Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

История написания и издания и художественная ценность исторического романа в стихах "Маруся Чурай"




Переходя к изучению романа Лины Костенко "Маруся Чурай", должны хотя бы несколько минут уделить на выяснение исторической личности - легендарной песнярки Маруси (Марии) Чурай. О том, что это не выдуманная, а реальная фигура, свидетельствовал еще знаток литературы и фольклора Владимиров, а О.Шкляревський написал и опубликовал в 1 877 году в журнале "Пчела" в Петербурге разведку-очерк. Некоторые легенды и показания дают возможность приблизительно определить годом рождения Чураивны 1625. Считают, что Маруся была дочерью казацкого старшины - урядника полтавского добровольного казачьего полка Гордея и полтавской труженицы Аграфены. Во время ссоры с шляхтичем, который долго и подло издевался над людьми, не упускал возможности доказать украинцам, что они "быдло", отец Маруси выхватил саблю, убил обидчика, а сам спасся от несправедливого польского суда, который бы даже не стал разбираться, кто был виноват, тем, что бежал в Запорожскую Сечь и пристал к нереестрового казачества. Во время казацко-крестьянского восстания в битве под Кумейками в 1637 году Гордей Чурай вместе с гетманом Павлюком попал в плен польского гетмана Потоцкого и был казнен в Варшаве как один из лидеров освободительной борьбы. Имея прекрасный голос и лирическую душу (девушке приписывают более двадцати народных песен), Маруся смогла на большую любовь к казацкого сына Гриши Бобренка. Фольклорист О.Шкляревський описал портрет Маруси Чурай, который висел на стене у деда известного украинского писателя Квитки-Основьяненко и якобы был срисован с натуры; "Маруся была настоящая красавица и в чисто малороссийском стиле: мелкая (то есть, невелика ростом, немного худорлявенька, миниатюрно составлена), стройная, как струна, с маленьким, но рельефно очерченным под тонкой белой вышитой рубашкой бюстиком, с маленькими ручками и ніженьками, с приветливым выражением ласкового, матового цвета, загорелого личика, на котором выступал румянец, с карими глазами и густыми бровями и длинными ресницами... Головку девушки покрывало роскошное, черное как смоль, волосы, заплетенные сзади в густую широкую косу до колен. Очарование девушки довершал маленький ротик с белыми, как перламутр, зубками, закрытый, словно красный мак, розовыми губками... Но при этом у Маруси было крутое, немного выпуклое гладкое, сухое лоб и немного дугообразный, энергичный, с горбинкой нос". На основе этого описания свою картину нарисовал художник Самусев. Прекрасный портрет Маруси Чурай создала также украинская художница Ф.Матвієнко. Певица изображена в пышном национальной одежде на фоне роскошной украинской природы, среди цветов и красных гроздей калины, над которыми летают птички.

Некоторое время Маруся и Гриша встречались и искренне любили. Однако ради богатства и по подсказке матери вдовин сын сосватал дочь осаули ВиІІгаяка Галю (Анну). С отчаяния и обиды Маруся отравила Гришу, а в своем преступлении во время похорон призналась словами песни "Ой не ходи, Грицю..." Бесспорно, если такое действительно произошло, судебное дело должна быть зафиксирована в архивных документах, но они не сохранились из-за пожара в Полтаве в 1658 году, когда город выгорел дотла. В советские времена Иван Хоменко, разыскивая материал для своего произведения "Маруся Чурай", нашел в библиотеке АН УССР интересный документ - текст приговора полтавской песенника.

В очерке о Чураивну О.Шкляревський подчеркивает, что когда в день казни Маруси на площади собралась большая толпа и два палачи вытащили на помост почти бесчувственную девушку, Иван Искра на коне прорвался к месту казни и успел вручить универсал Б.хмельницкого, которым гетман отменил приговор полтавского суда и даровал жизнь известной певице.

К образу Маруси Чурай в литературе художники обращались очень часто. Вспомним лишь историческую повесть российского писателя О.Шаховського "Маруся - малороссийская Сафо", драмы украинских художников Г.Бораковського "Маруся Чурай" - украинская піснетворка", М.Кропивницькрго "Дай сердцу волю - заведет в неволю", м. старицкого "ОЙ не ходи, Грицю", поэмы Л.Боровиковського "Волшебница", С.Руданського "Розмай", драматическую поэму В.самийленко "Чураивна"... И во всех этих произведениях рассматривался исключительно любовный аспект драмы жизни легендарной певицы, что, бесспорно, занижало ее Историческую роль для нации и родного края как певца и вовсе не давало возможности показать исторический фон, разоренную поляками, но не скорену и готовую к борьбе под булавой богдана хмельницкого Украину. Лины Костенко, поставив в центр своего Исторического полотна легендарную девушку, заговорила прежде всего не о любви, а о насущных проблемах своей нации и государства. Про "Марусю Чурай" Лины Костенко Дзюба высочайшего мнения; "Маруся Чурай" напоминает классический архитектурный ансамбль, воплощающий крупный план, великую идею. Поэтический материал разворачивается "сам из себя" по закону внутренней необходимости и внешней целесообразности, а целость предоставляет каждой части высшего значения. Он живет сквозной симфонической взаимосвязанностью, взаємопідсиленням. Михаил Слабошпицкий тоже ставит исторический роман Лины Костенко на первое место не только в ее творчестве, но и среди украинских произведений XX века: "Маруся Чурай" Лины Костенко - не просто наша обворован и опозоренная История, не только художественная энциклопедия жизни украинского народа середины XVII века. Это - история, которая осмысливает саму себя, мыслящая история. Это - партитура вечных мотивов духовного бытия народа... и надо говорить о том, какой невероятной популярности приобрел этот роман у нас только за одно десятилетие литературной жизни! Мне кажется, если в национальном литературе есть такие произведения, как "Маруся Чурай", значит, оно не безнадежное, И не безнадежная судьба этого слова - оно выживет и выстоит в этом сложном н трагическом мире, который не имеет сантиментов к одному народу".

