Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Уроки литературы родного края: технология подготовки и проведения

 



Уже стало традицией проводить уроки литературы родного края, которые прочно вписались в систему литературного образования наших-школьников. Литературное краеведение - это специфическая отрасль науки о литературе, предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми определенного края. Школьное литературное краеведение многогранное. Существенное место в нем занимают уроки литературы родного края, имеют свои особенности. Во-первых, планировать их нужно, учитывая специфику литературы как вида искусства; во-вторых, подбирать литературные произведения и художественный материал высокой художественно-эстетической вартісності; в-третьих, умело сочетать ознакомление краеведческой литературы с использованием изобразительного искусства, музыки, архитектуры, истории, религии, философии своего края и т.д.; в-четвертых, обеспечивать формирование эстетических вкусов, убеждений, идеалов школьников в соответствии с человеко-/народо-/ украино-/знавчих традиций; в-пятых, вырабатывать личностное отношение к художественной литературе родного края, чтобы помочь ученику-читателю и человеку самовыразиться, самоутвердиться и осознать, что художники-земляки не только отражают свое восприятие и понимание мира, но и передают энергию собственного видения жизни с его добром и злом, красотой и уродством и этим помогают ребенку творить свое Я в единстве с природой, человечеством, нацией, родным краем.

Сотрудничество учитель (методист) - художник (художественное произведение) - ученик (читатель) достигнет органического единства, если, подбирая материал к урокам родного края, помнить такое мнение Ивана Франко:

Каждый главный писатель - он славянин или немец, или француз, или скандинавець, - является как бы дерево, которое своими корнями впивается как можно глубже и крепче в свой родной, национальный почву, пытается ввіссати в себя и переварить в себе как можно больше его живых соков, а своим пнем и кроной погружается в интернациональной атмосфере идейных интересов, научных, общественных, эстетических и моральных соревнований. Только тот писатель может... иметь какое-то значение, кто имеет и умеет целой образованному человечеству сказать какое-то свое слово в такой форме, которая бы наиболее соответствовала его национальном характере.

Поэтому цель уроков литературного краеведения - постижение учащимися глубинной сущности наследия художников своего края, космоса духа земляков, реалий действительности, восприятие и оценку их художественному достоянию, воспитание чувства гордости за творческих людей, славных земляков.

Интерес школьников к литературе родного края появится тогда, когда будут выдержаны как специфические особенности таких уроков (они уже упомянутые выше), так и методологические принципы их:

• понимание учащимися литературы как художественного отражения духовной жизни украинского народа и той общности, которая окружает ребенка;

• учет возрастных, психологических и познавательных возможностей школьников, их общего развития;

• соблюдение возрастной динамики личностного восприятия литературы;

• формирование умений квалифицированного читателя, который понимает литературу как искусство, воспринимает художественные ценности и шлифует свою культуру чувств;

• подбор литературно-краеведческого материала с учетом принципа от простого к сложному;

• глубокое знание учителем истории и литературы родного края и объективное его значение в культурно-художественном пространстве;

• целесообразность и разнообразие учебных форм работы и типов уроков, которые усиливали бы заинтересованность литературно-художественным наследием земляков;

• преемственность в развитии связной речи с изучением произведений литературы родного края и теоретических разделов учебной программы;

• личностно ориентированный подход в формировании учебных вопросов и задач, а также в выстраивании модели урока с четко предсказуемыми и контролируемыми результатами.

Задачами уроков литературы родного края являются:

• углублять сведения о жизни и творчестве художников данной местности;

• развивать интерес к их творческого наследия и наследия;

• вырабатывать личностное отношение к литературе родного края, развивая умение выражать свои мнения об авторе произведения, героев, художественные образы;

• прививать высокие эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение наслаждаться художественным произведением;

• выявлять наклонности, вкусы, способности учащихся, способствовать их развитию, воспитывать юных поэтов-любителей;

• углублять знания об истории родного края, его выдающихся деятелей культуры и искусства;

• развивать логическое и образное мышление, культуру речи и чтения;

