|
Прежде всего должны прийти к мысли, что школьная программа предлагает слишком мало стихов Лины Костенко для изучения на уроках, 3 какой-то причине не учтено ни большой популярности этого автора, нет целебного действия духовности, которая струится из ее лирики и может воспитать Человека, Патриота, Гуманиста. Среди обязательных для изучения стихов есть такие, которые легко объяснит учитель, а ученики воспримут и без нашей подсказки. Например, это касается "Пасторали XX столетия". Стоит только принять во внимание, что довольно засовганий в послевоенной лирике сюжет о гибели детей от оставленной по войне взрывчатки под пером гения набирает национального колорита и национальной идеи незвищенності. Это хорошо передано строкой "Хорошие дети были. Казацкого хорошего кроя" и новелістичною неожиданной двойной развязкой о торжестве жизни над смертью и посягательства смерти на жизнь:
А одна разродилась, и стала шестой - мать.
А один был жив. Он умер на следующий день.
Не можем не констатировать, что в библиотеках никогда не было и сейчас нет достаточного количества экземпляров произведений Лины Костенко. Раньше - понятно. М.слабошпицкий об этом пишет откровенно:".. .как Андрей Сахаров, она противостояла мощной волне всеобщего "одобрямса", что девятым валом катилась нашей страной, смывая всех инакомыслящих. В годы застоя и стагнации она ушла во внутреннюю эмиграцию. Более полутора десятилетия не публиковались его произведения, а имя поэтессы не упоминалось ни в каких литературных обзорах и статьях. Официально литературная жизнь создавало впечатление якобы Лины Костенко нет и вообще никогда на свете не было. Только в студенческих общежитиях и среди истинных поклонников литературы ходили по рукам ее стихи. Собственно, для моего поколения Лина Костенко и началась с тех самиздатовских листов, ибо всех трех ее ранних книг "Лучи земли", "Паруса" и "Путешествия сердца" в библиотеках мы не находили. Чья-то властная рука похоронила их за семью замками. Видимо, рассчитывалось похоронить в такой способ и саму Лину Костенко". Сейчас, кое-кто скажет, из-за материальных трудностей тяжело переиздать хоть "Избранное", если не полное собрание сочинений. А тем временем находятся государственные (народные! - других денег не бывает) средства на издание центнеров и даже тон литературной макулатуры. Следовательно, дело не в финансовых трудностях, а в том, что и в наше время Линина поэзия бьет тревогу, может пробудить национальное достоинство даже русифицированных, а этого очень и очень много кому из тех, что окопались в должностных креслах, не хотелось бы.
Подавать сами вопросы к произведениям при отсутствии текстов бессмысленно. Пусть простит нам учитель за то, что руководство от этого станет толще, но мы осмелимся нарушить структуру собственно конспектов и в случае с творчеством Лины Костенко подать достаточное количество его лучших стихотворений. Использует их учитель на уроке, или обойдет - это дело его совести.
Начать урок следует с мысли о том, что у Лины Костенко нет плакатних патриотических стихов, нет лозунгов, не часто употребляется даже слово "Украина". И в то же время в подтексте почти каждая поэзия этого автора является высокодуховной и патриотической. В.Базилевський по этому поводу подчеркивает: "Лина Костенко из тех поэтов, которые способны сквозь общечеловеческое видеть национальное, а сквозь национальное просматриваться общечеловеческое, ее сюжеты всегда имеют второе измерение и уже этим решительно опровергают взгляд на историю как на иконостас". Это касается и стихов о известных художников, исторических лиц, и стихов, где ярко проявляется гражданская позиция Лины Костенко как выразителя оппозиции существующему тоталитарному режиму. Чтобы проиллюстрировать первых, предлагаем отрывок из "Цыганской музы", где говорится о страданиях поэтессы Папуши, которую презирает лагерь, потому что среди цыган не может быть поэтесс, это позор для рода. Будто стих о трагедии отдельного художника и отдельного народа, - а оказывается, не только цыганки и не только ее соплеменников относятся слова:
И что им всем до того, что ты корчишся от боли?
Чтобы так страждать за него, достоин ли этот народ?!
Но, но, но!.. Народ не выбирают.
