Статья
Иван Багряный
Идейно-художественный анализ романа И. Багряного "Тигроловы"
Тема урока: Идейно-художественный анализ романа И. Багряного "Тигроловы".
Цель урока: раскрыть сюжетно-композиционные и жанровые особенности произведения, научить мотивировать поступки героев. Закрепить изученное о сюжетные линии.
На материале романа воспитывать быть волевыми людьми, яркими личностями.
Оборудование урока: проект писателя, магнитофонная запись песни "На Украину вернусь", тексты романа "Тигроловы".
Эпиграф: Человек - величайшая из всех существ.
Человек - самый несчастный из всех существ.
Человек подлейших из всех существ. Как тяжело из этих рубрик трех выбрать первую для доведения примером. И. Багряный Ход урока
І.Вступне слово учителя.
"Нашего цвета по всему миру". Эти слова уже стали крылатыми. Ибо нет, пожалуй, на земном шаре страны, где бы не жили украинцы. Как не было и нет такой страны, в которой бы за то, что человек любит свою землю, ее людей, хранит традиции своих родителей, уважает материнский язык, стремится быть свободным, уничтожали.
Страшные, трагические годы сталинского геноцида. Сколько было казнено талантливых людей, цвета украинской нации. Скольким пришлось покинуть Родину, отправиться на чужбину, чтобы не предать себя, не отречься свои любви, остаться украинцем не на Украине. Все они мечтали вернуться на землю своих отцов.
Но только сегодня возвращаются имена ученых, художников, писателей, имена тех, кто прошел долгий путь от забвения к бессмертию. Возвращаются своими произведениями известными в мире, но, к сожалению, не в Украине. Среди них И. Багряный - писатель, публицист, человек, для которого самым большим счастьем было вернуться на Украину и увидеть ее свободной и независимой. Возвращается своими прекрасными произведениями, ведущей идеей которых является вера в то, что уродливая советская действительность не уничтожила и не изуродовала человеческого и национального духа украинского человека. Среди них роман "Тигроловы", страницы которого перевернем сегодня, а помогут нам юные существа и персонажи произведения, которые присутствуют на уроке.
II. Объявление темы и цели урока (учащиеся записывают тему урока).
III. Рассказ об истории написания произведения.
И. Багровый принадлежит к числу тех мастеров слова, которые последовательно и на протяжении всей жизни стремились нести правду о сути сталинского режима. Вся его творческая биография - это постоянная схватка с тоталитарной системой, которую он клеймил за лишение человека человеческого достоинства. Этому подтверждением является роман "Тигроловы", который был написан в 1944г. в Моршине в течение 14 дней и в этом же году получил первую премию на литературном конкуре в Львове. Произведение переводили на английском, голландском, немецком языках. В Германии эта книга с иллюстрациями выходила трижды. Немцы читали с большим увлечением, покупали для молодого дня рождения, или для первого причастия. В Украине произведение вышло отдельной книгой только в 1991г.
В основе приключенческо-экзотического, по определению самого автора, романа - непосредственные впечатления и переживания во время бегства из дальневосточного концлагеря.
Мне не надо ничего выдумывать. Жизнь толпится в моей душе и вырывались, как Ниагара. Страну, о которой я писал, я любил, как свою вторую родину, хотя попал к ней рабом.... Все эти люди были теми, с кем я мог испытывать удовольствие разговоров на маминой языке в далекой чужбине да еще и рабом. "Те люди никогда не выпадут из моей памяти...".
IV. Беседа по содержанию произведения.
Учитель. Почему роман стал настольной книгой немецкой молодежи?
Ученик. Потому что произведение учит подниматься над муками, жить в любых условиях, выживать в экстремальных ситуациях.
Учитель. О каком времени идет речь в романе?
Ученик - историк рассказывает о болезненную страницу истории Украины, ее народа 30-х годов.
Учитель. В период массированных репрессий достаточно было одного неосторожного слова или поступка, чтобы быть уничтоженным. Но были те, что становились в поединок с судьбой и выигрывали поединок:
- Жить!
- Отплатит!
- Или умереть!
Учитель. Кому принадлежат эти слова?
Ученики. Григорию Многогрішному.
Учитель. Как вы думаете случайно ли автор дает своему герою фамилию Многогрешный? Или это Закономерно?
