Статья
Образы поэмы Шевченко «Гайдамаки»
0таке-то была беда,
По всей Украине!
Хуже ада... А что,
За что люди гибнут?
Того же отца, такие же дети, -
Жить бы и брататься.
Нет, не умели, не хотели...
Т. Шевченко
Фигура Шевченко - это фигура пророка, певца народного. Он был гневным словом целого порабощенного народа, в памяти которого дотлівали последние дымящиеся головешки из гайдамацких пожаров. А бурная эпоха одлунювала в измученных душах слепых бандуристов, да и сама Украина была раздробленной бандурой с оборванными струнами.
Известно, что тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего. Откуда же можно почерпнуть знания о жизни наших предков? Из песен и преданий, летописей, научных трудов историков. К таким источникам относится и художественная литература, в частности, поэма Т. Г. Шевченко «Гайдамаки».
Она рисует картину крестьянского восстания 1768 года, известного в истории под названием " Колиивщина", поводом к которому были издевательства конфедератов над населением Правобережной Украины. Начавшись в районе Чигирина, оно быстро распространилось почти на всю Киевщину и частично на Подолье и докатилось до Умани. На его лбу сначала стоял запорожец Максим Зализняк, но потом к нему присоединился уманский сотник Иван Гонта. Таким является историческое основание шевченковской поэмы.
Главный герой произведения - восставший народ. «Гайдамаки» - поэма пламенного, грозного народного гнева, порожденного социальной и национальной несправедливостью:
...Усталые руки
Развязались - и кровь за кровь,
И муки за муки!
Гайдамаки - это, утверждает поэт, герои, орлы:
На шум Украины
Орлы налетели ...
Они беспощадные и непримиримые в своем всенародном освободительном порыве, в возмездии господам за нанесенные обиды, издевательства:
Как смерть лютая, не считают
На лету, на красоту...
Где пройдут - земля горит,
Кровью подплывает.
Повстанцы горячо стремятся освобождения. Шевченко изображает сильных, мужественных людей, которые поднялись на защиту Родины, родного края от польских господ-поработителей.
Образ восставшего народа конкретизируется в поэме в трех героических фигурах - Яремы Галайды, Максима Зализняка и Ивана Гонты.
Ярема - обобщенный художественный образ повстанца-гайдамаки. В предисловии к поэме Т. Шевченко отметил, что «Галайда вполовину выдуман», а в примечании добавил: «... между Звенигородкою и Вільшаною по старому пути Боровиков хутор и корчма, где бы то Ярема Байстрюк, а потом Галайда был ... батраком». Это указывает на то, что образ Яремы-наемника, а впоследствии повстанца-гайдамаки имеет реальную основу, хотя в его создании большая роль принадлежит творческому воображению.
Ярема предстает как типичный образ повстанца-гайдамаки, участника всенародной войны против польско-шляхетского господства, в нем воплощены лучшие черты народного характера. Он полон ненависти, яростного гнева к врагам и стремится отомстить им за все обиды. Это чувство приводит Ярему в гайдамацкий отряд Максима Зализняка, где он своей мужественной бескомпромиссным поведением приобретает всеобщее уважение.
С наемника, над которым издевается хозяин-корчмарь, Ярема превращается в грозного мстителя, становится несокрушимым борцом за народную свободу и права. Он бывает страшен в своем праведном гневе:
А Ярема - страшно глянуть -
По три, по четыре так и кладет.
Образы Зализняка и Гонты вдохновляли Шевченко детства, с тех времен, когда он слушал песни кобзарей, в том числе посвященные Колиивщине. Понятно, почему они предстают в поэме зромантизованими и в чем зідеалізованими.
Летом орел, лета сизый Под небесами, Гуля Максим, гуля отец Степями, лесами.
И образ, и стиль изображения Шевченко заимствует у народной песни, подчеркивая народность Зализняка, который:
I воюет, и гарцует Со всей силы.
Зализняк описывается как целостная личность, что живет лишь одной целью, однако это не мешает ему сочувствовать простым людям (например Яреме) и вообще быть близким к ним, за что гайдамаки называют его «отцом». Он умеет не только драться, но и вовремя подбодрить гайдамаков, поддержать их боевой дух. Его образ - образ любимца народа, «общины в сіряках». Ярема, выведен в поэме именно как представитель этого народа, символически становится Железняку за сына:
Приобрел себе сына Максим На всю Украину. Хоть неродной сын Ярема, А искренний ребенок.
Зализняк - предводитель восстания, патриот, любимец народных масс. Даже запорожцы, что не очень доверчиво относятся к старшине, которая приняла участие в восстании, почитают и прославляют его: «У нас один старшина - отец Максим». Таким гайдамацким отцом выступает Зализняк течение всего восстания. Он обнаруживает высокое мужество в бою, личным примером зажигает в душах повстанцев искру святого огня, поднимает их на борьбу. Это искренняя душа, которая живет интересами масс и кровно с ними связана. Кобзарь Волох поет о нем:
...Наш атаман,
Орел сизокрилий!
Нет его ни дома,
Ни сада, ни пруда.
Семьей ему были гайдамаки, самым большим богатством - любовь и уважение товарищей: Зализняк - это воплощение народного гнева против господ, непримиримости, беспощадности к врагам.
Суровыми красками изображено Ивана Гонту. Главная его черта - чувство долга перед народом, преданность его интересам. Автор намеренно подчеркивает его исключительность, даже преувеличивает черты его характера - мужество, независимость, силу воли. Присоединившись к повстанцам, взяв в руки «свяченого ножа», Гонта ни перед чем не останавливается. Особенно ярко это показано в глубоко трагической сцене убийства Гонтой своих детей. Образ Гонты как человека Шевченко изображает в духе народных традиций. Своих детей, ставших католиками, он убивает во имя того, чтобы не было молвы, чтобы не было измены. Именно этим обусловлены его слова, обращенные к мертвых сыновей:
Сыны мои, сыны мои!
На ту Украину
Смотрите: вы за нее
И я за нее погибаю.
В поэме Шевченко изобразил образ украинской девушки Оксаны.
Основа образа Оксаны народнопісенна, поэтому она - «заря», «ясочка», «сердцем грибка». Ее карие глаза, как звездочки, сияют, у нее «белые ручки», «черные брови». Однако Оксана еще красивее духовно: читателю импонирует ее глубокая любовь к Яремы, верность в чувствах, забота о больном отце, солидарность с восставшими.
Лиричность языка Оксаны полностью соответствует ее эмоциональной натуры. Вот как она обращается к своему возлюбленному: «Прилетай же, мой сокол, мой голубь сизый!». Нежность Оксаны - черта национального характера украинок.
Железняк и Гонта изображены как непримиримые мстители за народные обиды. Шевченко с большой любовью изобразил образы борцов против власти господ. Именно поэтому произведение имело большое воспитательное значение для многих поколений борцов за народное счастье. Поэт постоянно подчеркивает глубоко поучительных уроках Колиивщины:
Слушайте, чтобы детям потом рассказать,
Чтобы и дети знали, внукам рассказали,
Как казаки шляхту тяжело наказали...
Описывая борьбу украинского народа в прошлом, Шевченко стремился пробудить героический дух народных масс, поднять их на борьбу против самодержавно-крепостнического строя. Пример предводителей гайдамацкого движения, по мнению поэта, должен напоминать современником славные традиции народного сопротивления господствующим классам, их имена не должны забуватись. И для нас они всегда будут примером мужества и верного служения родной земле.
|
|