И сам ты - только почка у него на ветвях.
Для него и живут, за него и умирают,
ох, не потому, что он - лучший на земле!
Для иллюстрации второго достаточно прочитать ученикам отрывок из стихотворения "Боль единственного оружия":
Бессмертная мово! Ты смеешься горько.
Ты же в том гробу и не вмістишся, кстати.
Они же глупые, они же снимали мерку
из твоих унижений - не из твоего величия!
Твой дух не стал униженным и плюсклим,
хоть слала судьба черные ковры -
то ед Вілюйська к Холуйская,
то с Киева до Колымы.
Со всех трибун - аж дым над демагогом.
Все берут в основу ленинизм.
Ведь никто так не клянется Богом,
как сам дьявол - тот же шовинизм.
Как ты сжилась с тоской чаїною!
Как часто лицемерил твой Парнас!..
Кусок земли, ты зовешься Украиной.
Ты был до нас. Ты будешь после нас.
Мой предковічний,
мой умитий росами,
космический,
вечный,
звездный, барвинковый...
Когда ты даже носил название - Малороссия,
твоя поэтесса была Украинкой!
Проблема языка в творчестве Лины Костенко звучит на особых регистрах. Нет надоедливых штампов о красоте слов, о благозвучие, есть обоснованная и хорошо сводная оборона святыни, есть четкое требование:
Я вам этот долг никогда не оставлю.
Вы и так уже, как проклятые, в долгах.
Отдайте мне дождь. Отдайте мне тишину.
Отдайте мне лес и речушку в лугах.
Отдайте мне сад и вечернюю звезду.
И в поле сеятеля, и благодарную щедрость полей.
Отдайте мне все. Отдайте мне язык,
Какой мой народ меня благословил.
Как для Тараса Шевченко и Леси Украинки, Лины Костенко чрезвычайно важной и актуальной становится проблема служения художника народу. Афористические строки многих стихов подчеркивают, что поэт обязан быть сознательным не только свое назначение, но и своей трудной судьбы и даже неблагодарности общества, в котором живет, современников, для которых соседство с гением очень хлопотное и не особо для них желанно, ибо чревато противостояние певца власти. Подаем только отдельные строки:
Льет пост естественен, как природа.
От фальши в него слово заболит.
("Зачем же петь? Все значительно...")
С такой боли и из такой муки
душа не создаст бутафорский плод.
(Настанет день, отягощенный плодами")
Поэзия - это праздник, как любовь.
О, то не является розмовка бытовая!
("Какая разница - кто куда пошел?")
Поэзия - это всегда неповторимость,
какой бессмертный прикосновение к душе.
("Страшные слова, когда они молчат")
Взискуй прожить несуєтно и звонко.
Взискуй терпения выдержать все.
А настоящая слава - это прекрасная женщина,
Что на могилу цветы принесет.
("О, не взискуй горького меда славы!")
Единственная потолок искусства - правда.
Поднимешь поэзию - и не разобьешь ей темя.
("Вирлооке солнце")
Это лишь слова. Зато они бессмертны.
Уймите ярость, их пуля не берет.
("Что же, авторучка - это не сабля из ножен)
Ты думаешь, стихи нужны поэту?
Поэту надо быть поэтом.
("Сын белокурого дня и черненькой ночи")
Не народ - одно и то же горе.
Что не поэт - одна и та же печаль.
("Ну, медь, ну, золото. Ну, проданная свобода")
Правдивой песни перезвон оков -
То только привычный аккомпанемент.
("Кобзарь пел в пустыне Косаралу")
В Красную книгу запишите поэтов
Поэты тоже исчезают на земле.
("Летучие катрены")
Народ ищет в ґеніях себя.
("Не любит слово стимулов плечистых")
И самих висмиканих из контекста афоризмов мало. Перейдем к анализу художественных текстов подобранных стихов:
* * *
Жизнь идет и все без корректур.
И время летит, не умеряет галопа.
Давно нет маркизы Помпадур,
и мы живем уже после потопа.
Не знаю я, что будет после нас,
в которые природа впитается одежды.
Единственный, кто не устает - время.
А мы живые, нам надо спешить.