• вырабатывать умение вести диалог и полилог в паре, группе, строить монологичное высказывание, вступать в дискуссию по проблемным вопросам произведения, обобщать, систематизировать знания и делать выводы;

• помочь учащимся преодолеть унизительное чувство национальной неполноценности, формировать в них историческую память, беречь естественное чувство национальной гордости;

• воспитывать уважение к народных и православных религиозных традиций украинцев, за которыми испокон веков жили наши предки;

• прививать уважение к выдающихся людей родного края, их вклад в национально-освободительную борьбу, побуждать подражать им в своей жизни;

• развивать трудолюбие, милосердие, гуманное отношение к человеку, природе и т.п.;

• вырабатывать умение видеть и ценить красоту и самобытность родной земли;

• вызвать у учеников искреннее стремление защищать на свете-бутки материальной и духовной жизни нации, оберегать и приумножать их, продолжая традиции рода, семьи, края;

• развивать умение пересказывать, следить за четкостью и логичностью ответов на вопросы, высказывать свои впечатления от услышанного, увиденного;

• формировать у детей самостоятельное суждение, учить их давать объективную характеристику героям, художественным образам и явлениям;

• развивать коммуникативно-речевые умения школьников на уроках литературы родного края, практикуя произведения малой формы в устной и писемному варианте (перевод-миниатюра с творческими заданиями, многовариантные мини-произведения в контексте определенной жанрово-стилевой манеры письма и т.п.).

Подготовка к урокам литературного краеведения предусматривает:

• опережающее ознакомление со списком произведений литературы родного края, которые ученики должны прочитать (купить) в течение лета, учебного года;

• подготовку системы задач, разработку мыслительных операций, а также способов их выполнения с учетом различных уровней и форм мыслительной деятельности школьников;

• планирование учебно-познавательного действа (сценария), содержательного наполнения урока (занятия);

• четкое определение темы, цели и задач урока, проблемных вопросов по содержанию произведения (творчества), подбор эпиграфа, зрительного и слухового рядов (музыкальное и художественное оформление).

Основными методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности на занятиях по литературе родного края для 5-8-х классов являются: беседа по содержанию книги, произведения; беседа с элементами лекции; беседа с элементами диспута; рассказ; художественный рассказ; заочное путешествие; конкурс знатоков литературы родного края; инсценировка и т.д. В 9-11-х классах: лекция; обзорная лекция тематического характера; семинар по творчеству писателя; диспут; конференция; встреча и разговор с писателем; экскурсия или заочное путешествие; обсуждение проблемы за круглым столом и др.

В зависимости от цели, задач урока, особенностей и жанра художественного произведения, выбранного преподавателем метода проведения занятия можно использовать разнообразные приемы работы: сообщения; сжатые, подробные и творческие переводы; художественный рассказ; выразительное чтение и инсценировку; чтение произведений и отрывков вслух; "оживление" событий и словесное описание картины; подготовку и обсуждение отзывов, аннотаций, рецензий; опытно-поисковую работу в местных библио-, папках, музеях, картинных галереях, архивах; выписки образных высказываний, афоризмов; подготовку выставок, литературных, художественных и художественных произведений, публикаций, репродукций; интервью с автором, его родными, друзьями, знакомыми; составление виде словариков терминов, понятий; выставку ученических иллюстраций к произведению; сценические зарисовки, фрагменты диа - и видеофильмов и т.п.

В методических трудах описаны разные позиции в оценке характера и специфики изучения литературы в школе и классификации уроков. К сожалению, занятия по литературе родного края обойдены вниманием. Специфика таких уроков очевидна, поэтому должны помнить о том, что на них рассматривается материал большего объема, чем на обычном занятии; учебная деятельность учащихся обозначена большей самостоятельностью; смещен акцент с таких традиционных элементов урока, как опрос, объяснение и закрепление материала.