Есть произведения, настолько художественно цельные, что неосторожное вмешательство извне (примитивный анализ или ложные объяснения) могут разрушить их первоначальную красоту, изуродовать смысл, исказить до неопознанный образы-персонажи.

Чем талантливее произведение, тем меньше потребность на уроках разбирать его «до винтика». Чем большую долю философского видения вложено в художественное полотно, тем меньше шансов объяснить его единственно правильно и трактовать однозначно. Хорошо, если бы такие произведения воспринимались каждым Индивидуально, без навязывания уже готовой мысли. Но готов ли читатель-ученик к такому восприятию?

Не раз присутствуя на уроках изучения романа Лины Костенко «Маруся Чурай», я вздрагивала от полного непонимания произведения самими словесниками, не говоря об учащихся, удивлялась примитивной однобокости трактовки образов, абсолютно ненужной дилемме «травила не травила», дилетантским домыслам того, чего в романе нет.

Но, возразят мне учителя, не объяснять ученикам текста романа также нельзя, не требовать ученических суждений о произведении означает не знать, прочитали, поняли смысл, что осудили, а что взяли за образец. Безусловно, прорабатывать этот высокоталантливый роман на уроках надо, но при этом следует обращать внимание не только на сюжет и композицию, а в первую очередь на подтекст; разрушать свои и ученические стандартные представления о добре и зле, которых в чистом виде в жизни нет; заглянуть в души персонажей так глубоко, чтобы увидеть И темные закоулки, и яркие вспышки духовного Огня.

«Маруся Чурай» Лины Костенко - исторический роман в стихах. Роман. Льет в віршах1.1 этого не надо ни на минуту забывать при изучении. Именно поэтому на уроке необходимо наводить не просто цитаты в подтверждение или упрощение определенного мнения, а прежде всего те афористические философские суждения, которые в лирике как роде литературы, играют особую роль, исполняя произведение эстетической красотой И могучей воспитательной силой. Таких афоризмов в романе немало, И каждый из них - филигранное отшлифованный самоцвет, туго вставлен в прекрасную оправу.

Как утверждают ученые, путей анализа художественного произведения не так уж и много: анализ «вслед за автором», сюжетно-композиционный анализ и пообразний анализ. И первый, и второй, и третий в нашем конкретном случае эффективным, думаю, не будет. Специфика романа «Маруся Чурай» отталкивает анализ «вслед за автором» как нечто для него инородное и пародийное, потому что лучше и больше сказать, чем это сделала Лина Костенко, учитель не может, а говоря хуже и меньше, уничтожит право учащихся на первичное, непредвзятое восприятие текста учащимися. Сюжетно-композиционный анализ тоже не даст ощутимых последствий, ибо не охватывает собственно лирической стороны, а только акцентирует на эпической. Пообразний же при всех усилиях и мастерства учителя оставляет без внимания оскорбления второстепенные и эпизодические, которые в романе играют существенную роль, потому что часто вырываются на передний план, иногда даже притінюючи главные образы, постоянно конкурируя с ними по силе художественного решения и типичностью. Следовательно, возникает потребность в анализе-конгломерате.

Роман состоит из девяти разделов, каждый из которых имеет хорошо продуманную название. Произведение начинается фактически с развязки, причем неожиданной И страшной, за что тяготеет к новелістичного жанра, а расположение частей композиции в нехронологическом порядке только увеличивает напряжение и обостряет интерес. Художественное полотно «Маруси Чурай" чрезвычайно компактное-ничего ни добавить, ни отнять. Позасюжетний раздел «Деловая Балка" и фантастический образ Хо тоже абсолютно мотивированные и взвешенные. В образе деда Галерника и его одинокого жилища утвердилось не только идею бессмертия нашего народа на оживленном перекрестке Европы, но и проведено своеобразную линию духовной родословной (дед Галерник - Маруся Чурай - Иван Искра). Образ Хо - не просто плод воображения заключенной Маруси, а субстантивоване выражения угнетающего одиночества, при которой общение с людьми болезненно и лишнее, но общение с самим собой - единственное спасение от отчаяния и безумия. Раздел «Исповедь» г. экскурсом в прошлое, в нем сконцентрировано и завязку, и кульминацию, но считать его началом содержания произведения неправильно, потому что это разрушит сюжет и исказит композицию. Правильнее будет материал этого раздела сопоставлять с соответствующими событиями, поступками, образами из других частей романа, чтобы иметь о них полное представление.

Художественное произведение считается историческим прежде всего тогда, когда автор правильно и всеобъемлюще отражает историческую эпоху. Лина Костенко это сделала великолепно. Т даже принцип условности, по которым в начале романа сама поэтесса признает превосходство художественного домыслу над фактами («А что, если бы нашлась хоть одна..."), не только не снижает читательский интерес, а еще больше ее усиливает, заставляя читать художественный текст тщательнее. И как не читай, но не найдешь хотя бы огріха, а не то что грубой ошибки в изображении исторического фона.