Сделать что-то, оставить по себе,
а мы ничего, - пройдем, как тени,
чтобы только неба глаза голубые
эту землю всегда видели в цветении.
Чтобы эти леса не вымерли, как тур,
Чтобы эти слова не вичахли, как руды.
Жизнь идет и все без корректур,
И как напишешь, так уже и будет.
Но не бойся досадного строки.
Прозрений не бойся, ибо они как лекарства.
Не бойся правды, хоть какая горка,
Не бойся смутнів, хоть они как реки.
Человеку бойся душу ошукать,
Потому что в этом ошибешься - то уже навеки.
- Слово "корректура" означает "правка". Поэтесса подчеркивает, что человеческая жизнь пишется без черновика, что в прошлом уже невозможно что-то изменить. Такая мысль быть некоторой опаской? Какой именно? В какой мере это предостережение касается художников?
- Как вы понимаете две последние строки? Можно ли их назвать крылатым выражением? Почему?
Лина Костенко на собственном опыте убедилась в існувані многих ловушек, которые накладывала на душу и совесть поста тоталитарная система. Этот автор выстояла там, где другие не смогли. М.слабошпицкий пишет: "Читатель, далекий от издательского процесса и не посвящен в магическую силу циркуляров с маланчуківсько-шамотинських канцелярий, даже и представить себе не может, сквозь которые побільшувані линзы рассматривался в издательствах каждое слово поэтессы, как немилосердно перетрушувалися и этот, и два следующих рукописи, и выбрасывалось из них все, где просматривал хотя бы смутный намек на какую-то крамолу. Инструкции сверху были исчерпывающе однозначны, как стражам государственной границы: бдеть, бдеть, бдеть! И наши доблестные издательские чиновники с самоотверженностью стражей государственных границ следили и следили. Конечно, были среди них и люди без церберських синдромов, люди, искренне заинтересованы, чтобы книги Лины Костенко не калечились, а пришли к читателю такими, как они написались, но что они могли поделать - система всегда сильнее человека." Стихотворение "Невольный парафраз" написан от имени тоталитарной системы:
* * *
Поэт, не дорожи любовію народной,
ибо народ не дает тебе чины.
Кому нужен дар твой благородный?
На всякий случай сочини оду.
Пиши про честь и совесть, а при етом
Окуни свое перо в муть.
Ну, словом, так. Поэт, не будь поэтом.
Тебе за ето ордена дадут.
- Свой суржик в этом произведении?
- Каких художников поддерживала и лелеяла тоталитарная система? Которых произведений от них требовала? Как об этом сказано в стихотворении?
- Лина Костенко с хорошей дозой иронии обыгрывает крылатую в советские времена фразу о том, что коммунистическая партия -"ум, честь и совесть нашей эпохи". Зачитайте эту строку. Был ли он во времена написания крамольным и почему?
* * *
Поэтов никогда не был миллион.
Не каждый из них был основателем.
Разбойником был Франсуа Вийон,
аГете, Вольфганг, сановником.
Были среди них дипломаты, купцы,
сангвиники и холерики.
Были разночинцы, лорды, монахи,
Лунатики и венерики.
Кто запятой употреблял, кто писал без запятых.
Блондином был брюнетом.
Героем,
певцом,
мудрецом,
чудаком.
Но ни один поэт не был не поэтом.
- Талантливые люди - редкость. Как вы считаете, они имеют право на какие-то недостатки, странности? Почему? По каким критериям определяется роль художника в обществе - за его богатством, одеждой, поведением, гражданской позицией, талантом?
- Как проблему талантливого человека решает автор в этом стихотворении? Чем именно эта поэзия поучительная для нашего времени?
Есть стихи - цветы.
Стихи - дубы.
Есть игрушки стихи,
есть раны.
Есть повелители и рабы.
И стихи есть каторжане.
Сквозь стены тюрем,
по тернах лихолетья -
Идут, идут
по этапу веков...
- Согласны ли вы с мнением Лины Костенко о такое разделение стихов? Если да, обоснуйте свой ответ и постарайтесь привести примеры произведений, которые соответствуют такой классификации? Если НЕТ, то почему?
- М.слабошпицкий назвал разделение произведений в этом стихе "периодической системой элементов" поэзии. Нравится ли вам такое определение, имеет литературовед прав?
