Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5 класс

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕГО НАРОДА

 

АЛЕКСАНДР ОЛЕСЬ (Александр Кандыба) (1878-1944)

 

НИКИТА КОЖЕМЯКА

 

Сказка в четырех картинах

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Никита Кожемяка. Гонец.

Отец (он же Старый Кожум ’которая, Дед). Воеводы.

Княгиня. Сыны.

Князь. Парень.

Джура. Девочка.

Княжна. Дети.

Девушка. Толпа.

Посланец.

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Палаты Князя.

Девушка.

Печальный наш Князь,

Печальный наш Князь,

Легли ему на лоб облака,

Как будто ждут нас снова удары,

Как будто вновь орда снялась...

Княгиня.

Ах, я так сердцем не болела,

Когда орда в степях кипела

И он с мечом и на коне

Летал орлом между врагами,

А кровь красными цветками

Цвела на дикім бурьяне.

Теперь же я горю в огне,-

Неужели отдать должен

Змею Дочь мою, красоту, надежду,

Сама погубить ее должен...

Ах, лучше бы он взял мою душу...

Девушка.

Оставьте... Послушайте меня:

Еще, может, беда и пройдет,

Еще, может, найдется в государстве

Юноша храбрый, молодой,

Что и сам вернется в славе

И вславить трон ваш золотой.

Пусть Змей века уже свирепствует,-

Всему на свете свой край является...

Княгиня! Сердце мое слышит,

Что Змея рыцарь убьет.

Княгиня.

Оставь свои причудливые мечты

И правде в глаза посмотри:

Пришел черед - и смерть надежды,

И не соревнуйся и повинуйся...

Так когда черед настанет,

И сгиба я, и погибнешь ты...

Девушка.

Почему же весь народ не встанет

Страшного палача распять?!

Пусть он имеет железные руки,

Пусть он имеет множество голов,

Пусть страшные народные муки,-

А еще страшніш народный гнев.

Княгиня.

Молчи... потому что стены имеют уши...

И что, когда нас Змей подслушал,-

Вдвоем загинем в одно мгновение...

Девушка.

Ах, в сердце кровь моя кипит!

Когда бы Княжну спасти,

Я бы не боялась самострати...

Княгиня.

У тебя сердце золотое...

Молчи... Кажется, кто-то идет...

Девушка, завидев на пороге

Князя, получается.

Князь.

Недобрые опять у тебя глаза...

Почему?! от слез... не спала ночью?

Поэтому моя забота двойная...

Княгиня.

Нет, князь мой! Нет, я спокойна.

Князь.

Спокойная... ты... а где же она?

Княгиня.

Сидит в задумчивости край окна

И в пространство смотрит куда-то...

А глаза слезами налились...

Князь.

Неужели вся страна безразлична?..

Неужели у нас нет мужа

Пылкого сердцем, молодого,

Который бы зваживсь на поединок,

Неужели не найдется никого

В государстве нашей молодой?!

Входит Джура.

Князь.

Что случилось, Джуро? Чей-то гонец?

Джура.

Да! От Змея посланник.

Князь (к Княгине).

Иди себе в свои покои.

Княгиня.

Ах, не миновать судьбы злой...

(Выходит).

Князь.

Хм! Посланец?!. От Змея... Клич.

Джура.

Такой он черный, как ночь!..

Такой зубастый и глазастый...

Князь.

Зря... иди зови в палаты.

Посланник (входит).

Наш господин, Великий Властитель

Земли и самого ада царь,

Прислал меня тебе сказать,

Что должен ты дочь отдать.

Оставляет он тебе три дня...

Вот сказать велел мне.

А что мне сказать господину,-

Говори, ибо так я не одстану.

Князь.

За три дня ответ я дам...

Какую - твой Господин услышит сам.

Посланец.

Гляди! накличешь еще беду...

Смотри сам... так я пойду.

(Выходит).

Князь.

Чтобы наконец ката-гада

Наш народ избавился,

Джуро! Скликать воевод:

Сегодня вечером совещание.

Джура.

Воеводы улице

Ходят, советуются, размышляют,

А у Змея на горе,

Говорят, утром пируют.

(Ушел).

Князь.

Чувствуя заранее,

Что в их последний пир!..