От картины суда, свидетелей, представителей местной власти, бытовых сцен жизни к колориту казачества в разных ипостасях национальных героев (полковник Пушкарь, гонец-запорожєць, дед Галерник, сам Хмельницкий) перед нами предстает истинная и полнокровная картина жизни Украины XVII ст. Именно с анализа исторического фона и следует начинать работу над этим уникальным в украинской литературе романом. Автор не идеализирует украинцев, но и не изображает их как народ, разобщенный антагонистически-классовой ненавистью, чего в украинской среде никогда и не было. Именно через это Лине Костенко и забросали постоянно критикуемые в те времена «теории единого потока» украинской нации (за Михаилом Грушевским). Группировка персонажей в произведении особое - отрицательных намного меньше, чем положительных, да еще и в большей степени негативные не обделены хорошими чертами, и в отношении к Чураивны даже те, .хто откровенно настроен против нее, не могут избавиться от ощущения морального и духовного превосходства Маруси над средой. Вот, например, показания далеко не идеальной Параски Демндихи,. не без того, чтобы на рассвете украдкой потрусить мужу грушу.

А кто бы еще травил Бобренка Гриши?

Кому он еще так изуродовал жизнь?

Или возьмем сравнение морального статуса Маруси и Гали бродягой Семеном Капканчиком, который через примитивность души даже не понимает, что своими же словами ганить и Галю, и себя:

Вот тут и суд на том остановился,

знали же все, и Галя не глухая,

что сватал ту, а у той оказался.

А кто из нас, как говорится, без греха?..

Даже войт Горбань, человек очень осторожный, да еще и морально червива, вороватая, находит оправдания Марусиному поступка:
А зелье вещь, вы знаете, капризная -

Здесь оно волшебство, здесь оно и яд.

Вырисовывая характер этого персонажа, Лина Костенко прибегает к меткой ремарки - авторской непосредственной характеристики:

(Здесь удобное следует заметить,

что дегтя он имел, действительно, предостаточно,

поскольку он, как оказалось потом,

"из кладовой мєской втайне деготь воровал").

И этот штрих к портрету нельзя лучше объясняет нам, почему так хочется Горбуну вымазать Марусины ворота дегтем, почему он так упорно пытается заставить суд не отступить от буквы закона И этим создать у сограждан доброе мнение о себе, о своей порядочности. Но как быстро спадает с войта маска приличия! Вот его реакция на Іскрин защита Чураивны в суде;

Горбань сказал:

- При чем тут песни?

Она же на суд за другое совсем представлена.

И потом, видите ли, слух есть, гы-гы,

что этот свидетель - лицо заинтересованное.

Его слова не имеют здесь значения.

А во времена осады Полтавы Горбань предстает перед нами уже совсем ничтожеством:

Лишь Горбань хватает дрожь,

Кричит: - Сделка! Нарушать не смейте!

ОН думает,- как впустят их,

то прежде всего они повесят войта.

Среди представителей народа на суде выгодно отличается Ящиха Балаклейская Кошевая, о которой Маруся имеет очень высокое мнение и позже в своем воображении возводить эту женщину в своеобразный символ вечно верной любящей и мужественной казацкой вдовы:

И только же я вдова не Балаклейская.

У нее муж не вернулся из армии.

Погиб, погиб, убитый молодым,

ей можно вечно плакать по ним.

Счастливая ты, Яшихо Кошевая!

А я... Кто я? По кому я вдова?

Ящиха же первой и становится на защиту любви, а следовательно, на защиту Маруси:

У меня дома детишки малии.

Мой муж погиб в боях в Приазов'ю.

А я пришла сюда аж из Балаклеи,

хоть я человек уже не при здоровью.

Так вот, скажу открыто и вселюдно.

Бывает всяко, судьба - не использовали.

Любовь - это, люди, дело неосудне.

Во все века. Ибо возраст возрастов. Аминь!

Гонец-запорожец от Богдана Хмельницкого тоже хочет спасти піснярку, защищая при этом правду, совестливость, общечеловеческую И казачью мораль:

У вас еще на юбке

не перешили ваших хоругвей?

Домарики, такая у вас и смерть,

Бесславно умер, а говорите: убит.

А что, как выбрать Другой закон,

не со стороны убийства, а со стороны измены?

Ну, есть же про измены там какие статьи?

Не всякая же кара должна быть незбожна.

Что же это получается? Предать в жизни

государство - преступление, а человека - можно?!

А уж про зашоренность мнения судей и збюрократизованість судебной системы он говорит прямо:

Замудрувались вы.

Здесь надо только сердца и головы.

Образ Хмельницкого в романе будто эпизодический, однако читатель имеет ощущение незримого присутствия гетмана протяжении всего действия. В сцене суда он предстает не только вождем нации, но и глубоко порядочным, отзывчивым и по-государственному мудрым человеком. Хмельницкий запрещает судьям единоличное вершить судьбы граждан, что свидетельствует о его философский взгляд на смысл человеческой жизни; надо о человеке судить не одного поступка, а оценивать ее через призму всего, что ею сделано.

За те песни, которые она составляла,

за то страдание, что она страдала,

за отца, распятого в Варшаве,

а не склонил пред врагом лба,

- не хватило бы городу Полтаве,

чтобы и она еще была казнена!

Самым интересным из персонажей, которые в романе создают фон, является полковник Мартын Пушкарь. Суд над Марусей для него такое трудное дело, что он невольно сравнивает ее с войной:

Страшное это дело, дело непраздный.

А все услышать приговор спешат.

Оно, скажу вам, легче, как на меня,

дела в сражениях саблей решат.

Пытаясь сохранить за Чураївною презумпцию невиновности до установления правды, Пушкарь совістить Бобренчиху, когда и льет грязь и на девушку, и на мертвого сына, категорически запрещает пытать Чураивну, требует от судей осмотрительности относительно такого тяжкого приговора:

И так наказывать, чтобы люд крещеный

не за что судебные запретит.

