Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Валерьян Пидмогильный
Жизнь и творчество Валерьяна Пидмогильного




В лице Валерьяна Пидмогильного наша литература могла бы мать писателя вровень с Мопассаном или Франсом, Бальзаком или Мериме, однако кровавая рука большевистского тоталитаризма оборвала жизнь талантливого прозаика в начале восхождения к вершинам мирового искусства. Об этом свидетельствуют те произведения, которые оставил нам В. Подмогильный, написанные в течение неполных семнадцати лет: «Сочинения» (1920), «Остап Шаптала» (1922), «Сын» (1923), «Военный летчик» (1924), «Третья революция» (1926), «Проблема хлеба» (1927). Это сборники рассказов и повестей. Кроме того мы имеем и два романа мирового уровня - «Город» (1928) и «Небольшая драма» (1929). За это время успел сделать молодой писатель и большой массив блестящих переводов произведений Вольтера, Дидро, Мопассана, Франса, Мериме, Гюго и др.

Родился Валерьян Петрович Пидмогильный 2 февраля 1901 года в селе Цапли на Екатеринославщине в крестьянской семье. После церковно-приходской школы окончил реальное училище, учился в Екатеринославском университете на математическом и юридическом факультетах. Из-за нужды вынужден был оставить учебу. Учительствовал, работал в издательствах Киева, посещал лекции в Киевском университете.

Большое влияние на формирование мировоззрения сыграли родители, особенно мама, которая была от природы интеллигентный, знала много песен, легенд. От нее - большая сыновняя любовь к родной земле, к поэтическим глибокомудрих обычаев, до красоты и изящества украинского языка. Усилил это патриотическое начинание и знаменитый историк украинского казачества Дмитрий Яворницкий.

В. Подмогильный рано совершенстве освоил французский язык, увлекся французской литературой, читает произведения в оригинале и начинает переводить на украинский язык.

Воспитанный не только на отечественной литературе, произведениях Нечуй, Мирного, Стефаника, Коцюбинского, Винниченко, но и на мировой классике, В. Подмогильный сразу привлек внимание читателей и критики, опубликовав сборник рассказов с необычным названием для начинающего: «Произведения. Том 1» (1920). С того времени печатает рассказы и повести, в которых раскрылся блестящий талант оригинального, неповторимого писателя. В его произведениях на первом месте стояли не события, а человек, внутреннее состояние ее души, психология восприятия действительности, философское осмысление тех событий, в которые попал человек в эпоху революционных бурь первых лет революции и гражданской войны.

Неоднозначно восприняла критика произведения В. Подмогильного, тем более, что здесь не было описаний триумфальных побед строительства желанного счастливого будущего. Здесь была правда жизни, за которую часто разбивались человеческие мечты и надежды, порождали скепсис, разочарование, вызвали сомнение, а то и неприятие тех большевистских лозунгов и агитационных призывов, которые расходились с действительностью, вызывая сопротивление в молодых душах, критицизм и недовольство. Человек и революция, человек и обстоятельства. Герой мучительно ищет себя, он не хочет быть слепым исполнителем чужих идей, чужих намерений. Герой хочет себя видеть и ощущать личностью среди общественности. Поэтому на первом месте в произведении стоит морально-эстетическая проблема, тот философский аспект, который расходился с официальной идеологической доктриной - произведение должно быть прежде всего иллюстрацией экономических программ, и поэтому все назойливее критики рассматривают произведения В. Подмогильного как проявление буржуазного отхода от задач пролетарского искусства.

Герои рассказов и повестей В. Подмогильного - живые люди, углубленные в жизни, мыслящие, в постоянных поисках ответов на злободневные вопросы жизни - это жесть рабочий («Старец»), гимназисты («Гайдамаки»), студенты («На селе»), подростки («Трудный вопрос», «Добрый Бог»). Когда они сталкиваются с действительностью, а их душах возникает смятение, наряду с уверенностью - разочарование в тех идеалах, которые так громко провозглашались создателями нового общественного строя.