Княгиня (входит).

Что, ушел?

Князь.

Ушел, кажется.

Княгиня.

Как у меня сердце бьется!

Что же было здесь, расскажи.

Князь.

И ничего... Запиши.

Должно быть то, что будет...

Княгиня.

Как горят у меня грудь!..

Бокал выпит до дна...

Вся яд... ах! она!

Княжна (входит).

Мама, папа! Не печальтесь!..

Вы вокруг посмотрите:

Смерть сбивается с жизнью,

Розцвіт здесь, упадок там...

Пусть я сгиба в пасти Змея,

И во мне живет надежда,

Что погибнет и он когда-то,

И потоки людских слез

Впоследствии высохнут росой...

Княгиня.

Доченька, доченька, с тобой

Кто-то навек разлучит нас...

Или же когда наступит время,

Что тебя угледжу снова

И шелковую головушку

Вновь к сердцу притулю,

Или, напоенная печалью,

Только слезы розіллю,

Седую голову склоню...

Князь.

Нет, к оружию, к бою!

Сейчас созову воевод,

И когда они бессильны,

Склонят головы наклонные,

Подниму я весь народ!

Или больше я не Князь.

Джуро! Слушать приказ:

Все столы шелком укрыть,

Воевод этот момент просить.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Большая горница в палатах

Князя.

За столами сидят воеводы.

Князь.

Воеводы, в горе, в тоске

Вас, мои и слуги, и друзья

Созвал я на совет днесь...

Я не сам, весь народ

Просит вас дать совет,

Как государство спасти,

Как скрутить Змея злость,

Потому что он всех нас переест.

Вы вспомните, сколько лучших

Воинов пропало в пасти,

Сколько в расцвете девушек

Идет ежегодно с наших домов.

За которую, скажите, вину

Поднести мы платит дань?!

За что кровь из нас сосет Змей?

Воеводы, на поединок!

Что очередь дочери,- безразлично,

Пусть моя Княгиня туже,

Все зря... Но неволе

Поднести крикнуть: «Довольно!»,

Достаточно вам зубов и лап!

Кто не борется, тот раб!

I Воевода.

Поднести мы покориться судьбе -

Ветром гнется и дуб в поле.

II Воевода.

Гнулись мы, и довольно гнутись:

Время до ветра обернуться!..

III Воевода.

Правда! Время подставит грудь:

Пусть что будет, то и будет!

Должен произойти поединок,

ИV Воевода.

Пусть погибнет лютый Змей!

V Воевода.

Должен край наступить Змею!

Князь.

Вижу, слушаю, радуюсь.

Но кто себя и оружие

Покроет славой ясной?!

(Тишина).

II Воевода.

Что же замолчали, люди добрые?!

Есть же у нас борцы храбрые!

Их руки стали углу...

И, как звери, в гневе ярости.

И Воевода.

их руки, говоришь, стали!..

Слышал уже я... оставь глупости,

Достаточно тех борцов хвалить...

Лучше - где они - укажи ты,

Их, к сожалению, у нас нет...

Джура (входит).

Дед там... дело пристальное имеет,

Хочет Князю что-то сказать.

Князь.

Что же, ладно! Зови в палаты.

Извините, воеводы,

Что совещание прервал.

Ill Воевода.

«В тяжелые времена все к согласию»,-

Когда отец мой говорил,

Пусть земля ему - пухом!

Д и д (входит).

Бью я Князю челом,

Бью челом и воеводам.

Слышал я, Князь мой, что ты

Перестал спокойно спать,

Что к тебе идут сваты,

Чтобы дочь твою взять.

И Воевода.

Здесь не место шутить!

Дед.

Я, господа, не шучу,

Не для шуток я пришел:

Я к Князю в сердце слышу

И уважение, и любовь.

Воеводы! Не годится,

Чтобы отдал дочь наш

Князь...

Надо с февралем

Змеем биться,

Чтобы не жрал он больше нас.

Князю! Надо убить гада! Князь.

Вот об этом и идет совещание...

Но кто в бой пошел?!

Дед.

Змея бы сын мой поборол. Князь.

Что же, он сильный?

Дед.

И не знаю,

А осилил бы, думаю,

Все сыновья мои, господа,

Молодые, крепкие, здоровые,

А самый маленький - что-то страшное!

