Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Григорий Сковорода о умственное, нравственное и трудовое воспитание детей




Умственное развитие человека, за Г.сковородой, необходимый для познания окружающего мира и самой себя - чтобы дойти до истины. Источником всех знаний он считал опыт, практику, жизнь. Естественно, что ученый отстаивал необходимость обучения всех детей, независимо от их социального положения. В целом школы должны быть рідномовними и доступными для обучения. Кроме рідномовності, ученый обосновывал необходимость таких учебных принципов, как доступность, связь обучения с практикой, учета интересов каждой личности.

К содержанию образования педагог включал грамматику, математику, физику, механику, музыку, философию, медицину, юриспруденцию, географию, иностранные языки, химию, астрономию, земледелие, мораль. Чем глубже и полнее человек овладевает знаниями, тем большую потребность оно испытывает в них.

Определенный интерес представляют советы Сковороды о работе над книгой. Основой обучения Сковорода считал наличие интереса, желания познать новое, к чему должно побуждать учитель. Среди средств и методов обучения педагог выделял лекции, доклады, беседы, беседы, диспуты. В процессе обучения надо, по его мнению, учитывать наклонности и способности детей, возрастные и их индивидуальные особенности.

Заслуживают внимания нетрадиционные формы обучения, что их использовал сам педагог-просветитель. Это уроки среди природы с воспитанниками Харьковского коллегиума, просветительские уроки среди простого люда. Относительно последних, то именно во время проведения таких педагог размышлял о праве людей на свободу, счастье и достойный образ жизни. Несколько по-новому Сковорода использовал переписку как метод обучения. В многочисленных своих письмах он, учитывая яркую самобытность и индивидуальность каждого из своих учеников, давал им конкретные советы в работе с книгой, с й вопросам самообразования и самосовершенствования.

Сковорода одним из первых в украинской педагогике звсрш ется к личности учителя. По его мнению, учитель масс пасам перед заботиться и способствовать раскрытию и формированию .в процессе п;> ние природных склонностей и возможностей ребенка. Важным в связи с его положением о взаимоуважении и дружбе между учителем и учеником.

Учитель, воспитатель должен быть неразрывно связан с народом. Учитель - это заботливый садовник, который, активно вмешиваясь в естественный ход развития воспитанника, ведет его по заранее намеченному пути. Но для того, чтобы педагог хорошо исполняющий свои обязанности, он сам должен иметь "сродство" к учительской деятельности, к миссии наставника молодежи.

Отметим, что и сам Сковорода был в свое время прекрасным учителем, замечательным мастером бесед на разнообразные моральные темы. В преподавании в Переяславском и Харьковском коллегиумах, в беседах с простыми крестьянами, в письмах к ученикам и друзей просветитель показал высокие образцы логического, вдумчивого и действенного убеждения.

Учителя мыслитель ставил большие требования: прежде всего глубокие знания, преданность своему народу, гуманность, уважение к тем, кого он учит, способность убедительно владеть словом, терпеливость, бескорыстие и др.

Опираясь на народное понимание труда, педагог отстаивал необходимость подготовки детей к "родственной" трудовой деятельности. По его убеждению, лучше быть талантливым бондарем, чем бездарным писателем. Естественно, что в труде человек с наибольшей полнотой реализует свои возможности, принося наибольшую пользу обществу. Именно через труд реализуется нравственное самосовершенствование человека. За Г.сковородой, успех в деятельности человека обусловливается не только ее способностями, но и такими качествами, как трудолюбие, терпеливость, умение яолодіти собой, умеренность, добродетель, справедливость, доброжелательность, благодарность, скромность, бодрость духа ("кураж"), а также гуманизм и милосердие.

Нравственное воспитание должно опираться на праздновании благодарности. "В благодарности спряталось всякое благо как огонь и свет притаился в кремне. Верую и исповедую. Ибо кто сможет положить руки на чужое, если раньше не потеряет благодарность, как довольствуется собственным своим, которая ссылается ей от Бога? С неблагодарности грусть, невнимание и жажда, из жажды - зависть, а из зависти - лесть, хищения, кровопролития и всякая пропасть беззаконів".

Залогом успешного воспитания детей, за Г.сковородой, должны быть добрые наставления, искоренения плохих привычек. Он рекомендовал в связи с этим такие методы воспитания, как беседа, разъяснение, пример, советы и др. Воспитывая детей, советовал он, необходимо прибегать к убеждениям, приучать их анализировать свои поступки.

Большое значение в развитии мотивации морального поведения личности Сковорода придавал чувствам. Последние наиболее ярко проявились в его учении о "сердце" человека. Сердце, за Сковородой, - это единство мыслей, чувств и стремлений человека. Это единство, очевидно, заключается в том, что мысли, вызывая чувство личности, в то же время сами становятся глубоко интимными, задушевными. Они, исходя из глубины души личности, согретые ее чувствами, становятся убеждениями, определяя тем самым ее действия.

Определяющим в нравственном воспитании, по его убеждению, является формирование привычек высоконравственного поведения молодежи, поскольку привычка "не в знании живет, по в делании". Результатом нравственного воспитания е личность, которая стремится стать лучшей. Исходя из этих положений. Сковорода обращает также особое внимание на исключительное значение уважения и любви к детям, гуманного отношения к ним со стороны родителей, старших, учителей.

В целом воспитание, по Г. Сковородой, должно осуществляться прежде всего через труд, которую он считал основой общественной жизни, как "начало" и "венец" счастье, как смысл жизни человека.

внимание и жажда, из жажды - зависть, а из зависти - лесть, хищения, кровопролития и всякая пропасть беззаконів".

Залогом успешного воспитания детей, за Г.сковородой, должны быть добрые наставления, искоренения плохих привычек. Он рекомендовал в связи с этим такие методы воспитания, как беседа, разъяснение, пример, советы и др. Воспитывая детей, советовал он, необходимо прибегать к убеждениям, приучать их анализировать свои поступки.

Большое значение в развитии мотивации морального поведения личности Сковорода придавал чувствам. Последние наиболее ярко" проявились в его учении о "сердце" человека. Сердце, за Сковородой, - это единство мыслей, чувств и стремлений человека. Это единство, очевидно, заключается в том, что мысли, вызывая чувство личности, в то же время сами становятся глубоко интимными, задушевными. Они, исходя из глубины души личности, согретые ее чувствами, становятся убеждениями, определяя тем самым ее действия.

Определяющим в нравственном воспитании, по его убеждению, является формирование привычек высоконравственного поведения молодежи, поскольку привычка "не в знатные живет, по в преодоление". Результатом нравственного воспитания является личность, которая стремится стать лучшей. Исходя из этих положений. Сковорода обращает также особое внимание на исключительное значение уважения и любви к детям, гуманного отношения к ним со стороны родителей, старших, учителей.

В целом воспитание, по Г. Сковородой, должно осуществляться прежде всего через труд, которую он считал основой общественной жизни, как "начало" и "венец" счастье, как смысл жизни человека.