Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литературные памятники древней Руси и Украины

Литературные памятники древней Руси и Украины.



Введение христианства на Руси способствовало укреплению государственности, распространению письменности, созданию выдающихся памятников литературы. Под его воздействием развивались живопись, каменная архитектура, музыкальное искусство, расширялись и укреплялись культурные связи Руси с Византией, Болгарией, странами Западной Европы. Вместе с христианством на восточнославянских землях были введены церковный византийский календарь, культ "чудотворных" икон, культ святых.

Христианство внесло положительные изменения в мировоззрение людей. Если в основе политеистических религиозных верований древних славян содержался страх перед стихийными силами природы, враждебными и господствующими, то христианство лелеяло надежду на спасение, чувство восхищения окружающим миром.

В процессе распространения и утверждения христианство на Руси постепенно теряло византийскую форму, вбирая в себя элементы местных славянских обычаев, ритуалов, эстетических запросов восточных славян. Византийские церковные каноны постепенно приспособились к особенностям древнерусского этноса. В то же время отметим, что в борьбе с "язычеством" христиане уничтожили бесценные памятники древнего языческого мира, в частности шедевры деревянной скульптуры, запрещали старинные танцы, скоморошие действа и т.д.

Христианство, однако, оказало большое влияние на развитие духовной культуры Киевской Руси. С его введением литературным языком на Руси стала церковнославянский язык, созданный примерно за 100 лет до принятия христианства болгарским просветителям Кириллом и Мефодием. С ней распространялась образование также на Балканах и в Моравии.

Когда христианство стало государственной религией Киевской Руси, возникла необходимость познакомить верующих с Библией, житиями святых, проповеди, а также с историей христианства и его мировоззрением. Первым шагом на пути создания древнерусской литературы был перенос из Византии и Болгарии культовой литературы.

Подчеркнем, что до литературы-посредницы древнерусские книжники подходили творчески: редактировали тексты, вставляли свои замечания, цитаты и т.д. К переводной литературе принадлежали: богослужебные книги - Священное Писание, Триоди, Октоїхи, Минеи, Требники и т.п.; жития святых - апографи, патерики - сборники коротких рассказов о монахов, аскетов; кормчие книги - памятники церковного права, церковные уставы; философские произведения вроде "Шестодневу"; исторические хроники; гомилетика - торжественные "слова" на церковные праздники.

Важные политические и исторические проблемы освещались в произведениях оригинальной русской литературы, основанной на опыте устной дохристианской культуры. Ученые исследовали, что в 10 тыс. церквей и монастырей, построенных на Руси с конца X до начала XIII в., насчитывалось около 85 тыс. переводных и оригинальных книг.

Специфика религиозного содержания, возможности доступа к достижениям мировой культуры способствовали тому, что первыми русскими писателями были преимущественно священнослужители: киевский митрополит Иларион, митрополит Климент Смолятич, монах-летописец Нестор, епископы Кирилл Туровский и Лука Жидята, дьяк Григорий, игумен Печорского монастыря Феодосий, игумен Сильвестр и др.

Основным источником изложения философских социальных и морально-этических проблем на Руси была Библия, в частности Новый Завет. Из библейских книг чаще всего переводились Евангелие, Апостол ("Деяния Святых апостолов" и "Послания апостолов"), Псалтырь, Пятикнижие Мойсеєве, Бытия.

Сохранилось немало списков Евангелий, но лишь два из них составляют тетра-Евангелие, то есть все четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) вместе. Первый русский список Евангелия выполнил дьяк Григорий в 1056-1057 гг. по заказу новгородского воеводы и посадника Остромира, родственника великого князя Изяслава. Отсюда и название - "Остромирово Евангелие". Некоторые исследователи считают, что форма письма этого произведения свидетельствует о его киевское происхождение, а дьяк Григорий, вероятно, был из духовенства, которое приехало с Киева до Новгорода.

Другой важный источник древнерусской христианской философско-литературной мысли составляла византийская литература, в частности патристична - сочинения "отцов церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Ефрема Сірина и других, а также материалы первых Вселенских соборов (325 - 787 гг.). В них обоснованы основные догматы христианства.