Признавая все же вину Маруси, полковник напоминает и о Грицькову вину, в то же время он категорически выступает против возмездия злом за зло:

Но, видимо, мы правды не зурочим,

что мир уже так замешан на зле,

как платить преступлением за преступление,

то как же и жить, люди, на земле?

Пушкарь - человек высокой культуры. Его любит общество, уважают казаки. Он хорошо различает людей подлых и порядочных. Эпизодическая сцена, когда Мартин выходит из-за стола в суде, чтобы готовить полк в поход, дает читателю немало информации о самого полковника:

Полковник встал, судьи перепросився,

потому что имел на Белую готовить полк.

Подвинул немного войта и бурмистра.

Простонародье розступилось на аршин.

Как видим, Пушкарь с уважением относится к председательствующего, обычных клерков же просто презирает, подвигая, как неодушевленные предметы. О авторитет Мартина свидетельствует шаноба общины, которая расступается, давая широкую дорогу своему любимцу.

Большим патриотом изображен Пушкарь в разделе "Осада Полтавы", когда не бросается спасать свои имение, село, лес, а молча смотрит на поругание, ибо Полтава дороже богатства:

Сто лет рос. И еще сто лет рос.

Полковнику! Это же надо провалиться,

чтобы так оне стоять и смотреть!..

Рубят, проклятые, Пушкарівський лес.

Пушкарь - ничего. Глянул - и ничего.

Спокойные глаза. Седая голова.

Шероховатая кирея цвета ночного.

Смотрел. Думал.

- Скорее бы и трава !

Даже Иван Искра, предлагая Чураивне руку и сердце, не представляет их свадьба без священника и Пушкаря. Авторская симпатия к Пушкаря передана в своеобразном экскурса в будущее этого полковника:

Еще не старый. Т имел славу, и силу.

(О нем потом думу іскладуть.

Пройдет семь лет - и седую голову эти

Выговскому на копье подадут).

С особой теплотой выписан образ деда Галерника. Сначала он-живая легенда для маленьких Гриши и Маруси, источник информации о широкий мир, Кафу, турецкую неволю; со временем начинает восприниматься Марусей как народный умелец, а в конце произведения Галерник, образно говоря, как распрямляет плечи, становится символом народного движения, потому что считает ниже казацкой достоинства прятаться от ляхов за стенами города:

- Да и то сказать - разве это впервые войско

у меня пройдет тут по голове?..

Если бы я мог вам быть полезным,

а то ведь о саблю думать уже нечего.

А был когда-то такой великовоїн! -

от трех сабель еще незагоєн.

Дед переживает за больную Марусю, расспрашивает о ней в Искры, но как человек старый и опытный, не советует Ивану надеть из-за неразделенной любви. В словах Галерника сквозит жестокая жизненная правда, по которой даже смерть Маруси - это еще не смерть всему миру: живые должны думать о живом:

- В такой беде никто уже не порадько.

Нет совета. Совета здесь нет.

Чего рвешь воротник? Здесь разве удушье?

В, нет, постой, ничего это не даст.

В жизни самое главное - это сознание духа,

тогда и выход найдется из несчастий.

Душа у тебя должен быть крицею.

Так плакать не достойно казака.

Твой отец был, Иван, Остряницей,-

следующий гетман после Павлюка,

Ты же его сын! Души не занехаєш,

Не имеешь права, ты же не Гриша...

Историческая эпоха в историческом фоне и выразительных характерах, правдиво протрактованих словесником и правильно и еще и эмоционально воспринятых старшеклассниками, дает возможность глубоко понять и основные образы и идеи, выраженные через них. Поскольку образы Грица, Искры И Маруси являются самыми сложными и одновременно наиболее важными в романе, учащимся нужно раскрыть особенности среды, в которой такие натуры выросли и сформировались, обратить внимание на семейный уклад Бобренків, Чураїв, Вишняків, Остряниць. Кстати, представление о родственных Идеалы не обязательно должны вытекать из бытовых сцен, иногда достаточно выразительной художественной детали. Вот, например, слова Искры о своих и Марусиних родителей:

Мы с ней родные. Мы одного корня.

Пожалуй, один аист нас принес.

Родители у нас бесстрашные и невпокорені

и матери поседевшие от слез.

Глубокое уважение Искры к покойной матери Маруси Чураивны ощущается в на удивление удачной метафоре:

Идет Иван. И снова возвращает.

Мыслями снег с могилы одгортає.

В семье Бобренків колоритным образом является бесцеремонная и черствая Орихна Бобренчиха. Уже читая первую главу, мы удивляемся, как могла убитая горем мать, потерявшая единственного сына, немедленно найти аж семнадцать свидетелей. Бобренчипшна речь на суде поражает доброй порцией желчи, яда и грязи. Орихна, совсем не стесняясь, подробно рассказывает, как подглядывала за молодоженами, не кроется, знала о грехе между ними, но это ее беспокоило лишь потому, чтобы Ґрицько не пустился берега;

- Чтобы у замужних погубил подметки?

Или, чтобы пошел к Подносу Кисломедки,

которая тягалась неизвестно где и с кем!

Грубость, бесчувственность, неспособность к сочувствию и глубокого страдания даже после самой большой потери присущи Бобренчисі. Недаром Которым Шибилист, сравнивая Анну Чураїху и Орихну Бобренчиху, едко обвиняет последнюю в отсутствии даже материнской любви, потому что самым главным было для нее богатство и "воевать" за "курицу, за телку, за границу". Во время казни Маруси Бобренчиха пропихається вперед, чтобы все видеть, а имела бы лить слезы на свежей синовій могиле, Однако характеристика этого образа автором и другими персонажами была бы неполной, если бы не самохарактеристика Орихни. Побуждая нерешительного Грица до женитьбы с Вишняківиою, мать открывает сыну душу и делится собственным опытом. Но каким?!