Методической наукой еще не разработана типология уроков литературы родного края. Нам представляется, что такие уроки могут быть представлены как вступительные занятия (назидательно-мотивационные, на которых учитель поведет учеников-читателей в мир искусства региона, выяснит, что им известно, что они читали, видели, слышали во время каникул или обработали по рекомендательным списком); уроки-общения по прочитанным произведением или всей творчеством художника; итогово-рекомендательные уроки, на которых ученики должны представить творческую работу: литературный портрет писателя-земляка, звуковой альбом "Песни моего края", видеоклип (сюжет) "Ох, анекдот, анекдот" или "Народные байки из уст моего дедушки (отца)" и т.д. На итоговом уроке обобщается изученное в течение года, осмысляется степень овладения учебным материалом, подается список произведений для самостоятельного чтения, происходит презентация новых изданий и т.д.

Уроки литературы родного края могут быть как традиционными, так и нестандартными: урок-конкурс, заочное путешествие, инсценировка, "оживления", художественный рассказ и т.п. (для 5-8-х классов); урок-конференция, семинар, диспут, встреча, экскурсия, визуализация, практикум (для 9-11-х классов).

Структура и содержательное наполнение традиционного занятия по литературе родного края 5-8 классы

И. Назидательно-мотивационный этап.

Вступительная рассказ-обзор, создание ситуации заинтересованности.

Беседа, психологическая установка, мотивировка действий.

Учебная рефлексия (самооценка).

II. Операционно-познавательный этап.

Актуализация опорных знаний, эвристическая беседа (иногда, если целесообразно, - игра).

Введение учащихся в мир художника (рассказ словесника или учеников о жизни автора и его произведение).

Определение места сочинения в системе художественного наследия автора.

Словарная работа.

Восприятие и осмысление содержания художественного произведения.

Поиск ответов на вопросы учащихся и проблемные вопросы, поставленные в произведении.

Промежуточное осмысления обучаемому материала.

III. Коррекционно-рефлексивный этап.

Представление продукта труда (подготовленного дома, заранее, во время урока).

Осознание учеником и учителем уровня обогащения собственного опыта, своего Я (творческая рефлексия).

Обобщение услышанного, установление закономерностей в виучуваному материале.

Подведение итогов, комментирование домашнего задания из курса литературы родного края.

9-11 классы

И. Назидательно-мотивационный этап.

Эмоционально насыщенное вступительное слово-обзор.

Активизация мотивационных резервов учащихся.

Учебная рефлексия.

II. Операционно-познавательный этап.

Актуализация опорных знаний и выдвижение системы гипотез.

Введение учащихся в жизненный мир и творческую лабораторию художника.

Словарная работа, заполнение понятийно-терминологического поля.

Восприятие и осмысление содержания художественного произведения, его композиционного строения, жанрово-стилевой манеры письма.

Промежуточная рефлексия изученного материала.

Решение студентами проблемных задач в соответствии с их интеллектуально-волевых возможностей и психо-физиологических особенностей (работа в парах, группах; литературоведческий и лингвистический практикум по творческим наследием автора).

III. Коррекционно-рефлексивный этап.

Установление логических связей, закономерностей в рассматриваемом произведении (творчества).

Самоанализ и осознание уровня собственного обогащения ментального опыта (творческая рефлексия).

Обобщение, систематизация полученных знаний и представление системы заданий для следующего занятия (с пакетом учебно-познавательных действий и задач).

Новые педагогические технологии дают учителю возможность помочь школьнику глубже проникнуть в тайну художественного текста, понять замысел автора, его персонажей "точку зрения", стимулируют читателя к поиску истины, чтобы для себя мир по-новому открыть" (м. рыльский). Они разнообразят формы учебной деятельности учащихся как во время стандартного, традиционного урока, так и в условиях нетрадиционной организации занятия.

Нетрадиционные формы обучения отличаются оригинальной организацией учебно-познавательного процесса, значительным воспитательным воздействием на его субъектов, обеспечивающих эффективность и результативность выполнения личностно ориентированных задач, дают возможность отойти от шаблонов в методике, лучше учесть специфику учебного материала и индивидуальные особенности учащихся, способствуют воспитанию творческой учащейся личности, расширению функций учителя. Опираясь на структуры уже упомянутых занятий, предлагаем схемы и модели учебных технологий, которые могут быть основой построения нетрадиционных уроков.