Древнейшим памятником письменности Киевской Руси считается "Изборник Святослава", заключенный 1073 и 1076 гг. для киевского князя Святослава Ярославича. Наряду с произведениями церковно-религиозного характера, в частности отрывками из патристической литературы, он содержит публицистические произведения древнерусских писателей, где разъясняются нормы поведения человека в различных бытовых обстоятельств. В "Изборнике" 1073 г. представлен первый "Индекс книг истинных и ложных", в котором речь шла о книгах, которые следует читать и запрещенные ("отреченные", апокрифические книги). В "Изборнике" 1076 г. упоминался автор - "грешный Иоанн", рассказывалось, какими источниками пользовался составитель книги, когда была закончена работа, кто заказал "Изборник" и т.д. Эти публикации были первыми на Руси библиографическими справочниками.

Для характеристики эпохи возникновения оригинальной литературы Киевской Руси лучше всего подходит афоризм из "Евангелия от Иоанна": "Вначале было слово". "Словами" назывались тогда произведения церковно-поучительного характера. Сюжетом для их написания могла служить историческое событие, злободневная социальная проблема, постановка моральной темы.

Первым известным писателем из местного населения был в Киевской Руси митрополит Иларион. Годы его рождения и смерти неизвестны, он творил в XI в. во времена княжения Ярослава Мудрого. Он автор выдающегося памятника отечественной письменности - церковно-богословского сочинения "Слово о законе и благодати", написанное между 1037 и 1050 гг., в котором отмечено величия русского народа, русской земли, русской церкви. Заметим, что под "Законом" древние писатели понимали Ветхий Завет - первая часть Библии (иудаизм), а под "Благодатью" - Новый Завет - вторая часть Библии (христианство).

Митрополит Иларион выдвинул перед собой сложную историко-философскую задачу - довести идею равенства всех народов, подвести читателей к идее введения древнерусского народа к всемирной Истории, показать, что русская земля "славится во всех четырех концах Земли". Автор акцентирует на свободном и самостоятельном выборе религии князем Владимиром, что полностью соответствовало политическому курсу Ярослава Мудрого, который вел борьбу за политическую, церковную и культурную независимость от Византии. В лице Владимира Святославича Иларион впервые в древнерусской литературе создает образ идеального князя - "истинного славного и мужественного". Он первым на Руси обосновывает идею княжеской власти, которая дана от Бога, отстаивает принцип прямого престолонаследия. Как церковный деятель митрополит Иларион, безусловно, на первое место выдвигает "божественную мудрость".

В Киевской Руси достаточно быстро возник свой жанр литературы - летописание (как жанр, а не исторические записи), в таком виде не известен ни в Византии, ни в Болгарии. Летописи - это не только исторические, но и литературные произведения, сказания, былины, народные предания, посольские заметки, легенды. Сохранилось около 1500 летописных списков, что является огромным достоянием культуры восточнославянских народов.

В целом древнерусские летописи - это чрезвычайно ценный исторический источник, из которого можем узнать некоторые подробности событий и процессов, больше нигде не освещенных. Однако в тексты летописных сводов часто вносились обусловлены политической конъюнктурой изменения. При смене политического курса или ситуации летописи полностью переписывались, иногда поспешно, а иногда, возможно, и основательно. Делалось это почти так часто, как часто менялась власть на великокняжеском столе, а в условиях постоянных междоусобиц с конца 30-х годов XII в. это стало обыденным событием. Враждующие князья и целые княжеские линии, в частности, "мономаховичи и ольговичи", которые выступали заказчиками подготовки летописных редакций, не могли равнодушно обходить процесса летописания и настаивали на необходимости идеализации своей династической ветви и осуждения своих конкурентов. Летописи создавались на основании различных источников, а составителями таких хроник чаще всего были монахи. Прежде всего они пытались использовать Библию, а потому очень часто начинали описание из краткого пересказа основных ветхозаветных событий: о первых людях, Великий потоп, расселения сыновей Ноя по миру и т.д. Эта стабильная часть исторического предания, независимая от изменений в общественной жизни, имела целью предоставить такой же авторитет стабильности последующим событиям, вплоть до современных летописцам включительно.

Самым выдающимся историческим произведением Киевской Руси и выдающимся отечественным летописям среди сохранившихся время является "Повесть временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Ею начинаются почти все древнерусские летописи, дошедшие до нашего времени. К этой летописи вошли все предыдущие своды и различные дополнения, сделанные самим Нестором и его предшественниками. Впервые сделана попытка определить место Киевской Руси в общеисторическом процессе, связать ее историю с мировой.

