Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Коцюбинский Михаил Михайлович

 
 
 
(1864-1913)

Родился Михаил Михайлович Коцюбинский 17 сентября 1864 года в Виннице в семье мелкого служащего. Воспитанием ребенка в основном занималась мать, "добрая, очень любящая, способна на самопожертвование...". Именно благодаря ее стараниям парень имел возможность приобщиться к образцам высокого искусства еще с юных лет. Она помогала ему сформировать хороший эстетический вкус, прививала "наклон всего хорошего и любовь и понимание природы". Азы образования Михаил постигал дома. С 1875 года учился в Барской начальной школе, а в последующие пять лет - в Шаргородском духовном училище. Как вспоминал один из его ровесников, "Михаил Коцюбинский был тогда полнолицый, невысокого роста мальчик, с темными, немного вьющимися волосами, всегда нарядный и чисто одет. Учился он хорошо, был очень внимательный и старательный. Знал всегда лекции лучше нас всех, был вообще сосредоточен и серьезен не на свои лета. Учитель никогда не наказывал его - не бил линейкой по руке, не составлял колени, как это бывало с другими. К товарищам относился хорошо, ко всем одинаково внимательно, не различая среди них ни евреев, ни русских, ни поляков". Во время обучения в духовном училище парень не ограничивается изучением только обязательной программы. С особым увлечением он знакомится с творчеством Тараса Шевченко, Марка Вовчка, Генриха Гейне, Николая Гоголя, Александра Пушкина. Готовится к поступлению в университет. Но суровая проза действительности по-своему откорректировала те мечты. Болезнь матери, потеря работы отцом, забота меньшими детьми - все это заставило юношу рано уйти на свой хлеб. В течение 1882-1892 гг. Коцюбинский учительствует, дает частные уроки, занимается репетиторством для детей из состоятельных семей Виннице и окрестных сел. Познавая народную жизнь, он открывал и себя. Реалии жизни и богатое воображение побудили к творчеству. В 1890 году во львовском журнале "Звонок" печатается его стихотворение "Наша хатка". А вскоре увидели свет рассказы "Харитя", "Елка", что явственно свидетельствовали о незаурядном таланте молодого автора. С 1892 года, по рекомендации известного библиографа М.Комарова, Коцюбинский работает в экспедиции, которая боролась с виноградной болезнью по селам Бессарабии. Среди рабочих філоксерних отрядов было немало украинских студентов из Киевского, Харьковского, Одесского университетов. Здесь писатель близко знакомится с членами подпольного общества "Братство тарасовцев", что создавалось с огромным желанием отстаивать право самобытности украинской нации "везде, где только возможно". Глубокие впечатления от жизни молдаван, а позже - и крымских татар легли в основу рассказов "Для общего добра", "На камне" и др. С 1898 года писатель поселяется в древнем Чернигове, получив работу в земской управе. С 1900 по 1911 год работает в статистическом бюро губернского земства. Этот период жизни и творчества м. Коцюбинского особый. Приходит осознание значимости и весомости слова, его социальной ценности. С Николаем Чернявским они рассылают украинским писателям обращение-призыв расширить тематические границы своей деятельности, работать над обогащением художественных приемов, отстаивать родном языке право на литературную жизнь. Вокруг него группируется черниговская интеллигенция, поощряемый и наснажена примером действенного жизни Михаила Михайловича. В 1903 году как член Черниговской губернской ученой архивной комиссии он побывал в Полтаве на открытии памятника И. Котляревскому. Встречи с известными деятелями украинской культуры произвели на него сильное впечатление. С 1899 года во Львове начинает выходить собрание его сочинений, что было завершено седьмым томом в 1913 году. В 1905 году Коцюбинский путешествует странами Центральной и Западной Европы, посещает Австрию, Германию, Италию, Швейцарию. После возвращения он много работает. Рассказы, новеллы, повесть "Fata morgana" является своеобразным осмыслением путей дальнейшего развития украинского общества. Последние годы жизни великого писателя отмечены резким ухудшением здоровья, обострением болезни сердца. С 1909 по 1912 год Коцюбинский трижды посещает Италию, куда выезжал на лечение. Там близко знакомится с Максимом Горьким, на вилле которого, на острове Капри, он жил. Летом 1910 года, возвращаясь из-за границы, Коцюбинский заехал в карпатское село Криворивню. Впечатления, которые охватили от знакомства с бытом, людьми, языком, традициями этой земли, заворожили его. Впоследствии он еще дважды приезжать в этот край, а свои впечатления увековечил замечательным произведением "Тени забытых предков" (1911 г.). Кажется, это были последние светлые и счастливые мгновения жизни, которое неустанно знесилювалося коварным недугом. Ему не помогает лечение в университетской клинике Киева, и 25 апреля 1913 года пламенное сердце неповторимого мастера слова биться перестало. Похоронили Михаила Михайловича Коцюбинского на Болдиной горе в Чернигове, где он так любил отдыхать, любуясь красотой Придесенья.

