Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Образ матери - страдалицы в творчестве Т.г.шевченко


 

Есть имена, которые вобрали в себя живую душу народа, стали частью его жизни. Таким именем для нас стало имя Тарас Григорьевич Шевченко, чья поэзия вот уже более ста лет вызывает в людях чувство гордости и восхищения своей красотой; народной мудростью. Бурный протест и гнев, что назревал веками в глубинах народных масс, составил источник пламенной творчества поэта.

Мало кто из великих людей был по жизни такой легендарно славный, такой любимый своим народом и одновременно такой гонимый его врагами. Редко кому выпадало столько страданий и мало кто, так много отдав людям, так немного от них получил; редко кому судьба ставила столько преград и так яростно преследовала, казалось, все делая для того, чтобы он не стал тем, кем все-таки стал.

Певец любви к человеку, влюблен в земную жизнь, Шевченко видел и ценил красоту в людях, в природе, в труде человеческой. Украина в его творчестве - это, прежде всего, свободолюбивый народ, героическая освободительная борьба, душевная красота поборников свободы. Поэт первый в украинской литературе во весь голос сказал о величии и красоте народной любви к отчизне. Именно Шевченко открыл миру национальное бытие украинцев, выполнив тем самым свое историческое призвание гения и национального пророка.

Основой его творчества было не только освещение всенародного горя, но и показ положения женщины в таком аморальном и угнетенному обществе. Яркими примерами этого стали произведения „Катерина" и „Наймичка".

Тема „Екатерины" - печальная история любви девушки из народа, обманутой легкомысленным аристократом. Такое развитие событий не является новым сюжетом в литературе, но взгляд на ее проблему был свежим, нетрадиционным. Так, автор искренне сочувствует героине и выступает против идиотизма тогдашнего украинского крестьянского быта.

В центре произведения девушка Екатерина. Рисуя образ героини, Шевченко широко пользуется художественными средствами народного творчества. У Екатерины: „карие глаза", „черные брови", „белое личико". Героиня изображена так ярко, что предстает перед читателем, как живая. Главной чертой ее характера является искренность, открытость, стремление к счастью. Она настолько честная и благородная, что даже не подозревает в любимом негодяя, Екатерина вполне доверяет ему, а затем погибает. Чтобы глубже раскрыть страдания девушки на тяжелом пути поисков отца своего ребенка, писатель трижды изображает ее в метель: свищет полем вьюга", а она идет - ковыляет „в лаптях и в одной свитке". Из строк произведения чувствуется, что автор любит свою героиню, сочувствует ее горю, время от времени обращается к ней напрямую:

 

Катерина, сердце мое,

Горе с тобой!

Где ты в мире денешься

С малым сиротой?

 

Изображая таким образом события, Шевченко подводит нас к пониманию истинных, общественных причин страдания простого народа. Поэт всем сердцем ненавидит общество, в котором „того вяжут, того режут, тот сам себя губит".

Другим, не менее колоссальным произведением является „Наймичка". Если Екатерина - это образ - жертва, что, кроме жалости, никаких эмоций не вызывает, то Анна - значительно более сильная натура. Она проявила незаурядную силу воли и сохранила свою жизнь для сына. Подбросив его бездетным людям, Анна через год нанимается к ним, воспитывает сына, а потом и внуков. Однако, даже живя рядом с сыном, женщина не чувствует полноты счастья: быть матерью, но не называться ею - это не сносно. И поэтому Анна, как никто не видит:

Свою судьбу проклинает

Тяжело - тяжело плачет.

 

Положение ее эволюцией. Сын вырос, скоро свадьба, а приемная мать умерла. Трофим с Марком просят Анну быть свадебным матерью. Но женщина решительно отказывается от этого предложения, потому что боится чем - то навредить сыну.

Наивысшего накала произведение достигает в сцене предсмертных часов наймички, когда Анна больше всего боится умереть, не дождавшись своего сына Дона. Прощаясь с Марком, героиня впервые называет себя матерью:

 

Прости меня. Я терпела

Весь век в чужом доме...

Прости меня, мой сыночек!

Я...я - твоя мать.

 

Такой финал заставляет вздрогнуть сердце, склоняясь в благоговении перед силой духа женщины, перед величием высшей любви - материнской.

Не проходит Шевченко этой теме и в поэме „Сон". Описывая положение украинского народа под властью царского правления, он акцентирует внимание и на тяжелых муках женщин - матерей, что способны вынести на себе весь этот груз, чтобы только накормить ребенка: „ а там, под забором опухла ребенок голоднеє мре", а „иметь пшеницу на барщине жнет".... Отдать себя на страдания, чтобы только сохранить счастье своего ребенка - это простая истина каждой женщины, что несет в себе надежду лучшего будущего. Именно она несет жизнь следующих поколений.

Современная женщина - мать не отличается чувствами и поступками от своих предшественниц. Общество изменило ее социальное положение, сделав его намного лучше, чем это было за шевченковских времен. Но данная ей Богом миссия: нести огонь жизни и безграничную материнскую любовь, что должен спасать мир от ада, сохраняется и до сих пор. Я не ошибусь, если скажу, что женщина - это святой грааль, в котором собрано все самое лучшее, самое теплое и самое волшебное в этой жизни. К ней несутся мысли, когда плохо, к ней ты идешь, когда весело. Не имеет ничего во всей вселенной, что хотелось бы оберегать так, как хочется оберегать женщину.