Хорей, или Трохей (греч. choreios, от choros - хор) - в античном стихосложении - триморна двухсоставная стопа с первым длинным и вторым коротким составами. В силабо-тонической системе - двухсоставная стопа, в которой ритмический акцент приходится на первый слог, как правило, непарный.
Однако в хореїчному стихи ударения наблюдаются не везде, кроме константы, что делает возможным варьирование пірихія. В начале развития силабо-тонической версификации в европейской лирике X. употреблялся преимущественно в жанре оды, откуда был вытеснен ямбом. В современной украинской поэзии X., возникнув на руинах силлабического тринадцятискладника, - самый распространенный стихотворный размер от конца XIX ст., когда произошла модернизация Шевченковского стиха, живленого фольклорной традиции (частушки, шумко т.д.). Наименее применяемый X. - одностопний:
На майдане пыль спадает.
Замолкает вещь...
Вечер.
Ночь (П. Тычина).
Двостопний X. наблюдается не часто, однако в творчестве Г.Чупринки получил активное распространение:
С сожалением, с болью
Свыше полем
Крик разносится чаїний.
Как в давние
Дни бесславные
Плач рабыни
На чужбине.
Изредка обращаются авторы и к тристопного X.:
Поднялись крылья
Сонных ветряков,
И черешню белую
Ветер разбудил.
И подул на книги,
Разметал листы...
Сердце! Ты не из льда?
Не из железа ты? (М. Рыльский).
Четырехстопный X. - самый распространенный размер в современной
украинской лирике: «
Тихо. Звезды утопают
В океане облаков и ночи,
Более волны гром грохочет,
По каютам везде дремлют [...] (П. Карманский).
В отличие от четырехстопного X., п'ятистопний наблюдается не так часто:
В сотах мозга прозрачным золотом
Мед мнений расплавленных лежит,
А душа кланяется просторам
И земли за светлую радость - жить! (Елена Телига).
Интересный пример шестистопный X.:
И маловато будет тихой дороги.
Улыбнется неня: "Ну и басурман!"
Налигаю месяц на серебряные рога,
Кувырком на нем полечу в туман (А. Близко).
Семистопний X. употребляется вперемешку с другими стопами, чаще переходного сорта:
Эй, веков и веков,
прокопитило карие нашествия,
их печи впились -
алкогольный огонь затуха...
Они же где-то позавчера
юных мамонтов сном кормили
Из своего седого рубчикового фартука (И. Драч).
Восьмистопний X., возникая из соединения двух стихов четырехстопного X. в одну ритмическую единицу, изредка случается в стихотворной практике:
Сколько счастья, что боюсь. Залоскоче, как русалка.
Шовковинками лучей перевяжет, обовьет.
Заполонит. Зацілує нежно-нежно, страстно-страстно.
Всю жажду - зоревий напиток, пьяный напиток - ізоп'є
(В. Чумак).
X. может употребляться и в форме свободного стиха как свободный X. при разном количестве стоп в віршовому строке и астрофічній строении, сохраняя традиционное рифмовки:
Имеет крыльями Весна
Душистая,
Несется вся в прозрачных одеждах,
В серпанках и блаватах...
Сияет улыбкой призраков
Из-за туч,
Пепельных, пелехатих (Г. Вороной).
|
|