Ученик-историк дает историческую справку о гетмана Многогрешного.
Многогрешный Демьян Игнатьевич - гетман Левобережной Украины (1668-1672рр.), став сообщником Дорошенко, начал неприязненные действия против Москвы. Сам выразил великоруському гінцю Танееву намерение ни за что не отдавать Киева полякам и вместе с Дорошенко воевать с Польшей. Прежде чем московское правительство решило, как поступить с доносами на Многогрешного, против последнего был организован заговор... 13 марта, ночью, заговорщики схватили Многогрешного и отправили в Москву, где гетмана было истязали. Демьян отвергал обвинения в измене, но признался, что в пьяном состоянии говорил "неистовые речи". Старшины от имени всего малороссийского народа просили казнить бывшего гетмана и его брата. Осужденных вывели на казнь в Москве однако царь выслал гонца с сообщением, что он меняет смертную казнь ссылкой в Сибирь. Н. Григорий Многогрешный - украинец, его род имеет славные традиции в лице первого каторжника Сибири гетмана Демьяна Многогрешного.
Учитель. Хотя прошли годы со времени ссылки гетмана к Сибири. Его потомки вновь и вновь становятся изгнанниками из родного края.
Эта история повторяется с Григорием Многогрешным.
В произведении две сюжетные линии. Первая приключенческая - это линия пребывания Многогрешного в тайге.
Именно с этой линии начинается произведение.
Учитель. Какие образы - символы созданы в романе?
Ученик. Первый раздел своего романа И. Багровый называет "Дракон". "Вытаращив огненные глаза, дыша пламенем и дымом, потрясая ревом пустыни и дебри, огненным хвостом заметая след, летел дракон. Не из китайских сказок и не из пагод Тибета - он снялся где-то с громохкого центра страны "чудес", вылетел из черного ада земли врагов и гнал над просторами..." это символическая картина параллельного почти независимого существования в одном государстве двух миров - мира тьмы, ада и мира иллюзорного рая, иллюзорного свободной жизни. И эти два мира олицетворенные в символических образах двух экспрессов, которые мысленно летят в неизвестность, в черную сибирскую ночь, на край света.
Учитель. И вот Григорий вырывается из экспресса смерти. Что сделало Г. Многогрешного символом? Символом чего?
Ученик. По воле автора Г. Многогрешный осуществляет невозможное - выпрыгивает почти в смерти из чрева взбесившегося дракона и этим сумасшедшим протестом подпитывает в тысячах обезличенных заключенных чувство человеческого достоинства, надежды, убеждения, что среди них, обреченных, есть такие, которые не сдаются, предпочитают "лучше умереть бегущие, чем жить гниючи!". Для собратьев по несчастью Григорий становится "символом непокорной и гордой молодости, символом той свободолюбивой и сплюндрованої за то Отечества".
Учитель Кто еще едет этим же экспрессом?
Ученик. Этим же экспрессом - только на другое охоту едет майор ОГПУ-НКВД Медвин "Его не трогают никакие экзотики, никакие самые ексцентричніші истории, и даже тигры. Он не то видел. Не то знает. И не то может. Такой охоты, которого он сам и был мастером, не сравнить ни с каким другим..."
Поднимается ученик, одетый в форму майора НКВД:
- Узнаете меня? Так, я начальник этапа Медвин. Меня учили следить, охотиться на людей, запугивать, пытать и унижать непокорных. В моей практике встречалось немного смельчаков, но был один, который заставил меня задуматься, что уничтожить всех невозможно. Он бежал из эшелона, выпал в безвестность. Я назвал его мысленно молодым тигром из Украины и впервые почувствовал страх.
Прошло два года. Я получил новое назначение и высокую должность. Никогда не думал, что судьба меня сведет с ним еще раз. Я считал его мертвым.
Что я с ним не делал! Мне уже не признание его нужны были, я добивался, чтобы он заскулил и начал умолять меня, как делают все. Смотрит выпученными глазами - и только. Как каменюка. Это в моей жизни исключительное следствие над этим зоологическим националистом, над тем дьяволом в образе человека.
Брр... Те глаза с кровавыми росинками на ресницах, они будут стоять передо мной вечно... после встречи с ним у меня состоялся психическое сотрясение.
Дьявол, дьявол. Я его найду (бьет кулаком по столу) и уничтожу, еще никому не удавалось убежать от майора Медвина.