Уже с трех лет боролся меня!..

То коня мой сын

Перебросил через плетень...

А сердитый!., только слово -

И вскипел, и уже готово!

Что подвернется под руку,-

Все раздолбит, как жмых!

Скажешь: «Сынок, пора вставать» -

И беги, беги из дома,

Потому, что попадется на глаза,

То тебе и на спину скоче!

Смех и слезы... Чуткий, добрый,

И умный, и храбрый,

И всех любит нас, небось,

А заденешь - как огонь!

Князю! У меня есть надежда,

Что осилит он Змея.

Князь.

Ах, если бы он убил гада,

Я бы тебя озолотив!

Вскоре вместо хаты

Имел бы ты, старый, палаты,

Имел бы лошадей и волов -

Все, что только бы захотел...

Дед.

Не прошу ничего у тебя,

Да мне его и не надо;

Я хотел лишь тебе

Помочь в тяжелой печали...

Князь.

Ох, старый, тяжелый час.

Что же... позови ко мне сына.

Дед.

Чтобы он пошел?! И ни за что:

Не послушает, лентяйка.

Он не встанет и со стула.

Князь.

Что же - послать посланника?! Дед.

Где там? Знаю я сыновей:

Шли двенадцать посланцев,

Шли лучших, молодых,-

Не послушает - старых!

Как не получится опять ничего,

Шли малых детей его.

Наймиліш ему ребенок!..

Этакого имею сына!

Князь.

Все сделаю, сивый мой,

Только бы завтра был поединок!

Я на все, старик, готов!

Прощай, иди здоров.

И Воевода.

Этот убьет наверняка гада!..

Князь.

Что ж... Закончилась совещание...

Очень вы помогли...

Но есть еще у нас орлы,

И не здесь, не в этой палате,

А в мужицькій простой избе!

Князь встает и выходит.

Вместе с ним встают и воеводы с неловко склоненными головами.

Иллюстрация Георгия Акулова

 

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Содержание которой народной сказки напоминает тебе драматическое произведение -«Никита Кожемяка»?

2. О какое событие в жизни страны ты узнаешь в начале произведения?

3. Как к требования Змея забрать Княжну относятся Князь, Княгиня, Княжна и Девушка в первой картине произведения? Похожи ли их взгляды? Подтверди ответ строчками из произведения.

4. Князь перед собранием воевод восклицает:

Нет, к оружию, к бою!...

Подниму я весь народ!

Впервые приходится Князю проявлять свою храбрость? Прочитай подтверждение ответа в произведении.

5. Интерес - личный или общественный - побуждает Князя бороться против Змея?

6. Помогли воеводы Князю советом, как освободить страну от Змея? Какие мысли высказывали воеводы? Подтверди ответ отрывками из произведения.

7. Князь говорит воеводам после собрания:

Но есть еще у нас орлы,

И не здесь, не в этой палате,

А в мужицькій простой избе!

Кого Князь называет орлами?

8. Что из рассказа Деда ты узнаешь о внешности и черты характера

Никиты Кожемяки? Прочитай подтверждение своих слов в произведении.

9. Какие сказочные магические цифры приняты в этой части произведения? Наведи примеры.

10. Объясни, почему драматическое произведение начинается с перечня действующих лиц. Обязательна ли эта часть в драматическом произведении? Какова ее роль в произведении?

11. В тексте некоторые предложения выделены другим шрифтом, например: Большая

горница в палатах Князя. За столами сидят воеводы. Почему автор пишет их другим шрифтом?

12. Приведи по два-три примера реплик и ремарок в прочитанной части произведения.

13. Как,по твоему мнению, будут разворачиваться события в произведении дальше? Проверь свои догадки, прочитав продолжение драматической сказки.

 

 

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

В начале произведения читаешь:

Печальный наш Князь,

Легли ему на лоб облака...

Чело - лоб.

Выражение легли облака на лоб означает расстроиться, а стала соединение слов бить челом имеет значение приветствовать кого-то, выражая уважение или просить кого-то выполнить. Введи эти слова в предложения.

2. Какое значение слова горячий в следующих предложениях?

Неужели у нас нет мужа

Пылкого сердцем, молодого... (Александр Олесь).