- До какого определения вы бы отнесли поэзию Лины Костенко? Почему?
Не надо думать ничтожно.
Бессмертие есть еще где-не-где.
Кто перевіяний, как зерно,
в почву поэзии упадет.
Художнику не надо наград,
Его судьба наградила.
Когда у человека есть народ,
Тогда она уже человек.
- Имела Лина Костенко моральное право на строки:
Не надо думать ничтожно.
Бессмертие с еще где-не-где?
- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?
Умирают мастера, оставляя воспоминание, как рану.
В барильєфах печали уже им мгновение остановилась.
А подмастерья еще не сделались мастерами.
А работа не жде. ее надо делает.
И приходят какие-то беспардонные проныры.
Потирая руки, берутся за все.
Пока гений стоит, вытирая слезы,
суетливая бездарность стада свои пасет.
Очень странный пейзаж: косяками идут таланты.
Седьмое небо свое пригибает себе суета.
При мастерах как-то легче. Они - как Атланты.
Держат небо на плечах. Поэтому и с высота.
- Как вы лично относитесь к тому, что многие просередніх людей сами себя называют гениями и требуют славы и признания?
- Объясните смысл второй строфы. В каких строках есть сатира? Против кого она направлена и почему?
- Кого Лина Костенко называет Атлантами? Как вы думаете, сама поэтесса относится к великанов духа, которые держат на плечах духовное небо Украины?
Жду дня, когда себе скажу:
Эта строфа, наконец, совершенная.
О, как тогда я, пожалуй, затужу!
И как захочу, чтобы она умерла.
И как испугаюсь; а куда же теперь?!
Уже вершина, где мои дороги?
...Он был старый. Старый он был. Умер.
Ему лизали руки епілоги.
Ему приснился жилистый гранит.
Смертельная тоска плакала органно.
Он богом был. И он создал свой мир.
И отвернулся: все было плохо.
Блуждали руки где-то на манівцях,
Тускнели фрески, и пручались глыбы.
Были те руки в ссадинах и рубцах -
Всю жизнь с камнями говорили.
Уже и небо. А потолки все нет.
Пошли дожди. Хиталось леса.
Внизу ревела и тюкала толпа.
Весом кисти мстили колебания.
А он боялся упасть на юрму.
Смеялись в спину скифы и этруски.
И он зірвавсь. Не больно ему,
Потому что он разбился на камнях щепки.
И вот лежит. Некому стулить
Его в одно на плитах базилики...
Проснулся. Ничего не болит.
Все віднялось. И это уже навеки.
Нажился он. И недругов нажил.
Было ему без году девяносто.
Жизнь стужив, и друзей пережил,
И умирал тоской и просто.
Тяжелые веки... тропинка слезы...
И сожалению безмерный одной потери:
"В искусстве я познал только азы.
Только азы! Как жаль умирать..."
Земля пером. Чудной был человек.
Душа более пределом выносливости.
Чтобы так искать, и за целый век -
только азы! - ни грана совершенства.
Ты, незглибима совісте мастеров,
тебе не страшно навигаций Лети!
Тяжелое было время. Теперь кого не встретил -
все художники и поэты.
Все гении.
На вечные весы
кладут шедевры в своей щедроті.
Тот, кто познал в искусстве лишь азы,
был Микеланджело Буонарроти.
- Какое отношение имеет этот стих к теме поэта и поэзии? Что общего между этим стихом и предыдущим?
- Как вы считаете, есть ли предел гениальности?
- Почему лирическую героиню не устраивает ее Идеальное восхождение на вершину совершенства?
- Настоящее произведение имеет обрамление. Прочитайте только его.
- Для чего автор ввалить в свою поэзию фрагмент жизни гениального художника?
- Есть ли в произведении ирония? Против кого она направлена?
Во многих произведениях Лины Костенко прослеживается гимн красоте планеты и осуждение человеку, который посягает на вечное разрушает, бездумно уничтожает то, что как раз и держит ее на свете. Без особых красивостей, но удивительно прекрасной предстает наша голубая планета, например, в такой миниатюре:
Ночь оденет на грудь свой старый медальон.
Город спит, как строфы Верхарна.