Технология глубокого усвоения знаний на основе схемно-знаковых моделей (по В. Шаталовым)

Ремарка 1. По технологии модульного обучения отдельный урок составляет учебный модуль. Обычно модульный урок имеет следующую структуру:

• мотивационная беседа и формулировка цели урока, во время которой учащиеся осознают, что, как и зачем они должны изучать именно ц е й материал и именно таким образом;

• выходной контроль, где учитель с помощью заданий разного уровня сложности проверяет степень усвоения учащимися

знаний, необходимых для изучения нового материала;

• изучение нового материала методом самостоятельной работы учащихся с источниками;

• обобщение урока учителем;

• заключительный контроль (с помощью тестов или системы вопросов) уровня усвоения учащимися учебного материала;

• оценивание учащихся по 12-балльной шкале своей работы и работы группы на уроке.

В целом структуру модульного урока можно воспроизвести такой схеме:

Структура модульного урока (по С. Сковіним)

Ремарка 2. Модульно-развивающая технология обучения является версией модульного обучения, разработанной украинским психологом А.Фурманом как альтернативная нынешней классно-урочній. Основная задача: самореализация личности учителя и ученика, оптимальный для каждого из них развитие способности к непрерывному, продуктивного общения с окружающим миром, людьми, собственным Я.


Модульно-развивающая технология (по А. Ф в р м а н о м )





Ремарка 3. Суть проблемного обучения заключается в создании для учащихся проблемных ситуаций и осознания, восприятия и решения их в процессе совместной работы школьников и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего. Такое обучение проводится по типовой схеме: учитель создает проблемную ситуацию (т.е. ситуацию или задачу, для решения которой ученик должен

найти и использовать новые для себя средства деятельности), ученики анализируют ситуацию, осознают, что неизвестное для них, и ищут способы решения проблемы, а учитель помогает им, предоставляя необходимую информацию. Результатом проблемного обучения являются новые знания, умения, способы умственной деятельности.

Структура проблемного урока (модели проблемного обучения) имеет такой вид:

Проблемный урок (по Н. Дайрі)



Ремарка 4. Модель обучения в игре - это когда учебный процесс проводится в форме игры (это игровое моделирование событий и явлений, которые изучаются).

Обычно игровая модель обучения реализуется в четыре этапа:

ориентация (введение учащихся в тему, ознакомление с правилами игры, ее течением);

подготовка к проведению игры (чтение сценария, определение игровых задач, ролей, возможных путей решения проблемы);

основная часть - проведение игры;

обсуждение результатов занятия-игры.

Наиболее распространенными играми являются имитационно-моделирующие. Каждая такая игра происходит по схеме:

учащиеся знакомятся с ситуацией, на основе которой они получают игровое задание;

делятся на группы для его выполнения;

выбирают соответствующие роли;

выдвигают предположения по решению проблемы (1-й шаг) и сталкиваются с тем, что им не хватает информации; получают информацию от учителя или учитель сам корректирует деятельность учащихся новым блоком информации.

С получения новой информации и анализа игрового задания начинается следующий этап игры (2-й шаг).

Все, предварительно изложенное, мы, спрогнозировав и спроектировав, закладываем в региональную программу "Литература родного края". Предлагаем свой вариант такой программы.

Литература родного края Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы

Эпиграф: Береги свое родное, береги, чтобы не аинародовитися, чтобы не забыть народа, из которого ты вышел. Берегите свою веру, обычаи, свой язык, И тем сохраните национальную существо свое.
Иван Огиенко, "Мои проповеди"
Содержание

Пояснительная записка.

Объект изучения.

Цель курса.

Концепция программы и ее компоненты: методологический; воспитательный; дидактический; технологический; методический; научно-литературоведческий.
Композиция программы

1. Тематический модуль.

Название темы - смысловые и проблемно-тематические линии-теоретико-литературные понятия - міжтекстуальні связи - культурологический аспект - наглядные средства обучения - дополнительное чтения и заучивания наизусть.

2. Процессуальный модуль.

Базовые мыслительные приемы и методы: специальные и общеучебные (организационные, загальнопізнавальні и контрольно-оценочные) умения; основные виды и формы работ; типы уроков.

