Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Сатирическое изображение современной действительности в произведении Г.С. Сковороды


 

Григорий Саввич Сковорода - оригинальный мыслитель, писатель, а также выразитель идей гуманизма. Родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине в семье малоземельного казака. Начальное образование получил у местного дьячка-скрипача, который подготовил мальчика к поступлению в Киево-Могилянскую Академию. Уже с детства Он проявлял склонность к "богочтенія", охоту к музыке и к наукам, играл на свирели, пел в церкви. С 1738 по 1750 год учился в Академии на Подоле, где получил блестящее по тем временам образование.

С 1753 года работал учителем пиитики в Переяславском коллегиуме, но за нетрадиционный подход к преподаванию был уволен с должности. Некоторое время работал домашним учителем у помещика. Именно тогда он написал свои первые стихи.

Последние 25 лет жизни писатель провел в путешествиях по Украине. Художественное наследие Сковороды состоит из стихов, собранных в книге "Сад божественных песен" и сборника басен "Басни харьковские".

Многогранная и философское наследие писателя охватывает самые разнообразные аспекты человеческой жизни: науку, религию, культуру, искусство. И можно однозначно утверждать, что основная суть его творчества опирается на общий центральный стержень, который рассматривает проблему природы человека и его назначения.

Г. С. Сковорода написал более двадцати философских трактов, в которых изложил свое видение мира и жизни в нем. Считал, что все вокруг состоит из двух частей: видимой и невидимой. У человека это тело и душа. Автор призывал постоянно заботиться о невидимую часть в себе. Мир также делил пополам: на макрокосмос (явления природы) и микрокосмос (человек). Утверждал: все, что происходит в макрокосмосе, отражается в микрокосмосе и наоборот. Отсюда известное высказывание мыслителя: „Познай себя - и ты познаешь мир".

С взглядами Сковороды тесно связаны и его произведения - басни и песни, как он называл лирические стихи. 30 стихов составляли сборник „Сад божественных песен", главный герой которой в поисках правды, добра, счастья. Он ,как и автор, большой народолюбець, гуманист, зовет к единению человека с природой. Открывая перед нами свою благородную, чувствительную душу, автор изливает свою печаль, тревогу, размышления. Во многих произведениях Сковорода любуется красотой родной природы, волшебством которой духовно обогащается. Ярче всего это показано в стихах "Гей поля, поля зеленые", „Уже тучка прошла".

Наивысшей ценностью для поэта является воля. Сковорода на каждом шагу видел покріпачений люд и страстно жаждал для него свободы. Свои размышления по поводу этого высказал в песне "De liberate" ("О свободе"). В ней воспето волю как самое большое богатство. Золото по сравнению с волей - ничто, болото. Здесь высказана забота автора о том, чтобы не лишиться свободы. Поэтому поэт и славит Богдана Хмельницкого, называет его героем, отцом воли. В своих произведениях он выразил надежду народа на времена, когда земля станет "царством любви... без вражды и распрей".

Григорий Сковорода не только талантливый поэт-лирик, но и выдающийся баснописец. По мнению Сковороды: „Воспроизвести истину и выразить критическое отношение к общественным явлениям - такая задача и назначение байки". Поэтому почти все его басни - это изображение глубокой истины в простых жизненных сюжетах с помощью сатиры.

Так, например, в басне „Оленица и Кабан" писатель высмеивает стремление казацкой старшины в дворянских привилегий. Встретив Кабана, Олениха вежливо здоровается: „Доброго Вам здоровья, господин Кабан" ,- на что тот обиделся. Оказывается, ему недавно присвоили титул „барона". Доказано, что его предки были благородными бобрами. „Извините, господин Кабан, - ответила Олениха. - Мы, люди простые, судим не по словам, а по делам. Вы, как и прежде, риєте землю и ломаете забор. Дай Бог Вам быть и лошадью".

Умственную ограниченность людей осмеяно в басне "Жаворонки". Молодой жаворонок воспринял орла черепаху, когда и с большим шумом и грохотом упала на камень. По поводу такого безрассудства старый жаворонок замечает: "Не тот орел, что летом, а то, что легко садится".

Чванство и самодурство помещиков осужден в басне "Голова и Туловище", в которой надменный Туловище в роскошной одежде превозносится перед Головой, способной обойтись малым, но очень сообразительной. Простота и ум противопоставлены тщеславия и никчемности.

Басня "Чиж и Щегол" учит скромности и свободолюбия. Чиж, который попал в плен, потому что соблазнили его сладким блюдом и хорошей клеткой, теперь понял, что лучше уже "сухарь с водой, чем сахар с бедой".

Г.Сковорода всегда считал, что каждый человек должен работать по своим способностям. Эти взгляды он выразил в басне "Пчела и Шершень", где Пчела - это мудрый человек, "что в своем деле работает". Она собирает мед, потому, собственно, рожден для этого. Для нее именно сбор меда - „ несравненно большая радость от его потребления". Этого никак не может понять Шершень. И поэтому сразу можно понять, что Шершень - это олицетворение паразитов, которые привыкли жить за счет других. Идея басни проста: труд должен стать естественной потребностью для каждого.

Главный источник баек Сковороды - украинская народная сказка. А их особенность заключается в морали, что бывает в несколько раз большей, чем основная часть басни.

В своих произведениях, которые будто стали итогом высочайших достижений древней украинской литературы, Сковорода воспел красоту природы Родины, ее трудолюбивых людей, их стремление к свободе и счастью. Высмеял господствующую верхушку за паразитизм и издевательства с народа, провозгласил человека и его свободы - высшей ценностью. Автор развил идею гуманизма, внес в литературу новые темы и образы. Он - первый из украинских писателей, по-новому отнесся к народному творчеству, разорвав цепь запретов, который на то время сковывал художников. Народная мудрость стала основой в трактовке им многих процессов общественной жизни.

Г.С. Сковорода писал: "Мы создадим лучший мир. В будущей Украине вижу все новое: новых людей, новое творение и новую славу". Возможно, мы украинцы ХХІ века, являются теми самыми людьми, которые должны исполнить пророчество великого писателя. Создать новую историю, возродить славу нашей обновленной земли. Но неизменным останется только одно - благодарность, что всегда будет жить в сердцах правнуков легендарного философа Григория Сковороды.