Твой отец тоже... была такая Лукерья...

он деру от нее сбежал.

О чем заботитесь? Девка не галера.

Тебя к нему Бог не приковал.

Бобренчиха не испытывает мук совести, жестоко сломала жизнь своему мужу, который через ежедневный труд и упреки и недосмотру женщины трагически погиб. Что горькой была судьба Грицевого отца, свидетельствуют Маменькины упоминания о полны сочувствия к товарищу рассказы Гордея Чурая:

Они еще и вместе холостяковали,

И поженились где-то в одночассі.

На Дмитрия где. А уже где-то на Варвары

пришел Бобренко, опустив гребень:

«Нашел ты себе девушку в пару,

а я попал под глупого плотину».

Жизнь Бобренків проходило в проклятиях и ссорах. Однако не нищета были тому причиной, а неудержимое желание Орихни можно быстрее разбогатеть цене надрывной труда.

Бобренки, те не очень бедствовали.

Они в аренду землю отдавали.

В Кривохатках домик и новая

единственная, может, домик не кривая.

Раннее вдовство озлобило Бобренчиху прежде всего за то, что теперь разбогатеть стало намного тяжелее:

...оставалась вдовой,

яростнее стала до работы вдвое.

Было не выпьет, бедная, и не заест,

- вся ушла в работу и в злость,

- Такая уже сделалась, как Яга.

Проворная, хитрая Бобренчиха стремилась иметь выгоду из всего. Переживая, то с похода сын может вернуться калекой, она поощряет Марусю верно ждать его, да еще и подобострастно благодарит девушке:

И чем же мы за это тебе отблагодарим? -

говорила так Бобренчиха не раз.

Когда же Гриша пришел домой живым и здоровым - уцелел один из немногих, мать сразу изменилась, смекнув, что сын может жениться на богачке;

Не откладывай же, ты теперь на времени.

И не катуйся, всегда так было,

Теперь девки в красивых парней падки, -

много ребят, сыну, полегло.

В другое время посватался бы ты, дудки.

Жених у нее был бы и привозной.

Теперь все твои Гальки и все Маруськи,

потому что парень ты ничего, видный.

Лицемерие Бобренчихи не имеет границ, В свою авантюру она готова ввязаться даже Бога и Марусю мать:

Встретила мать где-то у колодца.

Про дождь, про гром, про курицу, про бычка.

Добрый гетман был с Остряницы

и что хозяин добрый из Вишняка,

Что время летит, надо как-то жить.

Любовь любовью, а жизнь тяжелая.

Уже детей пора бы и женить.

Напоследок произнесла следующее:

- Если бы ты хорошо в Бога попросила,

то мы бы имели еще и радость на века:

твоя пошла бы за гетманского сына

а мой хозяйскую сватал бы дочь.

Орихна влияет на сына разными средствами. Вот она, рассуждая якобы о себе, в присутствии Гриши так высказывает мнение о Марусин талант:

Разве это девка? То же лентяйка. Все бы пела. Боже упаси! Мы уже и без нее съехали ничто, а с ней вон уже сойдем па псы.

Какая злая, несправедливая характеристика девушки! Но Бобренчисі этого мало. Гриша все же колеблется. Тогда мать меняет тактику и откровенно угрожает лишить наследства:

Иди, женись, пусть будет не по-человечески.

Но как пустота свистнет в печи,

то, наплодив нищеты, голопуцьків,

не посылай к бабушке за продуктами.

Чтобы так и знал: как буду восходить из мира,

то не оставлю тебе и завещания.

Все одпишу на церковь и монастырь, -

на всю Полтаву будешь богатырь !

Еще в другой сцене видим лицемерную Орихну в янгольській подобии, кажется, ее бы устами мед пить:

- Введи в дом жену себе, строя,

То же должно быть рыбка золотая.

Кое-как обуздав Грица, Бобренчиха даже после сватовства не совсем верит в удачу, потому и терпит сыну вскрики и еще я ласково успокаивает его:

И как я потом в кабаке напился,

на мать крикнул впервые в жизни!

Она же сидит и гладит по головке,

так тихо гладит толову мою.

- Ничего, - говорит, - я надежной девке

теперь тебя, сын мой, отдаю.

Семья Гордея и Анны Чураїв была построена на доверии, взаимопонимании и любви. Маленькая Маруся имела ее за образец. Прекрасные красотой, душой и помыслами, Чураї стали и для взрослого, но уже битого несчастьями Маруси идеалами женской красоты и мужского мужества'.

Красивая я была, правда?

Похожа на мать.

Смелая я была, правда?

Похожа на своего отца.

Певучая я была, правда?

Похожа на свой народ.

Если Гордей Чурай в романе и в воображении дочери проходит воспоминанием и легендой, то Анна Чураиха - вполне реальная женщина. Этот образ настолько убедительно правдивый и выразительный, что он воспринимается нами как исторически достоверная личность. Иметь для Маруси не только сповідниця народной морали, добрая советчица, но и защитница. Вспомним ее слова на суде:

Чужая душа-то, говорят, темный лес.

А я скажу: не каждый, ой не каждый!

Чужая душа - то тихое море слез.

Плевать в нее-грех тяжкий, нельзя.

И чем же, чем вы будете наказывать

мое грустное, зацьковане дитя?

Или же придумает суд и магистраты

страшнее наказание, чем такая жизнь?!