Сколько лет Земле, - и миллиард, и миллион, -
А какая она и до сих пор еще хорошая!
К сожалению, земная цивилизация не всегда достойна такой красоты и такого щедрого, благоприятной погоды. Наиболее четко эта мысль выражена в поэзии "Видимо, человечество еще очень молодое", хотя этому "молодому человечеству" поэтесса и упрекает инфантильностью, неумением реализовать свои лучшие порывы:
Видимо, человечество еще очень молодо.
Ибо сколько бы мы не загибали пальцы, -
XX век! - а и до сих пор где-не-где
случаются еще неандертальцы.
Посмотришь: и что оно такс?
Не поможет и двоопукла линза.
Кажется же, люди, все у них человеческое,
но душа еще с дерева не слезла.
Если, по определению В.Панченка, река в произведениях Лины Костенко является символом стоицизма, то леса, сады, вообще дерева - символом торжества жизни. Природа для Лины Костенко такая же одухотворенная, как человеческая душа. Редкость с зеленым миром - это родство с духовным космосом нашей планеты, острое ощущение неделимости всего живого. В стихотворении "Послушаю этот дождь" об этом сказано очень чутко и в то же время откровенно:
Целую все леса. Спасибо скрипачу.
Он хорошо сыграл когда-то мое присутствие.
Я дерево, я снег, я все, что я люблю.
Т, может, это и есть моя высшая сущность.
А вот замечательный образ еще не уничтоженного радиацией леса, который после взрыва на ЧАЭС назовут Рыжим и одиннадцатиклассники еще прочитают в "Чернобыльской мадонны" И Драча:
* * *
Сосновый лес перебирает струны.
Рокоче тишина на глухих басах.
Звенят березы. И блуждают эха,
Людьми забыты вечером в лесах.
Это - седой лирник. Он много знает.
Его послушать сходятся века.
Все идет, но не все проходит
над берегами вечной реки.
Светает мир в терновом области.
Кладут ветры смычок на тетиву.
Где голос мой ищет моих друзей,
И слышу - кто-то кричит мне; ау!
И снова тишина. Лишь бродят эха.
Сквозь день, сквозь дутую, сквозь века.
Сосновый лес перебирает струны
Над берегами вечной реки...
- Какую картину рисует автор первыми строфами?
- Как вы понимаете философскую мысль:
Все идет, но не все проходит
над берегами вечной реки ?
Если П.тычина был поэтом весны, Лина Костенко, как и Василий Стус, жрица осени. И не просто листопада, а поры потерь, поры глубокого сумму и серьезных выводов. Непредвзятому и внимательному читателю есть что открывать в стихотворении "Выхожу в сад, он черный и худой":
Выхожу в сад, он черный и худой,
ему уже ни яблочко не снится.
Шелковый шум танечної ходы
ему на память оставляет осень.
В этом саду я выросла, и он
меня узнал, хотя долго присматривался.
В круговороте нефатальных изменений
он был старый и еще раз обновлялся.
И он спросил: - Чего же ты не пришла
В другое время, во время моего цветения?
А я сказала: - Ты мне друг
В этой поре, о другой и вовек.
И я пришла не струшувать ренклод
И не делает из плодов твоих достоянию.
Чужие приходят во время твоих щедрот,
А я пришла во время твоего уныния.
Вот и все мои права.
Уже и исчезало солнце за холмами -
Сад шептал губами пошерхлими
Какие-то прощальные золотые слова...
- В определенных строфах нет рифмовки. Но именно этим приемом создается впечатление тихого шепота безлистого саду, когда отдельные звуки пропадают вообще. Почему сад разговаривает с лирической героиней так, как пожилой человек со своими внуками или правнуками?
- Какие мысли навеял вам стихотворение? Нравятся ли вам вообще такие светлые и грустные произведения? Почему именно?
Природа, особенно дикая, свободная и своевольная, для Лины Костенко нечто гораздо большее, чем просто группа деревьев или стихия. Это отдельный мир в мире, кстати, всегда намного щедрее и чище от человеческого:
Горькие черешни
Где путь летучими штрихами
за горизонт отдалении несет -
горькие черешни над путями -
Спасибо вам за все, за все!
