Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Творческий и жизненный путь. Симоненко


 
 

1956 год. После знаменитого 20-го съезда КПСС, на котором тогдашний большевистский генсек Никита Хрущев ужаснул мир убийственно - обличительной докладом о неслыханные злодеяния сталинской бандократии, казалось бы, на нашей выстраданной земле никогда не повторится разнузданная вакханалия многомиллионного людомора. И недаром в народе говорят: из крокодильих яиц орлы не вылетают. Как показывает жизнь, никогда тоталитаризма не вступить человеческого лица.

Не прошло и десяти лет после последнего цунами сталинских репрессий зимы 1953 года, как над Украиной снова замаячила зловещая призрак политического террора. На то время на политическую арену ступил бунтующее поколение шестидесятников, которое и стало объектом звериной ненависти притихших после критики культа личности сталинистов.

Еще одебілений от неограниченной власти Хрущев оставался на всех высших партийных и государственных саблях, а вчерашние сталинские вороны стаями тайком слетались под черное крыло Леонида Брежнева и упорно точили топоры для реваншистского террора. Первыми должны были взлететь головы умников с "гнилой" интеллигенции, которая по природе своей была непримиримым врагом любой тирании. А первыми среди первых должны были розкришитися под обухом нового людомора черепа свободомыслящих писателей. И когда началась ползучая реставрация сталинизма, именно народные представители открыли своими лбами ворота концлагерей и тайных кагэбистских психушки.

В Украине скорбный мартиролог брежневского террора суждено начать не кому другому, как двадцятивосьмилітньому талантливому поэту, сурмачеві обездоленного поколения детей войны Василию Симоненко.

Родился Василий Андрійовіч на второй день Рождественских праздников (8 января 1935 года в глухом поселении Биивцы Лубенского района на Полтавщине в семье колхозников. Детство его, по словам Олеся Гончара, слышал рыдания матерей, что сходили с ума от горя на фронтовых похоронках, оно брело за ним скородити послевоенные поля, тяжело добывать хлеб насущный. Скупое на ласку было, минами и снарядами забавлялся его детство, когда от запоздалых взрывов где-то у степного костра становились инвалидами дети - эти самые безобидные жертвы войны.

После окончания в 1952 году средней школы Василий поступил на факультет журналистики Киевского университета. Получив через 5 лет диплом "летописца современности", работал в редакциях газет "Молодежь Черкащины", "Черкасская правда", "Рабочая газета". Однако содержанием и смыслом его жизни была поэзия и только поэзия.

О становлении поэтов, как правило, пишут: стихи сочинял еще на школьній скамье, печататься начал в студенческие годы. Этот стереотип совершенно не подходит к Василию Симоненко. По - юначому искренне поверив после 20 съезда КПСС в торжество правды, свободы и демократии, он полной грудью вдохнул озон хрущевской "оттепели" и не вошел, а ветром - вітровінням ворвался в затхлую область тогдашнего изящной словесности. Уже первые его поэзии, что бурхнули на страницы периодики, показали: в украинской литературе появился самобытный и зрелый Мастер.

Как справедливо отметила рожденная хрущевской "оттепелью" критика, Симоненко поразил читателя не головокружительными формалістичними новациями, не изысканным кружевом слов, а озарением красоты собственной души, подлинностью чувств, интеллектуальной высочеством и молодецким задором. Уже первый его сборник стихов "Тишина и гром" (1962) стала ярким явлением не только в тогдашней знекротілій литературе, но и в общественной жизни Украины.

Такой творческий старт легко мог вскружить молодого поэта, сбить его на социалистические пути. Как это, кстати, произошло со многими его ровесниками - віршописцями. Малоодаренные от природы, но жадные до денег и славы, они наперегонки пробивались в "верные подручные партии", чтобы при цмулитися к номенклатурного корыта, нахапать литературных премий, получить депутатские мандаты, усесться в редакторские кресла, стать хотя бы временным владельцем государственных автомашин и дач, бесплатных заграничных вояжей.