"Повесть временных лет" показательно воплощает основные черты, присущие всей древнерусской литературе: религиозность, патриотизм, морализаторский характер. "Временний", то есть временный, преходящий, недолговечный характер имеют все события земного мира. Вместе с тем поскольку все на земле находится под бдительным оком Бога, эти события - следствие божественного провидения, а не случайное стечение обстоятельств. Поэтому первой задачей монахов-летописцев есть "разъяснения" на историческом материале высшей воли. При этом летописец остается патриотом своей земли, который не может не проявлять определенных симпатий соотечественникам. В подробностях, с едва скрываемым восторгом извещает он об удачные походы киевских дружин против языческих христианского Константинополя и о размерах дани, которую должны были платить русам императоры.

Анализируя содержание произведения, отметим, что он дает все основания считать очевидным факт попытки культурных кругов способствовать образованию на большой территории Киевской Руси единой нации. Формирование нации современными социологами считается завершенным с появлением национального самосознания как общего для определенного этноса мировоззрения, что отражает общие экономические, политические, духовные стремления и отделяет "свое" от "чужого" в исторической перспективе: в проекциях прошлого и будущего. Во времена Средневековья такие проекции нуждались религиозного обоснования, а поэтому составитель "Повести временных лет" много внимания уделяет именно истокам славянского христианства, однако неоднократно касается и собственно этнических проблем.

Историческая заслуга летописца Нестора заключается в том, что он создал вторую, после Илариона концепцию осмысления древнерусской истории и выдвинул вопрос о введении истории Руси до всемирной истории. В центре политической истории эпохи Нестора актуальным оставался вопрос о независимости Руси от Византии, ее культурную самобытность.

Ценным памятником староукраинского литературы является "Поучение Владимира Мономаха своим детям", написанное в начале XII в. Князь Владимир Мономах - одна из величайших фигур княжеских времен, сын высокообразованного князя Всеволода, который славился знанием пяти языков. От отца Владимир перенял большое увлечение к книгам и к образованию. На киевском престоле он находился 1113-1125 гг. В произведении можно выделить три отдельных части. В первой автор от имени князя Ярослава Мудрого обращается с посланием к его сыновьям, призывает жить в мире и любви, не переступать границ. "Если будете жить в ненависти и в роздорах, - отмечается в послании, - то сами погибнете и потеряете землю отцов и дедов своих, приобретенную их собственным трудом". Во второй части произведения автор рассматривает обязанности относительно ближнего и повинности доброго хозяина. Он приказывает помогать бедным, заботиться вдовами и сиротами, запрещает наказывать смертью: "Ни невинного, ни виновного не убивайте и не говорите убивать". В третьей части Владимир Мономах рассказывает о разных приключениях и опасности в своей жизни, из которых он вышел цел и здоров. Причиной, по его мнению, является то, что без воли Божией в мире ничто не происходит. Итак, в "Поучении Владимира Моно-маха" прослеживается светский, хотя и заимствован из Псалтыря, вариант христианской морали.

Богатством художественных приемов красноречия выделяются сочинения епископа Кирилла Туровского. Автор многих казань и поучений откровенно высказывается за свободу воли человека, понимая ее как свободу выбора между добром и злом.

Выдающимся философом и литератором Древней Руси был Даниил Заточник (конец XII-начало XIII в.), предполагаемый автор "Слова Даниила Заточника" (в другой редакции - "Моленіє Даниила Заточника"). Он высоко ценит разум и мудрость человека, часто ссылается на притчи царя Соломона из "Ветхого Завета", использует афоризмы античных философов - Плутарха, Демокрита, Диогена, Геродота, Аристотеля, Пифагора и др.

После введения на Руси христианства появился новый вид литературы - жития святых (агиография). В этих религиозно-биографических произведениях рассказывалось о жизни мучеников, аскетов, церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми: Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком, основателя Киево-Печерского монастыря Антония Печорского. В житиях отражались исторические события тех времен, нравственные, философские, эстетические представления, они составляют ценные информационно-исторические источники. Например, в "Житии Феодосия Печерского" ярко отражены монастырский быт конца XI в., нравы, обычаи и т.д.

В начале XIII в. сложился "Киево-Печерский патерик" - сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI в. Антонием. В нем помещены отрывки из "Повести временных лет", в частности рассказа Нестора-летописца о печерских монахов Дамиана, Иеремии, Исаакия, Матфея, а также описываются некоторые исторические события: о взаимоотношениях князей, феодальные междоусобицы, торговлю Киева с Галичем, Перемышлем, поход русских князей на половцев.