3. Информационный модуль.

Зрительный и слуховой ряды; литература для использования.

4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Базовые знания и умения учащихся.
Пояснительная записка

Литература родного края - один из разделов учебной программы, изучаемой на уроках украинской литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые и составляют содержание курса литературы родного края с учетом специфики предмета украинской литературы как вида искусства. Цель курса - приобщить учащихся к лучшим достижениям литературы родного края в контексте украинской классической и современной, а также европейской литератур; пробудить патриотические чувства, лелеять свободной, раскрепощенной личности, которая умеет самовыражаться, уважает историческое прошлое и современное региона.

Концепция программы состоит из шести компонентов: методологического, воспитательного, дидактического, технологического, методического, научно-литературоведческого.

Методологические основы программы заключаются в гуманизации национального образования, в личностно ориентированном подходе, который будет способствовать активному становлению национально сознательной личности. Система литературного образования в курсе регионального компонента позволит на личностном уровне (в зависимости от исторического прошлого, современного, от жизненного и сенсорного опыта каждого ученика, его читательских интересов) принять конкретные художественные произведения земляков и глубинно ощутить собственную принадлежность к своему роду, народу, украинской нации.

Всю систему литературного образования и курс литературы родного края в частности, следует выстраивать с учетом специфики литературы как вида искусства, что несет мощный заряд положительной духовной энергии и способна заинтересовать юного современника достижениями земляков, убедить, что литература родного края способна быть искусством слова.

Курс нынешней образования на личностную ориентацию предопределяет своеобразие воспитательного аспекта предложенной концепции литературы родного края, которая, кроме того, что дает знания и формирует читательские вкусы, одновременно воспитывает гражданина-патриота Украины, любовь к родителям, своего города, села, улицы, односельчан, земляков и их культурно-художественных приобретений. И тот литературный путь от родины до Родины должен формировать личность, способную сохранить и продолжить украинские культурно-литературно-исторические традиции предков, чтобы достойно войти в европейской и мировой сообществ, быть открытой для других культур и способной к обогащению собственной духовности.

Поэтому отбор художественных текстов для изучения проводится так, чтобы ученик-читатель увидел красоту жизни даже в обыденном, заинтересованно и терпимо отнесся ко всем ее проявлениям. Произведение должно воодушевить школьника настроением веры и надежды, радостью от того, что он пришел в этот мир для полноценной духовной жизни.

Современные педагогические технологии позволяют выбрать методы и приемы, адекватные учебному материалу, - художественным произведениям о родном крае. Учебная технология может быть реализована на содержательном и процессуальном уровнях, где первый предусматривает цели обучения, содержание учебного материала, а второй - формы, средства, методы обучения, организацию и руководство учебно-познавательным и воспитательным процессом. Но возможен вариант, когда учитель форм обучения подбирает содержание и методы или методы - формы и структурные компоненты - учебные ситуации.

Педагогическая технология близка к отдельной методики. Основой методического аспекта - диалог и полилог с произведением, автором, с ровесником, с учителем, с прошлым и настоящим города или села. Здесь нужно, помимо соблюдения технологичности изучения курса, предусмотреть использование міжтекстуальних связей с произведениями государственной программы, міжпред-метними и міжлітературними связями, наглядных средств обучения, которые помогут ввести учащихся в эстетически-художественное пространство региона. Важно, чтобы состоялся полилог между читателем - произведением, автором, чтобы школьники постигли художественную реальность, пережили эстетическое наслаждение и нашли те высокие ценностные ориентации и поступки, которые облагородили бы их души.

Реализация указанного возможна при условии научно-литературоведческого подоплеку. Интерпретация произведений курса литературы родного края должна происходить на современном эстетико-теоретическом инструментарии, основы которого закладываются на уроках украинской литературы.

Многолетняя практика подтверждает целесообразность разделения всего курса на две части: д л я 5-8-х классов и для 9-11-х классов, каждая из которых имеет свою специфику и особенности.
Композиция программы и ее содержательное наполнение

1. Тематический модуль.