Симоненко ничуть не манила эта мишура. Не по служебной обязанности, а по велению сердца Василию болели раны родного народа, его нищета, бесправие, угроза национального вырождения. Именно обнародование этих жгучих тем он и посвятил свое талантливое перо, что, конечно же, не могло нравиться парт номенклатуре. А еще больше не нравилась ей поэта неподкупность, его обостренная социальная чувствительность, причастность к общественно - политического движения, порожденного развенчанием преступлений сталинизма не конформистским движением шестидесятников.

Как известно, весной 1960 года в Киеве по воле пробужденного хрущевской "оттепелью" юношества был основан Клуб творческой молодежи. На общественно - политической арене на горе партократам появилась инициативная и динамичная общественная организация, которая ставила своей целью объединить духовные и физические усилия молодого поколения для развития обновленной Украины.

Хотя на то время Симоненко жил и работал в Черкассах, однако вместе их Аллой горской и Иваном Драчом, Линой Костенко и Иваном Светличным, Евгением Сверстюком и Василием Стусом, Николаем Вінограновським и Михаилом Брайчевським он стал душой и украшением этого Клуба. Охотно разъезжал по Украине, как общепризнанный поэт принимал участие в литературных вечерах и творческих дискуссиях, выступал перед рабочей и сельской молодежью, стремясь пробудить в душах сверстников национальное сознание и жажду национального возрождения.

Однако просветительская деятельность не удовлетворяла Василия. От природы человек дела, он стремился работы с конкретными, зримыми результатами. Такими результатами, которые сделали бы невозможным в будущем реставрацию сталинизма на родной земле.

Скоро в Клубе творческой молодежи для Василия нашлась работа по душе. Тогда, когда он примкнул к комиссии, которая должна проверить слухи о массовых расстрелах в енкеведестськіх застенках и отыскать место тайных захоронений жертв сталинского террора. Вместе с Аллой Горской они обходили десятки при киевских сел, опросили сотни тамошних жителей, обнаружили урочища, где, по свидетельствам крестьян, большевистские палачи прятали следы своих гнусных преступлений.

Именно при участии Симоненко на основе неопровержимых вещественных доказательств для человечества были открыты тайные братские могилы жертв сталинизма на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в зарослях Биковнянського леса. С его участием тогда же был написан и направлен в киевский горсовет Меморандум с требованием обнародовать эти места печали и превратить их в национальный Мемориалы.

Конечно, управляемая "верными ленинцами" Киевский горсовет грубо проигнорировала призыв поэта к моральному очищению нагло перед убиенными. Однако этот поступок Василия Симоненко следует считать высоким гражданским подвигом и одновременно собственноручной смертным приговором. Ибо с тех пор талантливый мастер слова оказался, по компартийной терминологией, "в сфере особого интереса соответствующих государственных органов".

Правда, еще задолго до политического краха великого "кукурузника" Хрущева Симоненко четко и недвусмысленно осознал, что за обнадеживающими оттепелями не всегда наступают вожделенные весны. Более того, ему все отчетливее виделось зловещее потрескивание грядущих общественных морозов.

Разве не о ползучую реанимацию сталинизма свидетельствовал бандитский разгон по применению пожарных машин и водометов мирной сходки киевской молодежи возле памятника Тарасу Шевченко в сотую годовщину прибытия из Петербурга гробы с прахом для перезахоронения Кобзаря в украинской земле ? А что означало спешное добытый сусловцями из идеологических прискринків пронафталіненого жупел украинского буржуазного национализма ? Или как можно было расценить произвола цензуры, которая в каждом правдивом слове поэта или газетчика видела "клевету на прекрасную советскую действительность" или "осквернение социалистических идеалов"?