Настоящим шедевром, своеобразной жемчужиной древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве", созданное неизвестным автором около 1187 г. За художественным уровнем, это произведение не имеет аналогов в византийской и европейской литературах. Важным источником для этого литературного шедевра стала устное народное творчество, отражала целый пласт художественной культуры русичей. "Слово о полку Игореве" посвящено описанию неудачного похода русских князей под руководством новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев 1185 г. Автор произведения яркими красками рисует образы князей Игоря, Романа, Мстислава, Всеволода, Святослава, Ярослава Осмомысла и др. Обращаясь к ним, потомков Ярослава Мудрого, он призывает их "вложить в ножны мечи", помириться между собой.

По жанру - это скорее не слово-хвала, а слово-сожаление по поводу страданий Русской земли, по поводу гибели русской жены, которое было принесено в жертву княжеском стремлению славы и военной добычи. Некоторые исследователи отмечают, что "Слово о полку Игореве" по направленности отражало оппозиционные господствующей официальной идеологии приоритеты и обращением к языческим образам, и по особой ориентированностью на южные, степные и причерноморские истоки русов. Большой тоской полон лирический монолог Ярославны, который вдохновлял многих украинских, русских и других славянских поэтов к созданию непревзойденных шедевров в переводах и переспівах этого отрывка поэмы. Самой же большой загадкой остается личность автора - выходца из княжеского среды, пламенного патриота, широко знающего и талантливого человека. По мнению исследователей, одним из наиболее вероятных претендентов на авторство произведения есть родной брат Ярославны, галицкий князь-изгой (княжеского происхождения, но без удела, без власти над каким-то регионом) Владимира Ярославича, который во время Игоревем похода находился в Путивле рядом с сестрой. При этом окончательно определить автора вряд ли когда-нибудь удастся. Недостаток сведений об авторе этого произведения ярко иллюстрирует уровень нашей исторической осведомленности о Древнюю Русь в целом и дает основания считать, что ее культурная жизнь (по современным представлениям несколько примитивное) было значительно богаче и более развитым, чем позволяют судить об этом уцелевшие памятники и сведения.

Литературно-искусная деятельность. За князя Ярослава (XI в.) книжно-письменное дело и ученость особенно воспрянули. Известно, что сам Ярослав проводил ночи за чтением, имел огромную библиотеку. Характерный составлен книжником Иваном «Изборник» - хрестоматия из лучших поучительных произведений византийских авторов.

За Ярослава на митрополичий престол Киева впервые было поставлено не грека, а русича - Иллариона, ученость которого заверена блестяще написанной проповедью «Слово о Законе и Благодати», которая сохранилась до наших времен.

Здесь патетически утверждается, что новозаветная вера выше старозаповітну, ибо «благодать» есть свободное проявление любви к Богу, а не страх перед Ним, как во времена Моисею. Иларион находит красноречивое аллегорию: закон подобный рабыни Агари, что уступила Сарри как законной жене и госпоже своей. Автор проповеди радуется, что славяне получили свет веры именно «за благодатью».

Известны и другие выдающиеся книжники Киевской Руси, ученость которых восхищала современников, а порой и вызвала зависть. Это - Климент Смолятич и Кирилл Туровский (XII в.).

«Повесть временных лет» была написана самым известным из отечественных летописцев -- Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, живший во второй половине XI - начале XII вв. Она получила название по первым словам: «Се повесть времєнних лет...». В повести, кроме собственно летописи - описания событий год за годом - Нестор связывает историю славян с мировой историей, описывает их быт, обряды, обычаи, верования и т.д. Например, из «Повести...» мы узнаем о существовании в 945 г. в Киеве каменного дворца князя Святослава, стены которого были украшены фресками, мозаикой, инкрустациями из мрамора.

Появляется новый для славян жанр литературы - жития святых, в которых рассказывается о жизни церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми; здесь фигурировали как персонажи мировой церковной истории (Алексий - человек Божий, Иоанн Златоуст и др.), так и герои древнего киевского жизни (мученики-князья Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком Окаянным в борьбе за власть; основатели Киево-Печерского монастыря Антоний и Феодосий Печерские и др.). В житиях воспроизведены исторические события тех времен, религиозно-нравственные и эстетические взгляды общества.

Настоящим шедевром киевской литературы является «Слово о полку Игореве», созданное в XII в.