За эту красоту, что при дороге,
за эту сладкую горечь,
за то, что люди, уже взрослые,
сук ловят на лету!
За то, что вы неосторожны,
при самой трассе - ничьи'.
За слово радостное -"черешни",
где с и чары, и рае.
За то, что уставший, аж черный,
Как ваше листья молодое,
Загримирований под черта,
Шофер глазами поведет.
За вашу тень, за наслаждение -
сквозь вас увидеть поля,
за неодчахнуту свободу,
за необчухране ветки!
- Уместной является название стихотворения?
- Поэтесса обыгрывает внутреннюю форму слова "черешни". Как она расшифровывает название этого фруктового дерева? Нравится ли вам такой вложенный смысл в название дерева?
- Какие поэтические открытия в этом произведении вам кажутся особенно удачными? Дочь Лины Костенко Оксана Пахлевская с грустью пишет: "Нет тех лесов, которые мама так любила. Единственное место ее отдыха... А сейчас там - ни грибов, ни ежей, ни зимы. А зона и смерть. И не о не говорила мама в "Древлянському триптихе" - так задолго до Чернобыльской трагедии: "Моя печаль - река без переправы..." Что видела, когда писала: "А уже земля древлянская рвет на себе огненные косы..."? А, собственно, те наши обиженные, разоренные, одичавшие и на себя уже давно не похожи леса - это также и нация..." Тема Чернобыля в лирике Лины Костенко особенно терпкая. В "Инкрустациях" встречаем поразительные миниатюры:
Стоят озера в пригорщах долин.
Луга цветут в придорожной полосе.
И царственний долговязый аист
важно ходит в ранней кукурузе.
Девчонка козу на выгоне пасет.
Машины мчатся, баранки крутят асы.
Малина спіє... И на все, на все
ложится пыль чернобыльской трассы.
Роса - как смертный пот на травах, орехах.
Но больше всего стронция - в кровлях.
Кто это сказал, что крыши - традиционные?
У нас и крыши уже радиационные.
Эти строки и объяснять или анализировать не надо: они говорят сами за себя высоким болью. Космической пустотой тянет от поэзии "Звенят в ведрах ледяные кружочки". Одиночество природы, ее мало не детская тоска за человеком, за хозяином, выдает, что событие происходит в зоне, в заброшенном селе, возле пустой и давно не зігрітої теплом человеческого счастья или несчастья, и просто обыденной жизни, дома:
Звенят в ведрах ледяные кружочки.
Село в снегах, и тропинка ни с места.
Старенькая груша дышит на пальцы,
ей, наверное, снятся полные пригоршни груш.
ей снятся облака и июльские грозы,
чья-то дутая, прозрачная при свече.
А окна спят, застеклил мороз им слезы.
В теплые края полетели ухваты.
Дождя и снега наглотался дымоход,
и забор упал, зачем городит?
Живет в той хате седой-седой воспоминание,
летом он под грушей сидит.
И дом, и забор, и груша среди двора,
и кияшиння черное где-не-где,
все вспоминает себя в его лучшую пору.
И тропа, по которой уже только снег идет...
- Какие художественные средства использованы в первой строке?
- Какими образами передано пустоту, отсутствие живой души?
- Для чего автор персонифицирует предметы быта?
- Почему последняя строка играет ударную роль, является логическим ударением всего стихотворения?
Для одиннадцатиклассников наиболее интересной является интимная лирика Лины Костенко. В этой поэтессы речь идет о благородные, высокие чувства, которые надо иметь счастье пережить. Не каждому дано. Не к каждому приходит настоящая любовь. Не всегда есть достойный объект для любви. Эти проблемы Лина. Костенко решает очень оригинальное. Например, сколько уже сказано, что нєрозділене любовь - несчастная. А тем временем эта мысль в корне неверна, потому что влюбленный человек переживает время своего цветения, независимо от того, Те любят, и не отвечают на чувства. Пожалуй, впервые во всей украинской литературе в "Светлом сонете" Лина Костенко сместила спектр действительно в светлую сторону:
Светлый сонет
Как повезло девочке в семнадцать,
в семнадцать красивых, неповторимых лет!
Ты не смотри, что девочка грустная эта.
Она рыдает, но все .как следует.