Скорбной эпитафией звучат слова, записанные Симоненко до своего дневника 3 сентября 1963 года:

"Друзья мои притихли, о них не слышно и слова. Печатные органы стали еще бездарнішими и беспардоннее. "Литературная Украина" кастрирует мою статью , "Украина" издевается над стихами. Каждый лакей делает, что ему заблагорассудится... К этому еще можно добавить, что в апреле были сняты мои стихи в "Смене", зарезанные в "Октябре", потом поступили тыквы из "Днепра" и "Отечества"...

 

Сколько в этих строках горечи и доконечного грусти !

Правда, на то время Василий уже точно знал, что ему осталось три чисниці к смерти. Знал давно, но будучи человеком мужественным и немного фаталистической, не жаловался на судьбу. Единственное, что жгло ему душу, отравляло последние дни жизни, то это - осознание того, что примасковані убийцы, которые обрекли его в могилу, останутся верховодить на белом свете и будут безнаказанно творить свои черные дела.

Смерть двадцативосьмилетнего рыцаря украинской поэзии уже три десятилетия окутана едким туманом загадок, легенд, мещанских сплетен. Нет, в правильности выводов патологоанатомов никто не сомневается, а вот что предшествовало тем выводам... Не только в пору княжения "товарища" Щербицкого в Украине, а даже в годы горбачевской "перестройки" на эту тему было наложено жесточайшего табу. А суть тщательно охраняемого секрета заключается в том, что Василия Симоненко по - зверски "обработали", а точнее - прибили охранники общественного порядка в милицейских мундирах.

Произошло это летом 1962 года. На железнодорожном вокзале в Черкассах между буфетчицей тамошнего ресторана и Симоненко случайно вспыхнула щонайбанальніша спор: за несколько минут до обеденного перерыва самоуправная хозяйка прилавка отказалась продать Василию коробку папирос. Тот, конечно, возмутился. На шум - гам попалось двое дежурных милиционеров и, понятное дело, потребовали у Симоненко документы. Не предвидя ничего дурного, Василий предъявил редакционное удостоверение.

Если бы на месте Симоненко оказался кто - либо из черкащан, конфликт на этом, наверное бы, и иссяк. Но блюстители порядка, увидев перед собой известного поэта, вдруг будто показилися. Вместо того, чтобы помочь ему уладить перепалку с буфетчицей и пожелать счастливого пути - дороги, как это полагалось бы нормальным людям, они бесцеремонно скрутили Василию руки и на глазах удивленной толпы потащили силой до вокзальной комнаты милиции. И была эта совершено надругательство над автором популярной в Украине книги "Тишина и гром" совсем не случайно.

В цивилизованных обществах всегда считалось неписаным законом: только поэтам Бог даровал право быть представителями своего народа. В протруєній классовой ненавистью большевистской империи, где все общечеловеческие понятия поставлены с ног до голову, право говорить от имени трудящихся нагло узурпировали партийные вожди. Чтобы избавиться от любой конкуренции в борьбе за влияние на массы, они мобилизовали все ресурсы пропагандистского, административного и карательных аппаратов для дискредитации, обплевывания, а то и физического истребления настоящих народных представителей. Недаром же в устах сталинистов слово "поэт" было символом не просто "гнилого интеллигента", а политического отступника, примаскованого контрика, потенциального врага народа.

В последней фазе правления Хрущева перелицованные сталинисты, пользуясь опытом политических судебных процессов 30 - х годов , виновником всех бед в стране выставили творческую интеллигенцию. И первое место среди выдуманных ведьм по большевистской традиции было зарезервировано писателям. Поэтому воспитанные на постулатах неосталіністської політграмоти черкасские стражи порядка, встретившись с известным украинским поэтом, идейно и морально были подготовлены к тому, как с ним поступить.

Уже никогда и никому точно не установить, какая "душевная" беседа состоялась у них с Симоненко, но факт остается фактом: той зловещей ночи Василий неизвестно почему оказался в камере задержания линейного отделения милиции в городке Смела, что за 30 километров от областного центра.

