Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОР ТЮТЮННИК
Жизненный и творческий путь Григора Тютюнника


 

Предложения художественное - как чаша терпения. Оно должно быть полным, но не переполненным.

Григор Тютюнник

 

Григор Тютюнник - украинский советский писатель, лауреат Государственной премии УССР имени Т.Г. Шевченко и Республиканской литературной премии имени Леси Украинки. Родился писатель в 1931 году, за десять лет до начала войны в с. Шиловке Зеньковского района Полтавской области. Пережил оккупацию. Закончил с перерывом в учебе, местную семилетку. Потімремісниче училище. Работал слесарем на заводе, в колхозе, на строительстве. Служил на Тихоокеанском флоте. Учился в Харьковском университете. Учительствовал в вечерней школе шахтерского края. В литературу он пришел уже зрелым человеком после серьезных жизненных университетов.

О долітературний период своей биографии лучше всего рассказал он сам в воспоминаниях о брате Григория, названных "Корни". Брату принадлежит исключительно важная роль в творческом становлении будущего писателя.

Есть у Григора Тютюнника и повествование, которое поможет нам понять не только истоки его социального опыта, но и всю драматическую жизненную биографию поколения "детей войны", к которому принадлежал и сам писатель. Называется оно "Сито, сито..."

Григор Тютюнник из того поколения, которое испытало голод и холод, тревожное ожидание, сиротство. И это описано в рассказах "Сито, сито...", "Смерть кавалера", в повестях "Осада", "Климко", "Огонек далеко в степи".

С правдивыми, психологически убедительными подробностями описал Григор Тютюнник тяжелое путешествие юног героя, что так трагически закончилась для него, в повести "Климко". Писатель хорошо знал этот маршрут, потому что прошел его сам в годы оккупации, таким же мальчишкой, как и его герой Климко. Война застала одиннадцатилетнего Тютюнника на Луганщине, где он, сирота, воспитывался в семье дяди. Спасаясь от голода, он кое-как одет, преодолел сотни километров, пробираясь в свое село на Полтавщину. Все увиденное тогда потрясло его, и он не мог не рассказать об этом, когда стал писателем.

И рассказал правдиво, художественно сильно о детях в войне. Это была одна из ведущих тем его творчества.

Он сам сказал в одном из своих интервью: "Каждый писатель выбирает тему ближайшую, самую родную его жизненному опыту и - непременно - своему идеалу человека в том времени, в котором он живет. Самой дорогой темой, а следовательно и идеалом для меня всегда были и останутся доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях...".

Если бы Климко остался жив, то в нелегкие годы повоєння ему наверняка пришлось бы встретиться с Павлентієм, героем последней повести Григора Тютюнника "Огонек далеко в степи". Климко и Павлентій очень похожи между собой и своими моральными принципами, и благородством души, и даже в чем-то самыми нравами.

Эти подростки, что уже составили не один экзамен на пути к своего человеческого становления, научились безошибочно угадывать даже умело замаскированные фальшь, лицемерие, ложь, коварство.

Писатель собирался продолжить свой рассказ о Павлентія и йогодрузів и мы прочитали бы о том, что было бы дальше в его нелегкой жизни. Но внезапная смерть оборвала его работу. Мы можем только представлять, что мог рассказать Григор Тютюнник, но творчество его стала целым духовным материком в прозе советской Украины. Ведь это не количеством книг измеряется значение писателя, а глубиной правды в них.

Произведения Тютюнника преподнесли украинскую советскую прозу до уровня Василия Стефаника и Архипа Тесленко, Михайлй Коцюбинского и Степана Васильченко.

Григор Тютюнник писал и для детей, и для взрослых. Такие "взрослые" произведения, как "Смерть кавалера", "Тайная вечеря", "Нюра", "Холодная мята" стали классикой. Они могут украсить любую самую развитую литературу мира.

"Ласочка", "Лесная сторожка", "Степная сказка" - это произведения о прекрасный мир красивых в нем людей, о чудесах природы, заадресовані маленьким читателям.

Такой выразительности слова, напоєнності его ароматом, звуком и цветом жизни стремится каждый писатель, но его невероятно трудно достичь, ибо надо не просто иметь чувствительные зрение и слух, но и чувствительное и ранимое сердце, которое было у незабвенного Григора Тютюнника.