Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ЩОГОЛЕВ ЯКОВ (05.11.1823, м. Ахтырка, теперь Сумской обл. - 08.06.1898, Харьков) - поэт.

Рос в семье мелкого чиновника, окончил уездную школу в Ахтырке, гимназию и университет (1848) в Харькове. Более 20 лет служил чиновником в Харькове - столоначальником в Палате государственных имуществ, помощником правителя канцелярии губернатора, секретарем приказа общественной опеки, помощником окружного начальника Богодуховского округа, чиновником особых поручений при Палате государственных имуществ, секретарем Харьковского думы. Эту службу терпел только из-за борьбы за существование», так как только позволило материальное положение, он в 1871 г. навсегда покинул ее и зажил скромной, несколько замкнутым патриархальным жизнью.

Небогатым на литературно-творческие события жизни поэта. Он - автор двух поэтических сборников («Ворскло. Лірна поэзия», 1883 и «Слобожанщина», 1898). Литературный путь Я. Щоголев начал еще в годы становления новой украинской литературы, войдя в так называемого второго кружка харьковских романтиков. Дебютировал стихами на русском языке в «Литературной газете» и «Отечественных записках» (1840 - 1841). Параллельно писал на украинском языке, первые публикации появились в альманахе «Молодик» (1843 - 1844). Высоко оценили его «первоцвет» Т. Шевченко и П. Кулиш. Так или иначе подретушировали его в те годы И. Срезневский, А. Метлинский, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко. Восприятия Я. Щоголевим идейно-эстетических принципов романтиков 30 - 40-х годов не было безоговорочным: собственную оригинальность он стремился утвердить специфическим сочетанием в своем творчестве «фольклорности» и «літературності», в чем скорее перекликался с эстетическими исканиями М. Петренко. По собственному признанию, поэт мог бы вырасти в «незаурядную силу», если бы «не прекратил моего едва начатого тогда писательства лет на 35». Белинский, который «меня и моего товарища Щербина (...) четвертовал, да и кроме нас многих». Болезненно переживал поэт негативные отзывы па свою поэзию в русских изданиях, обусловленные, кроме великодержавного отношения к украинской литературе, а также тем, что для 40-х годов, когда утверждались принципы гегелевской школы, романтизм был уже «старым» направлению.

Фактически более-менее систематическую литературную работу Я. Щоголев возобновил лишь в 1876 г. - в год запрета украинского слова. Романтическая струя в его зрелом творчестве не угасает (воспевание казацкой героики, обращение к любимым романтиками народно-балладных мотивов), однако он набирает такого высокого уровня художественного мастерства, которого не знали предыдущие поэты» (А. Шамрай). Воспетые ранее темы Сечи, Дикого Поля и т.п. в Я. Щоголева стали настоящими поэтическими находками («Воля», «Запорожский марш», «Сеча», «Неразумная мать», «Запорожец над лошадью», «Жеребец» и др.). В то же время поэт пошел навстречу требованиям новой эпохи в жизни и литературе, отзывался с искренне народолюбивых принципов на различные проявления социального «беды сегодняшнего» («Матушка», «На могиле», «Пеночка», «Похороны», «Новобранец», «Струны», «Письмо», «Чередничка» и др.).

В мировоззренческом плане фигура Я. Щоголева трагична: он не воспринимал современности в любом ее проявлении, не верил ни в национальные, ни в социально-освободительные соревнования; отдыхал душевно в прошлом, что имело хоть моральные преимущества как «мир простоты и покоя»; не имел никакого оптимизма в отношении будущего, принадлежал к тем, «кто до прошлого осмотреть не смеет, // Кому надеждами и впереди не мечтает». Отсюда - печать безысходности на части его произведений, увитых «черным запиналом», писанных в значительной степени поетовою болезненной старостью («Монах», «Икона», «Престол», «Ангел смерти»). Эти стихи способствовали развитию экзистенциального и религиозного струи в украинской литературе. Это же касается многих элегических произведений «Тестамент», «Желанное», «Сотые» и др.), вызванных естественным желанием летнего поста поделиться с младшим поколением приобретенной житейской мудростью. Одновременно палитра тональности слова поэта вбирает ряд грациозно-игривых, мажорных и даже юмористических стихотворений («добрый день», «Песня юношей», «Душечка», «Лавочник» и др.).

Оригинальный, сугубо щоголевський тематический пласт составляют стихи - портреты (около 30), или же «ремеслові», «промышленные» (Г. Сумцов), что ближе всего ассоциируются с традицией поэта XVIII в. К Зиновіїва.

Большинство портретов представителей разных профессий отличаются зримістю и пластичностью, будто сходят с полотен живописцев. Привлекает умение автора опоэтизировать детали производственного процесса, исполнить стихотворение звуками орудий труда, мастерски передать трудовой ритм, восстановить чувство собственного профессионального достоинства тружеников («Косари», «Бурлаки», «Ткач», «Бокал», «Старец», «Дом», «Батюшка» и др.).

Глубоко самобытный Я. Щоголев в воссоздании украинской природы. «Несравненный мастер пейзажа», «щоголевське небо» - это характеристики, что адресовал ему М. Рыльский. Крап [и произведения поэта этой группы, как «Ноябрь», «Осень», - то своеобразные блики тонких, едва заметных движений, которые в минуты елегійної замыслы будоражат человеческую душу. Стихи подчеркивают патриотическую преданность Я. Щоголева родному краю, сыновнюю верность Украине.

Поэзии Я. Щоголева присуща высокая культура слова, ориентированного па изощренный интеллигентский вкус. Поэт принципиально утверждал, что его слово, к которому прилагается «кроме таланта, много труда и ювелирной чеканки», не рассчитано на примитивные вкусы «писцов и чичиковських Петрушек». На него «придет время, возможно, лет через 30 после моей смерти».

Действительно, признание Я. Щоголева замедлило. Внимание к нему как к предтечи украинского модернизма начала XX в., как до «первого украинского парнасівця», который противостоял утилитарно-народническом пониманию задач литературы и ориентировал на развитый интеллигентский вкус, как к поэту, который дошукувався в каждом своем стихотворении «добродетели новизны» («пишите меньше, но так, чтобы написанное составляло капитал, а не балласт»), литературоведение проявило лишь в 20-х годах (работы М. Зерова, А. Шамрая, П. Филиповича, И. Айзеншток). Парафраз Я. Щоголева «Ворскло - река небольшая, но струи ее чистые» сохраняет эстетическую актуальность и сегодня. Всего нам известно ныне 199 стихов поэта.

Лит.: Сумцов М. Жизнеописание Я. Щоголева // Щоголев Я. Произведения. X., 1919; Айзеншток И. Литературные и общественные взгляды Я. И. Щоголева // Красный путь. 1925. № 1 - 2; Харьковская школа романтиков: В 3 т. X., 1930. Т. 1; Полотай А. К истории издания произведений Я. И. Щоголева // Вопросы текстологии: Поэзия и проза. К., 1980; Погребной А. Яков Щоголев: Очерк жизни и творчества. К., 1986; Зеров М. Непривітаний певец // Зеров Николай. Произведения: В 2 т. К., 1990. Т. 2.

А. Погребной