Она растет еще, завтра будет вишенка.
Но печаль приходит заблаговременно.
Это еще не слезы - это цветущая вишенка,
что на рассвете стряхивает росу.
Она в жизни столкнулась с неприятностью:
парень ей не ответил взаимностью.
И то почему: потому что любит другую девушку,
а верность имеет душу неподільчиву.
Ты не смотри, что девочка грустная эта.
Как повезло девочке в семнадцать!
- Почему поэзия имеет именно такое название?
- Что такое сонет? Докажите, что это произведение является сонетом.
- Можно ли утверждать, что поэзия "Светлый сонет" имеет обрамление?
- Какой предстает главная героиня произведения? Как относится автор к своей героине?
- Есть ли в стихотворении упрек молодому человеку, который не ответил на первую влюбленность ровесницы? Почему?
- Нравится ли вам главная мысль произведения? А как вы расцениваете право на нерозділеке, любовь? Стоит ли в таком случае бороться за свое счастье, сделать все для того, чтобы ваш избранник ответил на чувства? Как вы считаете, вообще это возможно сделать? И вы убеждены, что человек, в которого вы влюблены, будет счастлива, что все не обернется взаимным разочарованием, претензиями и горем?
В стихах Лины Костенко о любви передан весь диапазон этого высочайшего и святейшего человеческого чувства; от тайного вспышки души, выделение любимого человека из тысячи других людей, появления доверия к избраннику, вдохновения и вершины чувств к разумному осознанию любви как счастье и как испытание.
Как холодно! Акация цветет.
Стоит, как шостра, над сырки асфальтом.
Печальной звезды глаз золотое,
И электричка вскрикнула контральто,
Я тихо иду. Так ходят скрипачи,
не всколыхнув музыку словами.
Единственный момент - под небом на земле
вот так побыть наедине с Вами!
Вы тоже, видимо, где-то тихо уходите.
Страдание наше чистое и терпеливо.
Как холодно!- Акация цветет.
Как холодно! Душа за вами плачет.
- Для чего служит антитеза в первой строке?
- Сделайте словесный рисунок цветущего дерева акации на освещенной городской улице после дождя. Какие строки стихотворения подсказывают вам именно такую, как вы описываете, картину?
- Как вы понимаете фразу:
Единственный момент - под небом на земле
Вот так побыть наедине с Вами?
- О холоде в природе или холод от невозможности счастья быть вместе с любимым говорится в последней строфе?
- Почему автор употребляет местоимение "Вы" с большой буквы?
Осенний день березами почавсь.
Вырезает печаль свои деревориты.
Я думаю о тебе весь мой пас.
Но об этом не будем говорить.
Ты придешь вновь. Мы будем на "вы".
Или же можно повторить неповторимое?
В моих глазах свою печаль перепливи,
Но об этом не надо говорить.
Пусть будет так, как я себе велю.
Свой будний день сердца будем творить,
Я Вас люблю, о, как я Вас люблю!
Но об этом не будем говорить.
- Что общего между этими двумя стихами?
- Как вы считаете, настоящее чувство стыдливое и сокровенное, откровенное И амбициозная, самоуверенное? Почему?
- Для чего в этом стихе служит рефрен, которым е последняя строка каждой строфы?
* * *
Не надо класть руку на плечо.
Это движение уместен, может, только в танце.
Доверие - зверь полоханий, убежит.
Он любит тихую изморозь дистанций.
Он любит время. Минуты. Дни. Года.
Он странный зверь, он любит даже муку.
Он любит даже расстояние и разлуку,
но не любит на плечи руки.
В этих садах, в сонатах соловьев
Он слышит тихие шаги браконьера.
Он ловушки ждет от взгляда, от слов,
И этот спектакль для него не премьера.
Души человеческой туго и тайго!
Это хороший зверь, без него плохо живется.
Но не надо звать его.
Он придет сам и уже не отпрянет.
- Как в этой поэзии сказано о доверии?
- Согласны ли вы с мнением поэтессы, что доверие надо заслужить, а не добиваться его развязным поведением? Почему?
- Какие строки стихотворения вам больше всего нравятся и почему?