 

Михаила Михайловича Коцюбинского современники часто называли солнцепоклонником. Знакомство с его творчеством наглядно подтверждает чрезвычайно тонкую и точную эту характеристику. Высокая художественность, впечатляющее богатство, светлая простота мысли и действительно словно пронизывают читателя живительным солнечным лучом, превознося и наснажуючи для добра и созидания. Его творчество незаметно, но неизбежно помогала человеку становиться человеком. Возможно, именно это и имел в виду, обобщая его значение как художника, М.Горький, когда писал: "...В нем кипит органическая брезгливость к дурному. В него тонко развитая эстетическая чуткость к хорошему, он любит добро любовью художника, верит в его победную силу, и в нем живет чувство гражданина, которому глубоко и всесторонне понятное культурное значение, историческая стоимость добра". Проникновенные, изящные, достойные удивления социально-психологические новеллы и повести мастера - одно из высших художественных достижений не только украинской прозы. Народ, одной из основных черт которого всегда выступала эстетическая утонченность, любовь к прекрасному, не мог не дать своего певца, что отличился именно этими добродетелями в своем творчестве. Каких бы тем ни касался мудрый и требовательный писатель, они набирали особого, неповторимого звучания правды и красоты, что, в конечном итоге, будет означать конечное торжество жизни. Именно любовь к нему и побудила искать надежных путей до лучших, более свободных и радостных его проявлений. Из воспоминаний М.Чернявського Коцюбинский именно и встает большим жизнелюбом, что видел смысл бытия в розкриленні лучших природных качеств человека, в утверждении високогуманних отношений, при которых никто никогда не узнает насилия, будет "уступать своим правом только тогда, когда импульсом к тому будет собственное желание или убеждение". Современники М.коцюбинского с удивительным единодушием отмечали редкое совпадение между изысканным совершенством и красотой творений и личностью автора. Словно иллюстрируя то утверждение, М.Лозинський писал: "Я никогда не ищу знакомств с великими людьми. Для меня достаточно, что они дают мне произведения своего великого духа. Потому что вне его - "дух бодр, плоть же немощна". Когда человек творец, тогда ее дух возвышается до самых вершин и, видя те плоды духа, мы поклоняемся великому сыну земли. Но нечего все держаться на вершинах, великие люди - тоже люди. И когда мы их встречаем в ежедневной обстановке жизни, убеждаемся, что они только люди. И тот диссонанс между плодами их духа и ими самими вызывает разочарование... А искать их знакомства значит искать сознательно разочарование, - зачем? Он (Коцюбинский. - Авт.) был исключительной появлением, в которой не было того диссонанса между его великим духом и его человеческим лицом. Все знакомство с ним открывало новые грани его произведений, человек и великий дух взаимно дополнялись и сливались в прекрасную гармонию". Уникальность такого совпадения делала его еще желаннее и жаданішим для общения. Ведь человек всегда ищет возможности приобщиться к вожделенным образцов чистоты, доброты, красоты. И еще рідкіснішим есть явление, когда наши отношения не омрачаются опаской, а выступают естественно и доверчиво. "Он был один из тех необычных людей, при первой же встрече с ними вызывают благостное чувство удовлетворения: именно этого человека ты давно ждал, именно для нее у тебя есть какие-то особые мысли!"- вспоминал о М.коцюбинского М.Горький. Несомненно, так восприниматься может только человек, которого несмотря на все ее достоинства были наделены главным природным даром - любовью к людям. Художник по призванию, Коцюбинский мечтал создать летопись добра. В эпоху же реакции, столыпинских кровавых преобразований, время изысков и жестокостей писатель вынужден был творить летопись всенародного горя, лишений и испытаний. Но надежда, как мечта, не покидала писателя. Светлое и твердое убеждение в неизбежном исполнение лучшей судьбы пронизывает каждое слово художника, каждую его интонацию. Разве не об этом он сказал: "Какая сила жизни! Мы привыкли к нему и не замечаем победы живого над мертвым, действующего над инертным, и мы как будто не знаем, что солнце творит цветы и плоды из мертвого камня, не видим, как повсюду торжествует живет, чтобы бодрить и радовать нас. Мы должны улыбаться миру дружески".

** Человек - самое интересное для нас явление потому, что она меняется, прячет в себе всякие неожиданности, не удовлетворяется одной формой счастья. /**Коцюбинский.**/

** Любовь и красота - это те бриллианты, которые он шлифовал из невзрачных камешков и запрятывал в вечное сокровище нашей национальной культуры. /**Гнатюк.**/

** Пал великий мастер родного слова, что в огненном горниле своего творческого духа переливал его в самоцветные хрустале и, как великий строитель, выводил их, свои художественные произведения, полные большого художественного вкуса, глубокой задумчивости и безмерно широкой любви к людям... /**Панас Мирный.**/

** В мягких, сердечных тонах он всегда говорил о людях. Наиболее любил говорить об Украине, о ее природе, о украинский народ, грустил по поводу его малописьменності, но был убежден, что вскоре все изменится... /**Н.стражеско.**/

** Он оставил всем нам... высший завет: никогда не разминаться с человеком и всегда быть верным своему народу, правде, социальной справедливости и свободе. /**П.тычина.**/