Вы грамотные. Вы знаете латынь.

За шаг до смерти, перед вечным сном,

одного прошу:

у моего ребенка

не бросайте словами, как грязью!

Старая Чураиха тяжело страдает за преданную дочь, мучается ее муками, плачет вместе с ней, носит передачи в тюрьму (яблоки, пирожки, чистую праздничную одежду и бабушкино ожерелье), хотя сама в это время еле держится на ногах и больше всего нуждается в помощи. Анна всю жизнь вела себя достойно и поучала своего ребенка не нести горя на люди. "Несчастная дочкины любовь наполняет мате р отчаянием не только потому, что так случилось, но и потому, что такая девушка, как Маруся, достойна была лучшей доли:

А раз сказала с отчаяния горького:

- Есть же рыцари в нашем краю!

О Боже мой, на кого же ты, на кого

збанітувала молодость свою?.

Грицькові извинения Маруси мать встречает горькими слезами и воспринимает как избранную, наотрез отказавшись благословить брак. Это свидетельствует о высокой достоинство этой женщины и ее бескорыстие: она не хочет такого бракосочетания дочери, хотя это был бы хороший урок для фарисейки Бобренчихи и ее напыщенных сватов. Семья же Вишняків представлена исключительно через отца И дочь. Богач на всю губу, Вишняк был добрым крутієм и умел всегда быть в выигрыше и выходить сухим из воды:

Кто за Богдана, кто - за короля.

А. он - за тех, которыи не против.

Вся Украина пламенем горит,

он и на этом тоже нагреет руки,

В горку для Украины час Вишняк, также не терял олимпийского спокойствия и возможности иметь пользу:

Во всех этих скорбях и печалях,

во всех этих вечных передрягах -

чураївські головы на сваях;

и вишняківські головы на плечах.

И когда образ Вишняка в романе выполняет функцию своеобразного кривого зеркала и с статическим, Вишняківна в любовном треугольнике Маруся - Гриц - Галя играет значительную роль и подана в определенном развитии. Не такая уж она и примитивная, как умышленно подает себя на суде, говоря:

Что он ходил к той волшебницы,

господа суд, то истина не есть.

Это лишь ее своеобразная попытка простовато защититься от человеческого осуждения. Другое дело, что все жизненные потери Галя измеряет материальной стоимостью, поэтому в ее свидетельстве звучит не столько сожаление за женихом, сколько за расходами на свадьбу:

Уже папа наш и на свадьбу ухудшились,

а Гриша умер... а Гриши уже нет.

Грусть, боязнь, угрызения совести не свойственны Гали. Даже во время судебного процесса "Сидела Галя, как барская рожа", что отнюдь не подчеркивает п страдания. В то же время Вишняківна не является примитивным и невинным созданиям. Гриша наивно сравнивает ее с ховрашком, недооценивая Галиної хищности. В отношении к Марусе Вишняківна бесцеремонная, наглая и жестокая, невміюча и небажаюча сдерживаться даже в пределах сельской морали. Смех, который вдруг вырвался у нее при встрече с подавленной предательством Чураївною, зловтішний и такой брутальный, что даже подруги богачки делают ей замечание:

Шли девушки, освятив цветы.

Я поздоровалась, прошла их.

И вдруг из группы, где-то сзади, оттуда,

мне в спину раздался тот смех.

А я шла. Подкашивались ноги.

Кто-то упрекнул ей тихо, при мне же.

А я шла, не видела дороги,

и смех ставился в спине, словно нож.

Вишняківна лишена элементарной порядочности, не знает меры дозволенного и границы недозволенного. Даже Гриша констатирует с отчаянием и отвращением:

А как-то раз прихожу, застаю -

поет песню - при мне! - твою.

Чем ближе познает Бобренко Галю Вишняківну, тем больше она проигрывает в его глазах по сравнению с бывшего любимой Марусей. Вспомним первое Грицеве впечатление от молоденькой и дорідної Гали:

А Галя едет, лентой блискоче.

А воз высокий, как арба почти.

- Вот так вез! - смеялся. - Не доскочиш!

Дочь хозяйская павой плывет.

Нескрываемое восхищение очень быстро угасает от черствости Вишняківни, ее равнодушия к тому, что дїється в душе Бобренка. И у Гриши появляется некая физическая брезгливость к девушке:

То слава Богу, что защищает обычай

трогать девку. Я бы и не смог.

Топлив меня такой большой отчаяние,

так бы встал и без вести забег.

Марусины воспоминания - своеобразные экскурсы в прошлое - подают читателям жизнь Бобренка от малого ребенка до совершеннолетнего уха-мстителя, В Грицевому характере было немало хороших черт, и почти все они - следствие влияния Маруси. Даже героизм в боях и рискованное бегство из плена - тоже спроектированы на Марусю, вызванные ее жертвенностью И любовью:

И ждет меня невенчанная жена.

Однако изменить внутреннюю человеческую суть не могут никакие воздействия. Бобренчишині гены побуждают сына в неожиданных решений, в нем зарождается желание воспользоваться ситуацией, получить вознаграждение за предыдущие четыре года, потеряны в боях:

Душа размякла как-то, заморилась,

хоть кузнечики лепи, как из мякоти.

Ко всему привыкла, со всем смирилась

и от жизни захотела барыш.

Страшные слова, с которыми обращается Григорий к Марусе, тщетно надеясь на ее понимание, - уже потенциальная измена, уже явное отступничество:

А однажды говорит: - Счастье надо воровать.

Хоть хорошо, не заклюнулось дитя.

Свадьба опять вынуждены отложить.