В лесу далеком, в гуще пышной,

Цветы гранаты пылкие расцветают (Леся Украинка).

День был жаркий, горячий (Панас Мирный).

3. О Посланца от Змея в произведении сказано: Такой он черный, как ночь!.. Прочти, какие лексические значения имеет слово черный:

• цвет сажи, угля;

• который предвещает горе, страдание;

• тяжелая работа, часто связанная с грязью.

Какое из этих значений имеет слово черный в тексте? Свой ответ обоснуй.

4. В произведении читаем:

Дед там... дело пристальное имеет,

Хочет Князю что-то сказать.

Какое значение в предложении имеет выделенное слово? Подбери к нему синонимы и проверь свой ответ за Словариком синонимов.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Орда - совокупность вооруженных отрядов, воинских подразделений.

Воевода - военачальник, глава военного отряда.

Атлас - старинная дорогая шелковая ткань.

Днесь - здесь: днем, сегодня.

Жмых - остатки семян масличных растений после выдавливания масла.

КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Двор Кожемяки.

Сыновья при работе.

I Сын (поет).

На горе мак цветет,

А василек приняты.

Юноша любит девушку

Превыше всего на свете.

Женился бы на ней он,

Взял ее домой,

И далеко до зари

Месяцу ясному.

II С и н.

Хорошая песня, что и говорить...

И почему на свете так:

Любит девушку юноша,

И не может ее взять.

III Сын.

Выбирать надо ровную,

Несмотря на вкус...

Вот Никита наш, чудак,

Полюбил себе Княжну.

IV С и н.

Потише: может он услышать,

И тогда несчастью быть.

Хватит шкуру и как треснет,

Дух твой выйдет, ни писне!

III Сын.

Когда шкурой уже похлопает,-

Спокойной ночи, солнце красное!

IV С и н.

А вы слышали слух странную,

Говорят люди, что Княжну

Завтра Змею отдают,-

V палатах слезы льют!..

II С и н.

Что делает? Пришла очередь

Неумолимая, грозная, яростная...

Эх, если бы эта рука

И была из железа угла!

IV С и н.

Такую руку он,

Наш самый младший брат, Никита.

Не из железа - стали литая!

Победил бы он один...

И Брат.

Эй, Никита, ты слышишь,

Что Тарас о тебе говорит?!

Когда б ты захотел уйти...

Победишь, Змей падет.

Решись, с силой зберись

И - гада!

Никита.

Одчепись...

Отец (входит).

Хорошо, сын, дуги гнешь...

Это сегодня уже пятую?!

(Ко второму).

И ты хорошо шкуры мнешь...

Что же?! Новую построим дом,

Купим еще пару волов

И новый поставим сарай.

А Никита?! Этот сразу

По двенадцать шкур берет...

II С и н.

Его сила так и прет:

Он помог уже и Тарасу...

IV С и н.

Эх, эту бы силу да на Змея!

И чем плоха надежда...

Входят двенадцать парней.

Один из них (до Старого Кожемяки).

Нас послал Князь великий

И лбом велел нам бить

До твоего сынка Никиты,

Чтобы он ответ нам дал.

Князь он твой сын

Невероятную силу имеет,

Что в государстве он один

Ката-Змея преодолеет.

(К Никите).

Итак, Князь хотел бы знать,

Или ты пойдешь на поединок,

Потому Княжну нашу взять

Послезавтра хочет Змей.

Что звелиш сказать Князю?!

Не вагайсь, говори сразу:

Будешь ты с тем гадом биться?..

Что же молчишь ты?..

Никита (рвет двенадцать шкур).

Одчепіться!..

Прочь! Не имею я желания

Разговаривать во время работы.

Старый Кожемяка (к парням).

Плохо... вы молчите теперь...

Тихо идите себе домой,

Потому что он никому не спустит!

Ишь, двенадцать шкур разодрал.

Парни со склоненными головами пошли.

Отец.

Сын, сын! Что же это будет?!

Это же были от Князя люди...

Неладно, мой дорогой сын...

М ы кита.

Слово еще - и делать брошу.

Входят двенадцать дедов.

Один из них.

Князь послал нас к Никите

И велел нам бить челом!

(Кланяются).