Лина Костенко виртуозно описывает не только предчувствие любви, но и апофеоз счастья. Лавина чувств в этом случае мощная и сильная:
* * *
Спины меня опомнись и отям -
такая любовь бывает раз в никогда.
Она промчится над сломанным жизнью,
за ней будут бежать видноколи...
Она же порвет нам покой до струны,
она же слова поспалює устами.
Спины меня спины и схамени
еще пока могу думать в последний.
Еще пока могу но уже не могу -
настал черед и на мою зарю.
Или у тебя душа відморожу,
или у тебя пламенем сгорю
- Вспомните стихотворение в. Сосюры "Так никто не любил". Что общего между стихотворением этого поэта и только что прочитанной поэзией Лины Костенію? Кто из авторов, по вашему мнению, сильнее эмоционально передает чувства влюбленного сердца?
Безумие мое, божемилля,
Богомолье моим слезам!
Один-единственный ощупь абсолютного -
моя душа открылась, как Сезам.
Сама не знаю, что в ней за сокровища,
которого сердце хранило джина.
Там, может, ограблены гробы
и заржавелая лампа Алладина.
А может, и нет. Не ведаю. Ты тоже нет.
Моя душа открылась, как Сезам...
Какие у тебя руки осторожны,
какие ласковые слова, как бальзам!
- Как называет свое состояние влюбленности лирическая героиня и почему?
- Проанализируйте содержание второй .строфи. Всегда ли человек уверена, что любовь принесет ей счастье, что она сможет ответить любовью на любовь?
* * *
И как теперь тебя забыть?
Душа добрела до края.
Такого странного яда
я еще никогда не пила.
Такой чистой печали,
такой жаждущей жажды,
такого вопля в молчании,
такого сияния вокруг.
Такой звездной тишине,
такого безмерности в сутках!..
Это, может, даже и не стихи,
а цветы, брошенные тебе.
- Какую роль играет риторический вопрос в начале стихотворения?
- Что именно усиливает анафора?
- Можно две последние строки считать «большим всплеском эмоции лирической героини?
- В интимной лирике Лины Костенко женщина выступает в благородной, интеллектуальной и высокодуховной личностью. Очень часто она наделена чертами средневековой прекрасной дамы. Как вы считаете, такая ипостась уместна или нет?
- Прочитайте отрывок из стихотворения;
И хоть вяжите, хоть сплетню или клетку,
хотя бог знает кто расскажет неизвестно где,
если он рыцарь, - женщина бросит цветок,
на всю жизнь глазами проведет.
- Чем эти строки перекликаются с предыдущим стихом?
Эпоха эмансипации и феминизма все-таки наносит ощутимый удар по женственности, по отношении к женщине как к существу хрупкой, деликатной. Во многих стихах Лины Костенко чувствуется тоска по тем историческим временем, когда женщина была прежде всего Женщиной:
Лепестки старинного романса
Тот клавесин и плакал, и лелеял
чужую печаль. Свечи горели вяло.
Старый певец пел, как пеликан,
процеживая сквозь музыку зоб.
Он был старый и плакал не о нас.
Тот голос был как из другой акустики.
Но губил под люстрами романс
прекрасных слов одквітлі уже лепестки.
На головы, где, словно соловьи,
свое гнездо ежедневно свивают будни,
упал романс, как он любил ее
и говорил слова ей незабываемые -
Он этот вокал поднимал, как бокал.
У него был бабочка на маніжці.
Какие-то красавицы, вопреки векам,
К нему шли по лунной дорожке.
А потом исчезла музыка. Антракт.
Все мужчины говорили прозой,
Женщины молчали. Все было не так.
им не хотелось пива и мороженого.
Старик пел без грима и гримас.
Были слова пылкими и не современными,
О, спойте девушке романс!
Женщины устали быть не прекрасными.
- Можно ли сказать, что рассказ в этом стихотворении напоминает стиль ретро? Почему?
- Каким предстает старый певец и о чем именно он поет?
- Как влияет старинная песня на современных женщин, выведенных в поэзии?
- С помощью каких слов передано ироничное отношение к мужчинам, которые не умеют вести себя по-джентельменски?
- Разделяете ли вы мнение, выраженное словами;
Женщины устали быть не прекрасными ?
|
|
|