Что сделаешь, милая, как такс жизни?

В то же время Бобренко - не бездушный парень-джигун. Его мучает совесть, в душе еще бунтуют чувства, он боится расплаты судьбы за измену. Об этом Гриша старается даже сказать матери, пытается убедить старую, надеется на ее понимание:

- А что покров я девушку неславою?

Не будет, мама, судьба нам сприять.

И хотя Маруся говорит о приготовления к свадьбе в Бобренків неодобрительно:

А уже Бобренки с тем всем не скрывались.

Не успела им душа и почервоніть, -

Гриша казнится не менее Чураивны (танец с Галей "наизнанку души") и делает попытку исправить ошибку, но на перепросинах снова хочет своеобразного

"барыш" - Марусиного жалости, прощения, соболезнования, благодарности, что вернулся. Слишком много в Бобренкових словах такого, что не делает ему чести: циничного оправдания -

Жизнь - такая большая ковзаниця.

Кому удалось, не падавши, пройти?

излишне искусственной пренебрежения к Гале -

Что Галя - гусь, то и по ней это видно,

обвинения Чураивны, что приворожила, -

А может, и правду говорят,

что ты ведьма, приворожила - и пропал навек.

Потому что бы меня иначе так палило,

чего я так страдаю и борюсь?

Куда бы меня в жизни не прихилило,

а все равно к тебе я вернусь,

циничной откровенности -

Как хочешь знать, - да, я им продался,

но в душе на тебя я молюсь!

хитрости и словоблудия -

Он говорил, и происходило чудо.

Он измену как-то так превратил,

так говорил беззащитное и правдиво, -

как будто он о подвиге говорил.

Именно во время извинений и была разрушена Гришей последняя крепость любви. Вот почему так трагически звучит с Марусиних уст:

Это же целый век будет стоять между нами.

А с чего же, Грицю, песню я сложу?!

Кое-кто из словесников слишком акцентирует на вине Маруси в смерти Гриши, что е абсолютно неправильным. То, что в песне Чураивна якобы признала вину, могло быть только художественный прием. Ориентируясь на Марусины сожаления по вмерлою матерью и ее угрызения совести, не сложно допустить такую же ошибку и утверждать, что и мать она убила. Необыкновенно чуткая и впечатлительная, Чураивна страдает и чувствует вину там, где ее непосредственной вины и нет. Такие порывы свойственны благородным натурам. По Грише, который в присутствии Маруси выпивает яд, то Марусю поведение (если уж так учителям не терпится определить, виновата или не виновата, травила не травила) можно трактовать бесконечно широко: оціпеніння; то, что она сама пила то зелье и не отравилась; даже сомнение в Грицевій решимости действительно отравиться; пренебрежение к парню, который ищет позорной смерти... Хотя, по нашему мнению, вопрос это не такое уж и существенное и на уроке тратить на него драгоценное время не стоит.

Иван Искра в любовном треугольнике Григорий - Маруся - Иван (если не брать во внимание Леська Черкеса, пылкие порывы которого обусловлены скорее увлечением, а не любовью, и романтичной буйством натуры, поданный поэтессой так, что от положения мало не второстепенного, эпизодического персонажа в начале он неожиданно оказывается одним из главных героев в конце. Парень, которого даже Чураивна сначала не понимает и не воспринимает, становится самым близким человеком в трагическом Марусиному змарнованому жизни. В Иване захватывает глубокий ум, отзывчивость, решительность, душевная чистота. Воспринимая Ивана как соперника, Григорий умышленно привирает, потому что хорошо чувствует Іскрину превосходство:

А Гриша, было, и сердится, и вздыхает.

- Вия, -говорит, хитрый, - говорит, - скрытный.

У нас на углу его не любят наши.

Благородный очень и челом не бьет...

Он, - говорит, - гордый, 3 ним не сваришь каши.

Он и молчит, потому что дума что-то свое.

Эмоциональный, но решительное выступление Искры на суде поражает глубиной и мудростью, даже государственностью суждений:

Эта девушка не просто так, Маруся.

Это - наш голос. Это - песня. Это - душа.

Когда в поход выходила батава,-

ее песнями плакала Полтава.

Что нам было нужно на войне?

Ступени, знамена и ее песни.

Победы наши, муки и руины

бессмертные будут в ее словах.

Она же была как голос Украины,

клокотавший в наших корогвах!

А вы теперь ищете ей казнь...

Она же стоит немая от одиночества.

Людей такого редкого дара

Хоть немного, люди, надо беречь !..

Еще только приговор - и кончится дело.

И славный род кончится - Чураї.

А как тогда будет петь Полтава?

Или слезы не душить ее?

Иван находит выход из положения: он летит на змиленому лошади до Хмельницкого, успевает вернуться в Полтаву с грамотой о помилованием Чураивне. Стоит внимательно рассмотреть эпизод с раздела "Казнь", где Искра разрушает виселицу. Люди, которые не понимают поведения помилуваної Маруси, ее разочарование в том, что "умереть не дали", обращаются к как Искры до единого человека, из рук которой она может принять жизнь.

Признание Искры угасающей Марусе в любви - это отчаянная попытка поддержать любимую, вырвать ее из душевного кризиса, продолжить род славной певицы. Отказ Чураивны закономерна, но причина здесь не в равнодушии девушки до Искры, а болезнь, истлела душа и изуродованный талант героини. Относительно чувств между Иваном и Чураївною, то можно отстаивать разные версии и спорить до бесконечности, но не стоит, думаю, делать одного - подчеркивать, что Маруся сделала ошибку, недооценив Искру в юности потому что именно он был ей достойной парой, что она жестоко оттолкнула Его позже, а могла бы полюбить. Вопросы любви, пожалуй, самый сложный из всех вопросов на земле. Кого любить И как любить - сердцу не прикажешь. Любовь Маруси к Грише и его измена истощили героиню до тла, а что девушка по характеру принадлежала к однолюбов, ну то и чувство ее было испепеляющим. Впрочем, внимательное прочтение последнего раздела дает возможность почувствовать приглушенное и благодарное чувство скрытой любви Чураивны до Искры:

Смотрел, как в последний раз.

