Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Оксана - символ униженной но непокоренной Украины (по драме Леси Украинки «Боярыня»)

Драматическая поэма «Боярыня» - один из лучших патриотических произведений Леси Украинки. Написана в 1910 году, она впервые увидела свет в 1914 p., уже после смерти писательницы. Через четыре года «Боярыня» вышла отдельной книгой, а впоследствии вошла в 12-томного собрания сочинений талантливого драматурга. Однако по школьной программе это произведение начал изучаться лишь в 90 годы XX века. Советские критики и литературоведы пытались обойти молчанием драматическое произведение или анализировали его довольно ограничено, несмотря на отчетливо проявленное в нем антироссийскую тенденцию.

Как и в романе П. Кулиша «Черная рада», произведение Леси Украинки посвященным событиям, которые вошли в жизнь Украины под названием «Руина». Его содержание связано с Переяславской радой, которая стала поворотным пунктом в жизни наших предков. Именно 1654 года украинский народ присягнул русскому царю, а это определило новое направление и новые условия его жизни.

Итак, поэма написана на национальном материале (в произведении описаны времена Руины за гетманства Петра Дорошенко), однако этот материал изложен по новаторски. Разрабатывая историческую тему, писательница, которая остро переживала социальный и национальный гнет, отсутствие национальной государственности, запрет украинского языка, школы, преследования литературы, театра, возбудила актуальные проблемы психологии украинцев, предоставила им философское звучание.

Главные герои поэмы - Оксана и Степан, украинец по происхождению, который по смерти отца-боярина становится московским боярином. На мой взгляд, названные персонажи своими мыслями, поведением символизируют различные проблемы. Устами Степана автор утверждает мысль о возможности счастливой жизни в далекой, неприветливой и чужой Москве. Оксана же символизирует униженную, но никем не скорену Украину.

Менталитет украинской девушки оказывается уже в первом действии драмы:

Степан имел намерения на женитьбу.

Мне бы была не для забавы цветок,

Я вижу в ней жизни, и образ свободы,

И края родного красоту.

Оксана выходит замуж по Степана и переезжает жить в Москву. Полна любовью к родной земле, свободолюбивая по своему характеру, она страдает от разлуки с отеческой землей, от осознания собственной бездеятельности, от невозможности реализоваться как патриотической личности. Воспитанный в демократической среде, девушка вобрала в себя основные черты и убеждения передовой части общества, для которой характерным было осознание патриотического долга как высшей святыни, необходимость служить Родине, любовь к Украине, ко всему своему и уважение к чужому; активная гражданская позиция; переживание за судьбу униженной родной земли; духовное единство с единомышленниками, стремление помочь им... И условия жизни в Московии не способствовали реализации ее идеалов. Оно стало невыносимым. Во-первых, супруги имели разные мировоззрения, жизненной позиции; во-вторых, она понимала местных традиций; в-третьих, муж запрещал ей поддерживать контакты с родными, близкими, на ее просьбу отказался бежать в Украину. Девушка не могла прижиться на чужбине - там сповідувалося рабство в самых отвратительных проявлениях. Она не смогла смириться со Степановым унижением, потому что воспитана на свободолюбивых идеалов. Оксана обвиняет мужа в бездействии, в его равнодушии к Украины:

Сидел-сидел в печке московскому,

Пока мылась кровь... на Украине

Ей непонятно, почему Степан провозглашает себя «холопом Степкой», должен целовать кому-то руки как невольник. Она не представляет себе, как он, пересидев в Москве сутки Руины, время, когда велось соревнование за жизнь, собирается смотреть своим землякам в глаза... Эти и другие мотивы характеризуют только слова. На самом же деле, как замечает современная критика, Оксана, символизируя унижен, но непокоренный украинский народ, не смогла подняться над обстоятельствами, в которых оказалась. Она не стала борцом. Об этом свидетельствуют такие выводы: девушка в конце вынесла приговор и себе, и своим землякам за пассивность, неспособность к борьбе, за то, что смирилась с поражением и осталась жить на пепелище.