Когда на следующее утро в редакции газеты, где работал Симоненко, стало известно о печальной приключение Василия, в Смело немедленно выехали его коллеги - журналисты Петр Жук, Виктор Онойко и поэт Николай Негода. Скорбный репортаж о той поездке опубликовала 27 февраля 1992 года "Литературная Украина". Вот отрывок из него:

"Когда Василий (освобожден из заключения друзьями) сел на переднее сидение рядом с шофером, повернулся к нам и закатил рукава рубашки:

- Вот посмотрите ...

Мы ужаснулись: все руки были в сенях.

- А на теле, кажется, никаких следов. Хоть били. Чем били, не знаю. Какие-то толстые палки, кожаные и с песком, что ли. Обработали профессионально. И целились не по мягкому месте, а по спине, пояснице.

- За что ? - вырвалось у нас.

Я, видите ли, им не понравился. Когда везли туда, угрожали: ну, подожди, ты еще будешь проситься на коленях повзтимеш. Я же их полицаями обозвал, и еще ... Они оказались ярыми. Как же: попала в руки такая птица. И, видимо, и привыкли относиться к людям, как к быдлу... - Василий выругался и затем добавил: - В том каземате меня закрыли. Я начал стучать в дверь. Долго не открывали. Еще сильнее. Появился один здоровяк, как тисками скрутил за спину руки, на запястья словно удавку накинул, толкнул вниз на деревянный лежак и привязал к нему поясами, которые там были. Теперь я уже не мог и шевельнуться. Руки жгло, как в огне. Говорю: что же ты делаешь, гад ? Вот тогда он и начал меня избивать. И сейчас чувствую, будто что-то оборвалось внутри..."

Что-то оборвалось внутри.. То Василеве признание друзьям "по горячим следам" и является ключом к пониманию его преждевременной смерти. Именно в задрипанном линейном отделении милиции города Смелы следует искать истоки Симоненковской трагедии. Да, его не убили в каталажці мордовороты в синих мундирах, зато садистскими побоями обрекли не медленное и мученическую смерть. С тех пор Василий уже не жил нормальной жизнью, а нудив миром. Ибо ни на минуту его не оставляли невыносимые боли в пояснице, придерживать которые медицина оказалась бессильной.

И что бы там ни болтали компартийные адвокаты брежневщины, смерть поэта Симоненко отнюдь не была случайной. Как показали дальнейшие общественные события, подобным способом, заимствованным у гестапо, были "обезврежены" журналист Евгений Шинкарук, художница Алла Горская, композитор Владимир Ивасюк.

Преждевременная смерть лишили Василия неотвратимой неизбежности пройти через голгофу мордовских тюрем и потайных психушки, как это выпало многим его ровесникам - шістдесятникам. А в том, что репрессии караулили на Василия, нет ни малейшего сомнения. Ибо еще при жизни поэта сусловская цензура поставила непреодолимые рогатки каждому его произведению на пути к читателю. А после панихиды, когда еще земля не запала на Василевій могиле, с чьего сатанинского благословения имя Симоненко стало быстро обрастать страховинням сомнительных выдумок, подлых инсинуаций, злобных наветов. Слепому было видно: поэт Симоненко даже мертвый был страшен и ненавистен денаціоналізованій брежневской партократии.

С невероятными трудностями Василевим друзьям приходилось "пробивать" в мир каждую его книгу. И все же благодаря коллективным усилиям читатель получил возможность получить Симоненко "Земное притяжение" (1964), сборник новелл "Вино из роз" (1965), "Стихи" (1966), "Избранная лирика" (1968), "Лебеди материнства" (1981), том избранных стихотворений (1985) и две книжечки для детей.

Отошел Василий Симоненко за грань жизни 14 декабря 1963 года.