Долго Князь марнів от сумму,

Все молчал и думал думу,

И надумавсь он восстать

Против Змея, против палача,

И он начал добиваться -

Кто бы мог с гадом потягиваться.

И поверите, полмира

Показал на Никиту.

Говорят: второго нет,

Он и чертовски преодолеет.

Згляньсь на Князя, край спаси...

Какой же ответ дашь?!

Никита.

Ходят, ползают, мешают,

От работы одривають,

Хоть брось и со двора иди...

Отец (шепотом до дедов).

Идите... потому что близко до беды!

Никита.

Опять набилось полный двор...

Через вас двенадцать кож

Уже порвал... разве не жалко?!

Отец.

Идите, случится происшествие.

Деды ушли.

Отец.

Что это, сын?! Насмешку, высокомерие?

Никита.

Не доводите до греха!

Отец.

Я молчу... не хочешь драться,-

Будем Змею повиноваться.

И Сын.

Видят: делает,- подождите,

Не захотели, ну, так имейте.

Входят двенадцать детей.

Девочка.

Нас прислали к Никите...

Мы пришли его просить,

Где же он?! То, что дуги гнет...

Отец.

Вот он, дети, шкуры мне...

Девочка.

Князь, Княгиня и Княжна

Низко бьют тебе челом.

Налети орлом на Змея,

Убей его своим крылом.

Когда лучшее от Княжны

Найдешь цветок весной

И когда темнее неба

Ее глазки ясные,

Когда есть кораллы в море

Красные уст ее,

И когда от нее лучше

Запоют соловьи,-

То не иди... Она и не хочет.

Когда же слышишь правду ты,

На поединок ты с лютым Змеем

Должен, рыцарю, уйти.

Все ты получишь, что захочешь,

Сделает Князь для тебя все,

А она тебе в подарок

Собственное сердце принесет...

Никита.

Сокровищ, дети, я не хочу...

Что бы делал я с тем сокровищем?!

Недостижимая звезда в небе,

Хоть и светит она всем.

Идите скажите ясному Князю,

Что иду я на поединок,

Что поміряюсь я с гадом,

Хоть и сильный, говорят, Змей.

Идите скажите, что за минуту

Я у Князя на дворе

Хочу попробовать силу,

А утром - на горе.

Девочка.

Низко бьем челом Никите...

Еще не умерла правда в мире,

Огонек веры не погас...

Гонец (вбегает).

Люди добрые! Беда у нас!

Прилетел на крыльях гад!

И Княжну украл из палат!..

Все словно окаменели.

КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ

Майдан за городом. Вдали, на горе, причудливый замок Змея с разноцветными, яркими огнями окнами. Слева под горой часть города. Едва начинает розвиднятись. Толпа, которая ежеминутно увеличивается.

И Голос.

Вот здесь, вот здесь становись:

Все видно отсюда будет,

А ты не заступай:

Пусть смотрят и люди.

II Голос.

Народу отовсюду

Идет сюда без счета,

Уходят из городов и сел

Смотреть на потеху.

III Голос.

Хотелось бы пойти

К замку, аж на гору...

IV Голос.

И смерть себе найти,

Но уже определенную и скорую.

V Голос.

И там тебя черти

Работай на вилы схватят,

Разорвут, как борзые,

Или в смоле утоплять.

IV Голос.

А сколько их пришло

К Князю в палаты!..

I Князю пришлось

Дочь свою отдать.

III Голос.

Коли'б это днем было,

Мы бы путь им показали,

А то ночью пришли,

Когда все крепко спали.

II Голос.

Да где там! Среди дня

На крыльях Змей прилетел,

Схватил княжну

И словно в бездну сгинул.

I Девушка.

Сегодня Князь шел,

Молчал, спрятав муку,

Княгиня же - как и ночь...

Ее вели под руку.

II Девушка.

Я видела во дворе

Никиту Кожемяку:

Смеется, крутит ус,-

Ни капли испуга!

III Девушка.

Железную булаву

Всю ночь ему ковали,

Несчастные кузнецы

И столечко не спали.

И Голос.

Кажется, вот идут

Княгиня с Князем рядом...

Никита снял шапку,

Пошел справа.

И Девушка.

В дворце! К замку идет!

Ой горе, ой горе!

