождение человека, за его счастье. «За свободу и жизнь. Истинный путь, товарищи,- путь борьбы... Вот наш путь»,- твердо выбирают свою дорогу незаможники села Шубовки («Сходка»).

Революция выставила на глаза все болячки жизни, и не сумела их решить. Лозунги и призывы: «Отнимай!», «Грабь награбленное!», «Кто не бедняк, тот враг народа!» - не всегда были справедливыми. А потому, когда читаешь рассказ «Помолвку», чувствуешь, что писатель смотрит на мир с общечеловеческих позиций.

Прочитаем начало рассказа до слов «Злоба не сходила ему с лица...»

Далее ставим вопрос:

Что заставило Петра Рудыка неистово гнать лошадей с ярмарки?

Какими средствами, художественными деталями писатель передает предчувствие беды, которое надвигается на семью зажиточного, хозяйственного Петра Рудыка?

Каково отношение автора к своему герою?

Как понимать слова: «Сидят на хуторах, как кроты слепые. А оно, выходит, сбылось; грабили барское - мы радовались втихаря... Не стало барского - голь ненажерна нас за горло взяла: «Давай, мол, лишнюю землю, давай инвентарь, скот...»

Или страх и предчувствие беды были напрасными?

Давайте поразмышляем вместе с детьми.

Читая новеллах Григория Косынки, можно только удивляться, откуда этот лучезарный талант, умение проникать глубоко в душу человека. Как непринужденное легко звучит каждое слово писателя, музыкой плывет каждая его фраза, то раскидистая, широкая, как степь украинский, то короткая, словно оборванная, фрагментарная, как яркие мазки на картине художника-импрессиониста. Потому что все идет от жизни, от видения главного, самого важного, найтрепетнішого - человеческого сердца. Пожалуй, после В. Стефаника мы не имеем такого умения у писателя проникать и трепетно открывать крестьянскую душу, психологию земледельца, его большую и богатую внутреннюю красоту. Вслухаймося только в слова простой женщины Мелашки («Помолвку»), которая говорит с зажиточным крестьянином: «Как вам сказать,- тихо сказала Мелашка.- Ручаться за Михаила не буду. Его добрая воля: хочет - пусть сватает вашу Наташу, как она пойдет за него. А только лошади, телеги ваши, Петр, ни к чему здесь. Вы же, кажется мне, сына моего єднаєте, а не лошади с телегами? Я не порицаю дочери вашей... Но вы, Петр, простите меня на слове, такое говорили, что мне слушать стыдно было. Хорошо знаете, что я с трудов своих век прожила,- мне теми лошадьми не ездить, а все-таки прятать чужое добро я не буду». Сколько в этих словах человеческого достоинства, простоты, самоуважения, благородства, душевной красоты! Потому что каждая строка, каждое слово ложилось на бумагу из большой любви к труженику и больших мучений по его страдальческую судьбу.

Мы по-человечески должны понять и Петра Рудыка, который, как видим, честно работал, с трудом разжился, поставил на ноги собственное хозяйство, а теперь должен всего лишиться. И писатель здесь при гостроконфронтаційному конфликте находит тот ракурс, который позволяет нам видеть жизнь многогранно и объективно. В этом - сила его таланта.

Новеллы Косынки - это выхваченные небольшие эпизоды из жизни села. Яркие, выразительные, весомые. Писатель умеет так строить свой рассказ, что не только зримо видишь, но и слышишь все, что происходит вокруг. Здесь все живет, дышит, волнуется, печалится, радуется... Даже небо не голое, безразлично фон, а соучастник, на все реагирует, на все откликается: «Уже третий день, как ревут пушечные бои над окрестностями Медвина; кричит, смеется вражеская артиллерия,- а за каждым ее гуком поднимаются к небу кроваво-красные тропы пламя из крестьянских жилищ...»

Так начинает свой рассказ Г. Косынка об трагический бой бедняков за свободу, за жизнь в новелле «На золотых богов».

Рисует зримо, эпично. На нескольких страницах - целая панорама, где бьется красная крестьянская воля, умирает на своих осьмушках и обміжках, но защищает телами, кровью свои жилища от армии «золотых богов».

Вот лихой деревенский парень Сенька-пулеметчик «летит солнечной пылью... и строчит умелой рукой во вражеских рядах. Вот уже пошли в бой с вилами, топорами, а враг - стеной-стеной налегает, чтобы разбить крестьянские ряды...» Все пришло в движение. Все ожило, все действует...

«Серая пыль пронизалась свистом пуль...»

«Задрожала под солнцем стеблем гречка упала в обморок...»

«Высекает пламенем, искрится, и в дыму, как черные призраки, мечтают над селом тополя, пеплом припавшие, желтая, языкастая змея молнией прорезала дым...»

Бой дошел высочайшего напряжения. «Солнце удивленное стало: покачнулись враги».

А когда закончился победно бой, «тогда: озолотила солнце мрачные тучи на западе и утопило красную багряницу, как то сумм, у пруда и прослало над пожарищем...»

Каждая деталь, каждый образ подчинены зображуваній действия, и поэтому зримо предстают перед нами трудный бой, победа, которая нелегко далась этим крестьянам, что поднялись всем селом против «золотых богов», белогвардейцев.

А ради чего эта кровь, эта жестокость, этот бой?