Название темы, ориентировочное количество часов, содержанию и проблемно-тематические линии.

Теоретико-литературные понятия подаются после аннотации к теме. Ориентировочный перечень их дает возможность учителю самостоятельно определить, какие из теоретико-литературных понятий, в каком объеме и порядке рассматривать на уроке.

Міжтекстуальні связи помогут ученикам понять место, роль и значение художественного произведения родного края в украинской и европейской литературах, усилить значимость тех художественных жемчужин, которые вошли в сокровищницу украинского художественного слова. Учителю этот блок поможет построить урок с использованием міжтекстуальних связей, рассмотреть художественное произведение художника родного края в контексте украинской и европейской литератур.

Культурологический аспект должен реализоваться в подборе соответствующих текстов, которые ознайомлюватимуть учащихся с историей, обычаями, традициями, архитектурно-художественными сокровищами, духовной и материальной культурой, творческими личностями родного края. Это поможет глубже проникнуть в культурный мир родного края, обогатить собственный творческий и духовный мир.

Наглядные средства обучения (при условии целесообразного их использования) разнообразят урок, будут способствовать лучшему пониманию учащимися художественного текста.

Произведения для дополнительного чтения и изучения наизусть направят самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством словесника, углубят любовь к литературе родного края, заинтересуют тем или иным произведением, раскроют незаурядность земляков, сориентируют в "книжном пространстве" земляков-литераторов. Минимально целесообразный перечень стихов, отдельных строк, отрывков прозаических и поэтических произведений, кроме познавательной роли, обеспечит тренировку памяти учащихся.

2. Процессуальный модуль.

Общеучебные умения и нормы предусматривают способность школьника анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, строить, доказывать и опровергать, пользоваться разнообразными словарями, справочной литературой, составлять аннотации, библиографические обзоры, рефераты и т.п. Указанный перечень является последовательным продолжением работы, начатой на уроках украинской литературы, но с учетом специфики курса литературы родного края, литературно-художественного пространства региона.

Специальные умения (учитель определяет их в соответствии с собранного материала),

3. Информационный модуль.

Зрительный и слуховой ряды учитель проектирует согласно литературно-художественного региона.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся зависят от подобранных к тематического модуля текстов.


Литература

1.Баханов К. Инновационные системы, технологии и модели обучения истории в школе. - Запорожье: Просвещение, 2000. - 190 с.

2.Ващенко Г. Общие методы обучения. - К., 1997, -416с.

3.использовании материалов литературного краеведения на уроках украинской литературы в средней школе: Методические рекомендации/Сост. Л.Старовойт, П.Водяна, І.Береза, Н.Огренич. -Николаев: ГГНИ, 1991. - 56 с.

4.Волошина Н. Уроки внеклассного чтения в старших классах. - К.: Рад.шк., 1988. - 174 с.

5.Ершов П., Ершова А., Б у к а т о в В. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - M.: Флинта, 1998.- 336 с.

6. Зязюн И., Сагач Г. Красота педагогического воздействия. - К., 1997.- 302 с.

7.Лісова М. Цель уроков литературы родного края - совместить образное мышление с логическим // Сел. шк., - 2001. -№ 20-21.-С.З.

8.Література родного края: Учебно-методическое пособие/Н.Марченко, П.Розвоэчикта др. - Белая Церковь, 1997. -44с.

9.Література родного края: пособие-хрестоматия // под ред. О.Кухар-Онишка, Л.Старовойт, А.Ситченка. - Николаев, 1993.- 183 с.

10.Освітні технологии: Науч.-метод, пособие/ О.Пехота, А.Кік-тенко, О.Любарська и др. - К.: А.С.К., 2001. - 256 с.

11.Падалка А.С. и Др. Педагогические технологии. - К., 1995.

12.Програма для средней общеобразовательной школы: Литература родного края: 5-10 классы/ Сост. Купцова В. - Николаев, 1999. -26с.

13.Програми для средней общеобразовательной школы: Украинская литература: 5-11 классы. - К., 1998.

14.Фурман А. Модульно-развивающее обучение: принципы, условия, обеспечение. - К., 1997. - 340 с.