Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Хорей, или Трохей (греч. choreios, от choros - хор) - в античном стихосложении - триморна двухсоставная стопа с первым длинным и вторым коротким составами. В силабо-тонической системе - двухсоставная стопа, в которой ритмический акцент приходится на первый слог, как правило, непарный.

Однако в хореїчному стихи ударения наблюдаются не везде, кроме константы, что делает возможным варьирование пірихія. В начале развития силабо-тонической версификации в европейской лирике X. употреблялся преимущественно в жанре оды, откуда был вытеснен ямбом. В современной украинской поэзии X., возникнув на руинах силлабического тринадцятискладника, - самый распространенный стихотворный размер от конца XIX ст., когда произошла модернизация Шевченковского стиха, живленого фольклорной традиции (частушки, шумко т.д.). Наименее применяемый X. - одностопний:

На майдане пыль спадает.

Замолкает вещь...

Вечер.

Ночь (П. Тычина).

Двостопний X. наблюдается не часто, однако в творчестве Г.Чупринки получил активное распространение:

С сожалением, с болью

Свыше полем

Крик разносится чаїний.

Как в давние

Дни бесславные

Плач рабыни

На чужбине.

Изредка обращаются авторы и к тристопного X.:

Поднялись крылья

Сонных ветряков,

И черешню белую

Ветер разбудил.

И подул на книги,

Разметал листы...

Сердце! Ты не из льда?

Не из железа ты? (М. Рыльский).

Четырехстопный X. - самый распространенный размер в современной

украинской лирике: «

Тихо. Звезды утопают

В океане облаков и ночи,

Более волны гром грохочет,

По каютам везде дремлют [...] (П. Карманский).

В отличие от четырехстопного X., п'ятистопний наблюдается не так часто:

В сотах мозга прозрачным золотом

Мед мнений расплавленных лежит,

А душа кланяется просторам

И земли за светлую радость - жить! (Елена Телига).

Интересный пример шестистопный X.:

И маловато будет тихой дороги.

Улыбнется неня: "Ну и басурман!"

Налигаю месяц на серебряные рога,

Кувырком на нем полечу в туман (А. Близко).

Семистопний X. употребляется вперемешку с другими стопами, чаще переходного сорта:

Эй, веков и веков,

прокопитило карие нашествия,

их печи впились -

алкогольный огонь затуха...

Они же где-то позавчера

юных мамонтов сном кормили

Из своего седого рубчикового фартука (И. Драч).

Восьмистопний X., возникая из соединения двух стихов четырехстопного X. в одну ритмическую единицу, изредка случается в стихотворной практике:

Сколько счастья, что боюсь. Залоскоче, как русалка.

Шовковинками лучей перевяжет, обовьет.

Заполонит. Зацілує нежно-нежно, страстно-страстно.

Всю жажду - зоревий напиток, пьяный напиток - ізоп'є

(В. Чумак).

X. может употребляться и в форме свободного стиха как свободный X. при разном количестве стоп в віршовому строке и астрофічній строении, сохраняя традиционное рифмовки:

Имеет крыльями Весна

Душистая,

Несется вся в прозрачных одеждах,

В серпанках и блаватах...

Сияет улыбкой призраков

Из-за туч,

Пепельных, пелехатих (Г. Вороной).