Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Котляревский
Душевна краса Наталки Полтавки по одноименной пьесе и. Котляревского




Иван Петрович Котляревский родился 29 августа 1769г. в г. Полтаве в семье канцеляриста. Он первый классик новой украинской литературы периода ее становления, поэт, драматург, переводчик, театральный и общественный деятель. В своих произведениях автор нарисовал целую галерею ярких, художественно убедительных персонажей поэмы - людей мужественных, выносливых, храбрых, неравнодушных к красоте жизни и верных чувству и долгу, тем самым изобразил украинский народ, нацию как реальную историческую силу, за которой будущее. Такие пьесы автора как: „Наталка Полтавка" и „Москаль-волшебник" стали произведениями новой украинской драматургии с ее новым героем - представителем простого народа, который утверждает гуманистические основы человеческой жизни.

В начале ХІХ века на Украине школьный и домашний помещичий театры доживают свой век; на замену им приходит профессиональный театр с профессиональными актерами. В 1804 году первый театр нового типа возник в Киеве, а впоследствии и в Полтаве. Выставлялись преимущественно комедии на русском языке и о русском „барскую жизнь". Поэтому стимулом для написания Котляревским его знаменитой пьесы „Наталка Полтавка" стало стремление пополнить репертуар молодого театра, которая бы воспроизводила настоящую жизнь украинского народа правдиво и красочно.

Похожие сюжеты можно встретить во многих народных песнях и в драматургии, которая существовала до I. Коляревського, - в інтермедіях и вертепных драмах. Но по сравнению с ними "Наталка Полтавка" сделала большой шаг вперед. Развитие действия, речь, полноценность изображаемых образов и идейное обобщения свидетельствуют о яркой мастерство Котляревского-драматурга.

Основная тема произведения - показ жизни сельской бедноты в эпоху расстройства феодально-крепостнического строя. Идейное содержание пьесы - воспевание и утверждение гражданской и личной морали, выработанной народом; разоблачение и осуждение аморального господствующей верхушки. Произведение очень многогранен, он сочетает в себе множество забавных, вместе с тем и драматических, трагических ситуаций. Сам сюжет пьесы, созданный на жизненной ситуации, что отражает реальные взаимоотношения между крестьянами, довольно прост: богатый господин возный Тетерваковский, пользуясь своим положением, хочет жениться на бедной девушкой Наташей, но она любит Петра, за которого не может выйти замуж за его бедность. Но и за возного девушка идти не хочет, потому что он старый для нее и она его не любит, так боится, что пристав будет ее презирать за бедность.

В произведении Тетерваковский - пристав - взяточник, который уверен, что мир построен на лжи и люди только обманывают друг друга. Основной закон сожительство для него - господство сильного над слабым. Не только взяточничество, но и казнокрадство для возного - это норма жизни. Он оправдывает всех мошенников, взяточников и казнокрадов, ибо сам тоже разбогател за счет „винужденних подарочків".

Кажется, что при таких условиях это замкнутый круг обречено на страдания его героев, но развязка имеет счастливое окончание - Наташа выходит замуж за своего возлюбленного.

Фигура главной героини - Наташи - трогает и привлекает своими добродетелями. Она изображена как идеал крестьянской девушки. Наталья вобрала в себя все лучшие черты женщины: скромность, честность, доброту, сердечность и душевную силу. Вместе с тем она красивая, умная, проворная, остроумная, кроме того чтит мать и всех старших себя, трудолюбивая и упорная рукодельница. Трудолюбие девушки подчеркивается тем, что на протяжении всей пьесы она не сидите без дела: то шьет, то идет по воду. Наташа не ищет материального достатка, наоборот, по ее мнению в состоятельного мужчину бедная женщина: "будет хуже наймички, будет крепостной". Надо быть незаурядной личностью, чтобы решаться выступать против распространенных ценностей и защищать свои.

Также Наталья способна к глубокой критической оценки людей, а собственные поступки девушки доказывают, что ее слова не какая-то отстраненная от жизни теория - Наталья и действует так, как мыслит: умеренно, но решительно. Хотя это совсем не мешает ей иметь чувство юмора - на протяжении пьесы она неоднократно говорит меткие и остроумные слова. В общем, речь Наташи красивая, богатая и певучая, наполненная мудрыми народными пословицами.

Лично Наталка свободная, но материальная необеспеченность становится причиной ее трагического положения. Стремясь добиться для дочери счастья и богатства, Терпилиха гневается на упрямство дочери, становится не милосердным и даже жестокой. Для нее счастье - в достатке. Она считает, что стремление Наташи жениться с Петром - результат легкомыслия и неопытности молодой девушки. Только после долгих уговоров и маминых слез, Наташа вынуждена согласиться выйти замуж за Тетерваковского, но это не предательство собственных принципов, она имеет весомую причину пойти на самопожертвование. И глубокое и верное чувство к Петру побуждает ее при всех условиях оставаться верной только ему.

Способность Наташи настаивать на своем наиболее отчетливо проявляется, когда возвращается ее возлюбленный Петр. Здесь уже она готова отбросить не только какие-то практические соображения, а даже все традиционные обычаи, и выступить против воли старших - ведь речь идет о ее любви: "Когда Петр мой возвратился, то я не ваша, сударь", - заявляет Наталья при всех i твердо стоит на своем. Несгибаемая воля и сильный характер позволяют ей победить в борьбе за свое счастье.

Вторым образом в пьесе, что борется за свою любовь Петр. Он верен в любви, и готов сделать все для Наташи. Так, он четыре года скитался в наймах, составлял последнюю копейку, чтобы только быть рядом с ней. Идеал счастья для Петра такой же, как и у Наташи - дружное, трудовую жизнь с любимым человеком. Общие и такие черты в этих двух образах, как честность, трудолюбие, сострадание к другим.

Образ Петра не является очень типичным. Петр слишком чувствительный, м'якохарактерний, нерешительный и слабовольный как на бродягу - гастарбайтера. Он не способен к упорной борьбы за счастье, не решается идти против „узаконенного порядка", против старших и властных. Но такие действия Петра объясняются тем, что он способен отказаться от собственного счастья во имя благополучия дорогих ему людей - Терпилихи и Наташи. И стремление обоих влюбленных быть вместе все же осуществляется.

По моему мнению, черты характера Наташи - не просто черты отдельной личности, то просто идеальной женщины, речь идет не только о ней. Живо и реалистично прорисован образ, несмотря на подчеркнутую индивидуализированность, прежде всего является обобщением лучших человеческих черт всего украинского народа. Мне кажется, что Котляревский создал его, чтобы воспеть высокие моральные и умственные качества низов тогдашнего общества, отразить их высокую духовность. Я считаю, что этим выдающийся поэт и драматург выразил свою веру в народ и оптимизм относительно его будущего. И изображая победу Наташи еще раз подчеркнул веру в победу общечеловеческих гуманистических принципов.

Лично для меня она олицетворяет не только идеал женской красоты, рассудительности и ума, но и доказывает как важно бороться за свою любовь. Наталья, по моему мнению, совершила необычайный поступок, пойдя на риск и переступив все запреты. Очень важно помнить, что когда речь идет о личном счастье, надо быть сильной личностью и прислушиваться к своим собственным желаниям. Человек сам знает, что для нее важнее - деньги и материальный достаток, счастье рядом с любимым.