«Кто поймет их вечное rope-печаль, JCTO заглянет в их золотые души?» - спрашивает писатель. «Стоит пшеница потолочена, серпа просит, а они кровью поливают»,- тоскует-печалится старая женщина, у которой сгорел дом, сгорело трое детей и старшенького Сенька-пулеметчика забито. «И сама стерялася... Обхватила руками обгоревший столб в воротах и страшно, нечеловеческим голосом спела круг детей...»

Так сильно мог писать разве В. Стефаник. Так умел писать и Г. Косынка. Выхватить один эпизод, а воссоздать целую эпохальную картину, которая не оставляет никого равнодушным, пробуждает мысль и ставит извечный вопрос: «Кто поймет их вечное rope-печаль? Кто?»

«Легко подул ветер, далее притих, послушал горе-печаль матери и, казалось, сам плакал над потолоченою лошадьми пшеницей...»

Писатель умеет прислушаться и услышать крестьянскую душу, услышать и воссоздать ту боль, ту муку, то горе, которое вопит на протяжении веков до человеческого разума и чувств.

Произведения Г. Косынки опираются на народную мораль. Писатель хорошо знал жизнь, быт, язык и психологию человека, умел не только наблюдать, анализировать, но и сопереживать. Образы, как правило, раскрываются словно изнутри - в размышлениях, наблюдениях, внутренних спорах.

Стоит прочитать и прокомментировать рассказ «Мать», которое особенно высоко оценил М. Рыльский. Сочинение композиционное взвешенный, сюжет развивается динамично, действие сквозное напряженная...

Для смертельно больной матери немедленно нужен врач... Но как его привезти, когда вокруг идет стрельба. Под натиском большевиков отступают белополяки. Они отбирают лошадей, мобилизуют подводы и людей для перевозки оружия, инвентаря. И Андрея могут забрать. Но большое чувство сыновней любви побеждает страх. Андрей выехал со двора подводой, хотя надежды прорваться сквозь ад были малы. За селом его перестрівають белополяки и заставляют подвозить оружие. В душе кипит ненависть, рискуя жизнью, он хочет вырваться: «Плевать мне, что бьется в горячке армия,- у меня дома так же бьется мать!..» И хоть ему удалось добраться домой, но он уже не застает живой матери.

Симпатии писателя всегда на стороне беднейших слоев крестьянства. Правда, в его произведениях события часто развиваются как бы сами по себе, и порой трудно установить, где авторское видение мира, а где мировоззрение героя («Во ржи», «Выстрел»).

Саму сущность кулачества разоблачает Косынка в рассказе «Гармония». Добро Кирилла Смолярчука, героя произведения, нажитое трудом батраков, таких, как братья Василий и Григорий Гандзюки.

Братья попадают в руки штабс-капитана Мічугіна, их мордуют. Сам каштан, «похож лицом на пса», со зверским удовольствием совершает расправу. От смерти их спасает сестра... У Василия, старшего, просыпается чувство человеческого достоинства. Ему вечно будет стыдно за кражу проса и за то, что сестра должна за их жизнь отдать девичью честь. Дорогой ценой досталась им воля. Старший прозревает. Он понимает, что для лучшей, свободной жизни нужно освободиться из-под ига таких жмикрутів, как Смолярчук... И выбирает свой путь. «Василий поцеловал брата потрескавшимися губами, посмотрел ему в глаза, полные сожаления, еще и рукой прижал к груди... Никогда так не прощался Гришка с братом! И на братовой: «А ты куда?» - ответил: «Я? В войско. До большевиков».

Большинство рассказов и новелл построены на контрастах, на игре света и тьмы в душах героев. Но все произведения оптимистичны, каждый несет веру в человеческую гуманистическую першоосновову. В них нет и тени безысходности. Писатель верил в начало человека, которая в сложных условиях социального национального угнетения боролась за свободную жизнь, шла на смерть за лучшие идеалы, сквозь темноту пробивалась к свету.

В счастливую будущность верило и щедрое Косинчине сердце, которое защищало и защищало интересы родного народа, самоотверженно поднялось на строение новой жизни.

Свою работу над новеллами F. Косынки учитель завершит, задав вопрос:

Были ли основания обвинять писателя в том, что он романтизировал зажиточных крестьян?

Чтобы оспорить эту мысль, еще раз стоит вспомнить основные персонажи его новелл «Помолвку», «За земельку», «В доме Штурмы», «Политика», «Гармония». Рекомендуем прочитать и проанализировать слова М. Жулинского: «Никакой идеализации, романтизации кулачества в творчестве Григория Косынки нет. Есть глубокое, истинное понимание и високоталановите воспроизведения украинского послереволюционного села с его драмами и трагедиями, с его надеждами и разочарованиями. Есть большая школа правды...»

Дома учащиеся поразмышляют и обоснуют справедливость этих слов известного литературоведа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Непорожний В. Косинчині виквіти //Косынка Г.: Произведения.- К., »972,- с. 527.

2. Наєнко M. Григорий Косынка.- К., 1989.

3. Жулинский М. Из забвения - в бессмертие.- К., 1990.- с. 349-356.

4. Кислый Ф. Григорий Косынка//Днепровская волна.- К., 1989.- с. 539-542.

5. Штонь Г. Рокованість талантом//Сов. литературоведение.-1989.- № 11.-с. 12-18.