ЯРОШИНСКАЯ ЕВГЕНИЯ (18.10.1868, с. Чуньков, теперь Заставновского р-на Черновицкой обл. - 21.10.1904, м. Черновцы) - писательница, публицистка, фольклористка, педагог, издатель.
Родом из семьи сельского учителя, что смогла только на ее начальное образование: Евгения окончила шесть классов в Черновцах (1882). Надолужувала самообразованием дома, увлекалась западноевропейской литературной классикой, прежде всего немецкой. Под ее влиянием начала писать стихи и прозу на немецком языке, в венской «Интересной газете» напечатала повесть «Женское сердце» (1886) и рассказ «Кузен Фриц» (1887). Как и О. Кобылянская, писательница оказалась перед перспективой стать в условиях тогдашней онімеченої Буковины немецкоязычной автором с Украины. И из любви к родным народа, языка, песни родилась Ярошинская - украинская писательница: редактор журнала «Буковина» Ю. Федькович напечатал украиноязычный дебют рассказ «Уроєна слабость» («Мнимая болезнь». - В. П.). Немало значила для ее становления родная литература, также российское и польское писательство (читала в оригинале).
В прозе Есть. Ярошинская входила как наследница Ю. Федьковича. Его творчество дало импульс для создания рассказа из народной жизни «Верная люба». Повествование об испытаниях любви рекрутчиною и браком с другим зафиксировала и образ самого автора и милое ей занятие - запись песен. За сборник «Народные песни с берегов Днестра», которую писательница прислала в Петербург, Русское географическое общество наградило его серебряной медалью (1889).
Есть. Ярошинская была активным корреспондентом газеты «Родина» и журнала «Народ» (статьи о демократическую интеллигенцию, этнографически-бытовые очерки). С художественными произведениями, кроме «Буковины», выступала в «Заре», «Литературно-научном вестнике», «Зернах», «Деле», «Буковинском календаре». Вчителюючи на Буковине, выступала в прессе с педагогическими статьями; с 1904 г. вошла в редколлегию учительской газеты «Луч» (Вашковцы). Продолжала время фольклорно-этнографическую деятельность. Этнографические материалы писательницы печатались в немецкоязычных віщаннях (журнал «Wiener Mode» и др.).
Художественное наследие писательницы не слишком велика: более трех десятков рассказов, новелл, «образков», детских сказок, несколько повестей. Главная их тема - народная жизнь и положение интеллигенции. Эстетическая ценность произведений неодинакова: над некоторыми из них тяготеет дидактическая прикладная установка. Отличительные признаки прозы Есть. Ярошинської 90-х годов - аутентичность коллизий из жизни, лиризм, фольклорное общения («Проклятый мельница», «Братья»), Морально - этические конфликты рассказы «Золотое сердце», фон местечкового жизни, детективный компонент сюжета свидетельствуют о принадлежности писателя к «школе» Франко. Созвучна розвоєві украинского писательства с реалистично-психологическим решением темы интеллигенции повесть «над Днестром» (1895). Здесь зафиксировано народолюбні порыв буковинской молодежи, созданы привлекательные, хоть и не раскрыты в действия, образы «новых людей» (Мария, Орест). В повести «Розы а терне» в торгово-психологическом ключе выведены различные фигуры священнослужителей. Среди произведений малой прозы отличается трогательная гуманистическая новелла «Адресатка умерла», что свидетельствует демократизм автора, композиционную сноровку, лаконизм, выразительность языка. В общем новеллистический жанр в достоянии «традиціоналістки» Есть. Ярошинської показывает ее овладения модерными средствами лиро - драматического психологизма («Конец», «На кладбище»). Писательницы сугубо национальной ориентации не слишком везло с критикой, забросала ей сентиментальную направленность.
Центральным произведением прозаика, утвердил ее в родном писательстве, принес популярность, является повесть «Перебежчики» (1902). Заиление душ в семье протопопа Артемия, что денаціоналізувався ради пользы; взаимоотношения студента Костя с сиротой Анной, его измена девушки и родной нации, затем возврат к ней - такие основные сюжетные узлы произведения, что предостерегает от предательства родного народа. Симпатии автора отданы Анне, которая, преодолевая трудности, выбирает путь учительства.
Детские рассказы Есть. Ярошинської, опубликованные «Библиотекой для молодіжі», «Звонком» и изданы отдельно в 1901 - 1907 гг., воспроизводят тяжелую судьбу юного побеги простонародья («величайшее сокровище», «Умная Настенька»). Культивировала писательница не без успеха и жанр литературной сказки («Королевство оводов», «Цветы» и др.). Творческое наследие писательницы, жизнь которой преждевременно оборвала болезнь, составляет заметный достояние украинской литературы на рубеже веков.
Лит.: Франко И. Конкурс «Зари» // Заря. 1895. № 11; Маковей О. Из жизни и писательства 11 ЛНВ. 1899. Т. 6. Кн. 4; Лукиянович Д. Евгения Ярошинская // ЛНВ. 1904. Т. 28. Кн. 12; Коржупова А. Первая украинская писательница на Буковине // Ярошинская Евгения. Избранные произведения. К., 1958; Коржупова А. С фольклористичної и этнографического наследия Евгении Ярошинської // Нар. творчість та етнографія. 1958. Кн. 4; Погребенник Ф. Евгения Ярошинская // Ярошинская Евгения. Произведения. К., 1968.
В. Погребенник