Подмогильный один из первых поднял и проблему голода, показал причины этой трагедии («Проблема хлеба», «Собака», «Сын»), всесторонне раскрыл тяжелые годы борьбы украинского народа с самыми разнообразными врагами (своими и пришлыми) за свою независимость, государственность («Остап Шаптала», «Третья революция» и др.).

Справедливо писал еще в 50-х годах Г. Костюк в диаспоре: «Пидмогильный был яркой творческой индивидуальностью, полностью украинский талант, что чрезвычайные события и явления после 1917 года умел наблюдать и оценивать трезво, всесторонне и практически. Но что главное, так это то, что по богатству событий своего времени он не потерял человека. Он видел ее, понимал и творил ее образ во всей общественной, психологической сложности. Он не любил человека-ангела, ибо знал, что человек является одновременно и животное. Он знал человеческую силу, величие ее ума, ее способности, но также осознавал все ее слабости. В этом - европеизм Пидмогильного».

И этот европеизм, особенно ярко выраженный в его романе «Город». Проблема города и села не нова в мировом искусстве и, в частности, с украинской литературе. По-разному она разрабатывалась нашими классиками в XIX ст. Она остро встала перед обществом и в начале XX ст., особенно в послереволюционный период. Это прежде всего проблема новых кадров, которые могли бы изменить лицо зрусифікованого города. До города потянулась молодежь, чтобы занять там свое место: одни мечтали углубиться в науку, постичь ее, вступить в определенной профессии, набраться ума, чтобы вернуться на село и строить новую жизнь, другие просто мечтали "выйти в люди", занять престижное место, быть на ступень выше простого «мужика». Степан Радченко, главный персонаж романа «Город», выезжает из села с единственной целью - получить новую профессию и вернуться в родное село с новыми знаниями. Настроен немного скептически, а то и враждебно против города, против тех «нелепых лавочников учителей, неунывающих из глупостей кукол в пышных уборах». Впоследствии он меняет свое мнение: «Не надо ненавидеть город, а получить». Степан понимает, что сельская молодежь может влить в город свежую кровь, которая «изменит его облик и существо, и он один из этой смены, что ее от судьбы суждено победить».

Попав в новую среду, Степан Радченко постепенно втягивается в него, становится выразителем и защитником того, против чего еще недавно выступал. Впоследствии Радченко учится в техническом вузе, увлекается литературным жизнью, становится известным писателем, входит в круг критиков. Подмогильный подает жизни многих слоев киевлян, в том числе и литературные группировки, в частности, через образ критика Светозара и поэта Вигорського.

Постепенно замечаем, как меняется и душа Степана. Неоднозначное выступает он в романе. В его душе постоянно борются Добро и Зло. И кое в чем он сомневается, но все чаще может переступить через собственную совесть, моральные принципы ради поставленной цели. Может, даже принести в жертву человека и от этого не будет страдать. Итак, это неординарная личность, не лишенная воли, разума. Смотрит на мир и на человеческие отношения трезво, порой выражает свое отношение ко всему скептически, с легкой иронией, с пониманием окружающей среды: «обаятельного, привлекательного и отвратительного, грубого», здерсва и гнилое, моральное и аморальное в жизни нашей славной, тогда еще «внештатной» столицы» (Костюк).

Пройдя через все соблазны и грязные круги города, Степан Радченко, крестьянский парень, победил, покорил его. Он имел и силу воли, и твердый характер, теперь он чувствует, что перед ним, хоть и на мгновение, возможно лишь в воображении, лежит, когда ему враждебно, а теперь покорное город, «обозначенное огненными точками, и простягало из тьмы холмов острые каменные пальцы. Он замер от славного созерцания этого величия новой стихии...»

Герою Пидмогильного верилось, что а город вливается новая сила, которая способна обновить не только его город, но и вся жизнь молодого украинского государства. На оптимистической ноте завершает свой роман В. Подмогильный.

Однако сам писатель видел, чувствовал и знал, что все закончится весьма трагично не только для таких, как Степан Радченко, а для всех, кто трезво смотрит на жизнь, кто мог наблюдать, сопоставлять, мыслить.