И что же это будет с ним?!

И он же не победит?!

Парень (из дерева).

Взгляните: стал, как дуб,

И стучится в ворота...

Змей выглянул из окна

И сиплеть искры из рта!!!

Голос.

Князь! Князь!

Шапки с голов...

Дорогу! Расступитесь!

Еще голос.

Княгиня тоже с ним

Идет на бой смотрит.

Князь.

Добрый день вам всем!

Всех вас поздравляю...

В страшный, тревожный время

Я шапку вам сбрасываю.

Дед.

Бьем тебе челом,

Бьем и твоей Княгини!

Проходило тебя зло,

Минует тебя и ныне,

Я Змея издавна знал

И силу его знаю:

Никиту чтобы избил,-

Я, Князь, не думаю.

Разве что Змей огнем

Никите сожжет глаза,

И парень он юркий

И набок во время відскоче.

Князь с Княгиней пошли вперед.

Парень (из дерева).

Ой, гляньте, гляньте: Змей!

I Девушка.

Ой лышенько, смотрите!

II Девушка.

Какой страшный и злой!

И во сне таким не снится.

Голос.

Никита стал отдаляться...

II Девушка.

Неужели это с перепугу?

III Голос.

Никита не здригне:

Я знаю Кожемяку.

V Голос.

Посыпал искры Змей.

Горят, вверху летают,

Языков снегом золотым

Ветры в поле играют.

VI Голос.

Схватились... ай, ай, ай!

Одскочили и стали...

Стоят и ждут...

VII Голос.

Ну что же?

Хоть бока размяли!! Голос.

Смотрите! Будет что-то:

Никита наступает,

Держит булаву,

Змей лапы потирает.

(Гук от удара).

Ага! Вот достал

Досталось и Никите!

Дед.

Это, пожалуй, первый бой

Такой в целом мире.

Еще кто-то.

Ай, как розгнівавсь Змей!

Пустил, смотрите, пару,

Словно пелена снялась.

О! снова бросил жару!

 

Иллюстрация Петра Андрусива

 

Слышать стук булавы.

Парень (из дерева).

Не видно ни-ни! Вся площадь,

дымом покрыта... (Пауза).

Смотрите: Змей упал,

Споткнулся и Никита.

Голос.

Поднялись вновь!

Ай-ай!

(Слышен: бух, бух, бух).

Ну, здесь уже будет край!

Еще кто-то.

Взгляните: Змей зваливсь!

Это, пожалуй, хорошо вшкварив!

Никита Змея взял,

Еще раз о землю ударил.

Буханье.

Люди все время шевелятся, некоторые пробуют забраться на деревья, матери поднимают вверх детей.

Парень (из дерева).

Как мертвый, Змей лежит...

Лежит и не дрогнет...

Никита в стороны взявсь,

Стоит себе и смеется.

Крики.

Слава, слава, слава,

Слава, слава Никите!

- Да здравствует Князь!

- Пусть живет Никита!

- Слава, слава, слава!

Голос.

Никита уже из дворца идет

И на руках выносит...

Крики.

-Княжну, Княжну!

- Княжну несет!

- Да здравствует Князь...

- Да здравствует Княгиня!

- Пусть живут Никита и Княжна!

- Слава, слава!

Крики дужчають, растут, сливаются. Никита спускается с горы с Княжной на руках. Занимаются палаты Змея. Народ рвонувсь навстречу.

Завеса

ПОДУМАЙ НАД ПРОЧИТАННЫМ

1. Какую интересную деталь про Никиту Кожемяку ты узнал/узнала из разговора его братьев?

2. Интерес - личный или общественный - заставил Никиту воевать со Змеем? Прочитай подтверждение своих мыслей в тексте.

3. Как вел себя Никита с посланцами от Князя? О чем свидетельствует такое его поведение?

4. Какой самый напряженный эпизод в сказке? Перескажи близко к тексту.

5. Почему автор не показывает читателю бой Никиты Кожемяки со Змеем?

6. Может ли в реальной жизни человек иметь такую силу, как Никита Кожемяка? Почему автор наделяет своего героя необычайной силой?

Иллюстрация Петра Андрусива

 

В литературном произведении определенные качества героев могут быть изображены преувеличенно. Такой художественный прием называют гиперболой. Гипербола - это художественное преувеличение.