Тронул меня прощальными устами.

Не знала я, что сумм такой окутает.

Умирать буду, - помяну добром.

Кирея с вылетами черная

в последний раз мелькнула за бугром.

И я, которой давно уже все безразлично,

уже ничем я слезы не впиню.

Прощай, Иван, самый верный друг,

благородная искро вечного огня!

Образ Маруси на фоне панорамного реалистичного изображения Украины XVII в. глубоко романтичный. А потому, уважаемые словесники, не ищите изъянов в характере героини, чтобы втиснуть ее образ в рамки реализма, не давайте петь в подготовке к уроку по роману условно научные статьи, авторы которых, имея каждый свое понятие о собственно художественный образ-персонаж и художественный романтический образ-персонаж, обвиняют Чураивну в нетолерантности к Гале, подтверждая свою правоту висмикнутими из контекста цитатами, или в неуважении к Бобренчихи при иронично-неодобрительной характеристике. Внимательно прочитаем отрывки из раздела «Исповедь» от слов: «А может, я несправедлива к ней?» - до «ни словом злым, ни добрым никогда не вспоминай меня»; от «старого человека хаять негоже» - к «И так поет, как ему дано», чтобы убедиться в благородстве Марусиних мыслей даже своих недругов.

Анализируя персонажей романа, мы уже очертили образ Чураивны, Однако стоит особняком еще раз остановиться на следующих понятиях, как любовь и талант. Примечательно, что на протяжении всей жизни Маруся относится к своей любви к Грише со святостью. Даже оскверненное изменой чувства, разочарование в Грицеве, болезненный жизненный опыт не делает Марусю озлобленным и черствым.

Терзаясь тяжелыми мыслями мыслями в одиночестве:

Ведь дело не в том - женился, не женился,

пришел, ушел, забыл или не забыл.

А в том дело, когда он так изменился?

Или, может, он такой и в жизни был? -

осознав и убедившись, что "неровня душ - это хуже, чем имущества!", что ее "любовь челом достигала неба, а Гриша ходил ногами по земле", Чураивна сочувствует Бобренкові искренне и горько:

Біднесенький, намучился со мной..,

Звал меня, а я уже не отозвалась,

Запутался,- сказала: выбирай.

А у него сердце разрывалось пополам,

А он Бобренко. Он же не Чурай.

Маруся готовится на тот свет, чтобы утешить любимого и там:

Умер мой Гриша с открытыми глазами.

То же он меня и мертвый выглядел.

И, одстраждавши, вновь, видимо, страдал.

Потому что он же здесь оставил меня одну,

Я иду. Я скоро. Я догоню.

Где-то, может, там мы встретимся.

Не будет рук - обнімемось крыльями.

Проблема художника и его служение народу в историческом романе Лины Костенко ставится очень остро. Марусин талант заявил о себе после осознания девушкой огромной силы искусства, благодаря которому и мертвые остаются живыми. Песня кобзаря о Марусиного отца сделала чудо:

Все думала: хоть бы было спросить,

кто сочинил слова о нем, о тот край.

Что он был родной мой папа,

а вот теперь он - орлик, он Чурай.

Теперь он с нами в радости и в печали.

Поняло сердце поражено мое:

ушел в смерть, и вернулся в думе,

и уже теперь никто его не убьет.

И где-то в те дни, робко, случайно,

хоть я уже и песню составила не одну,

печаль моя тронула впервые слово,

как тон кобзарь трогал своего струну.

С приходом слова в Чураивны завершается период творческого ученичества и наступает расцвет удивительного таланта. То, что после смерти Бобренка Маруся создала только две песни, тоже закономерно: первая ("Ой не ходи, Грицю") - из личных страданий, вторая ("В Полтаве на рыночков") - из страданий народных. Больше песен не творилось - наступила затяжная пауза, спровоцированная депрессией, началась трагедия художника, которую интуитивно чувствовал странствующий дьяк, стремясь убедить Чураивну в необходимости творить и заменить этим писаную историю:

Истории же пишут на столе.

Мы же пишем кровью на своей земле.

Мы пишем плугом, саблей, мечом,

песнями и невольническим плачем.

Образ странствующего дьяка чрезвычайно вместительный И символический: через призму его памяти - памяти отдельного человека и реальных событий освободительной борьбы-памяти исторической-Маруся постигает огромную трагедию Украины и зло национального беспамятства (отрывок из раздела "Паломничество" от слов: "Все века мы чуєм лязг оружия" до "Непознанное, ушло в небытие").

Почему замолчала Маруся, сказать трудно. Ни болезнь, ни смерть возлюбленного, ни полное одиночество, ни трагедия Украины - каждая из бед частности причиной не были, разве что все вместе взятые.

Отношение Маруси к собственной песни "Ой не ходи, Грицю" в конце Романа - мучительное и отчаянное, ведь эта песня-воспоминание о самое страшное в жизни, о причастности к убийству травмирует девушку, приносит ей адские страдания:

А я стояла... Что же мне, кричать?..

Какие мне сказать им слова?..

Дівчаточка, дівчатонька, девушки!

Это не пойте, я же еще жива.