7. Назови пять прилагательных, которые відображаюуть черты характера Никиты Кожемяки.

8. Какие важные вопросы поднимает Александр Олесь в произведении?

9. Что прославляет, а что осуждает автор в произведении?

10. Докажи, что произведение Александра Олеся «Никита Кожемяка» современный и ныне.

ЗБАГАЧУЙ СВОЕ ВЕЩАНИЕ

В сказке читаем:

Взгляните: Змей зваливсь!

Это, пожалуй, хорошо вшкварив!

Какое из приведенных ниже лексических значений имеет выделенное в предложении слово?

• Энергично, задорно исполнить что-нибудь: спеть, станцевать.

• Неожиданно наступить, начаться (о мороз, холод, жару, дождь).

• Сильно ударить.

Подбери к слову спеть синонимы. Ответ проверь за Словариком синонимов. Обрати внимание, что слово заиграть и его синонимы употребляют преимущественно в разговорной речи.

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СЛОВУ

Сталь - очень прочная сталь.

Потеха - развлечение.

Коралл - морское животное, которое используют для украшений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Составь план драматического произведения «Никита Кожемяка».

2. По плану перескажи содержание произведения сначала кратко, а потом подробно.

ТЫ - ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

1. Представь, что ты работаешь в театре режиссером. Подбери актеров для постановки сказки Александра Олеся. Подготовь с одноклассниками спектакль по прочитанным произведением. Если в классе подготовит спектакль несколько групп, посоревнуйтесь, кто ярче сыграет.

2. Проведите в классе обсуждение инсценировки. Определите, какими способами зрители в зале проявляют свое отношение к просмотренного спектакля.

ПРОВЕРЬ ИЛИ ТЫ СТАРАТЕЛЬНО УЧИШЬСЯ

И. Дай устный ответ на вопрос

1. Произведение называют летописью?

2. Объясни происхождение названия летопись.

3. Зачем писали летописи?

4. Как называется древнейшая летопись нашего народа?

5. Кто такой Нестор Летописец?

6. Почему летописи являются историческими и литературными памятниками нашего народа?

7. Какие летописные рассказы ты знаешь?

8. В какой легенде рассказывается о возникновении города Киева?

9. О каких древнерусских князей ты читал/читала в летописи?

10. Какие черты характера прославляли князей летописи?

11. О какого древнерусского князя рассказывается в летописи «Повесть временных лет» и в произведении Александра Олеся «Княжа Украина»?

12. Когда происходили события в драматическом произведении «Никита Кожемяка»?

13. Кого автор прославляет в этом произведении?

14. Какими чертами характера наделен Никита Кожемяка?

15. Какова главная мысль драматического произведения «Никита Кожемяка»?

II. Выбери один ответ

1. О древнерусских князей Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого рассказывается в произведении

а) «О правде и кривде»

б) «Повесть временных лет»

в) «Никита Кожемяка»

г) «Белгородский кисель»

2. Говорил «Иду на вы» перед боем древнерусский князь

а)Владимир

б) Ярослав

в) Святослав

г) Игорь

3. Выбрал христианскую веру для своего народа древнерусский князь

а) Олег

б) Владимир

в) Ярослав

г) Святослав

4. Похвалу книгам высказано в летописном рассказе

а) «Три брата - Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь»

б) «Святослав заключает мир с греками и возвращается в Киев»

в) «Разгром Ярославом печенегов»

г) «Начало большого строительства в Киеве»

5. О Киевской Руси и ее князей рассказывает в своем произведении «Княжа Украина»

а) Иван Франко

б) Галина Малик

в) Василий Симоненко

г) Александр Олесь

6. Силу народа в борьбе с врагом прославляет произведение

а) «Ох»

б) «Никита Кожемяка»

в) «Прием у запорожцев»

г) «О правде и кривде»

III. Продолжи предложение

1. Летопись отличается от легенды тем, что ....

2. По легенде, город Киев основали ....

3. Море слез, мы не виделись уже сто лет - в этих примерах использован художественный прием....

4. О прошлом нашего народа, древнерусских князей Александр Олесь написал поэтическую книгу ....

5. Драматическим называется произведение, которое ....