Многогрешный (Ученик говорит с противоположного конца класса).
Ты никогда меня не убьешь, Медвин, потому что я дух, который живет в каждом свободном человеке. Потому что я - народ, чем ниже гнешь, тем в нем больше сопротивления.
Ты думал, отбивая мне печени, ломая кости, раздавливая мою молодость в застенках два года, что видряпаєш из груди сердце? Мечтал в сумасшедшие смирить меня, заставить забыть кто я, вырвать с умом любовь к родине?
Но я сбежал из дурдома. И тогда, Медвин, я поклялся именем матери моей оторвать тебе голову. Ты думал, что присудив мне 25 лет каторги за то, что я любил свой злополучный край, ты похоронил меня? Ты был убежден, что прыжок с эшелона - смерть, но ошибся.
Я нашел в тайге земляков, друзей и даже любовь. Згодься, Медвин, что я победил, не признав себя нулем в истории, не озверел, не проникся озлоблением и ненавистью к людям, как ты, а сохранил в себе человечность, доброту, способность сочувствовать и верить, что человек может и должен бросить вызов целой системе, которую ты представляешь, и выстоять. И запомни, мы неизбежно встретимся с тобой в тайге и я убью тебя, как зло, которое ты породжуєш. Я приговор выполню сам и розпишуся на снегу в этом. А за что я тебя буду судить, ты, пес, знаешь сам.
Учитель. Так писатель расширяет смысловую нагрузку названия произведения подтекстом: в условиях тоталитарного режима человек охотится на человека.
Когда человек преследует другого человека за любовь к отчему краю, то это уже является свидетельством патологических процессов в обществе.
Теперь Григорий наряду с основной проблемой своей жизни - не остаться нулем в истории, ставит еще одну - уничтожить Медвина как зло.
- Как Григорий решает эту проблему?
(ученики рассказывают, как Григорий решает эту проблему)
Учитель. Можем расценивать победу Многогрешного как месть?
Ученик. Нет, потому что исполнение долга, которым руководствуется в своей жизни герой романа. Он своим поступком подтверждает, что рано или поздно всякое зло должно быть наказанным.
Учитель. Вторую страницу трагической судьбы украинцев (а это второй сюжетной линией) открывает род Сирков, к которым после побега попадает Г. Многогрешный.
(Из рассказа Сирков становится известно, что они приехали в 1889 году с Полтавщины. Здесь они нашли вторую Украину, и сумм за родным краем никогда не покидал их.) Но об этом лучше расскажет нам сама Сірчиха.
Рассказывает ученица, одетая в украинский национальный костюм.
Сірчиха. В смелых счастье всегда есть! Вот хотя бы мы. Приехали сюда... Боже! Какая страшная и дикая пуща была! И скука смертельная. И беда везде вокруг и нищету, и смерть. Чужая чужбина... А вишь, оббулися! И смотри - зажили как потом! И пуще одолели, и край покорили. И привыкли, полюбили.
Сначала мы поселились в деревне, теперь это городок Киевом зовется. Хаты белили, как на Украине. Из нас здесь за это смеялись, что вот, мол, сколько леса, а "хохлы" халы из глины лепят и белят.
Когда-то до революции здорово жили здесь наши люди.
Здесь край труд любит и вознаграждает ее щедро. А народ наш рабочий. То и мы жили когда-то.
А семья у нашего деда была большая. Более 50 человек.
Сыновей семь имел, женил, не отделял. Дочек замуж отдавал - на сторону не отпускал, зятьев к себе брал. Сирков уголок - то целое село. Весело жилось. Трудились искренне, то и имели. Это была наша вторая Украина, но счастливее. И названия здесь люди подавали свои, тоскуя по родному краю.
Ну, а потом пошло все кувырком. Новые времена, новые порядки. Уже нет Серко государства.
Учитель. А кто же этот легендарный Сирко, которого знали почти все в округе?
Сирко. Происхожу я из старого казацкого рода
Жили мои родители на Полтавщине круг Переяслова. А деды - прадеды в Запорожье казачили...
И веры в счастье свое щербате и в силу свою двухжильную не теряли. Так на эту благодарность землю и попали. Много людей здесь умерло, пока не привыкли. Имею сына и дочь, учу их одинаково строго. Потому что по украинским обычаям женщина рядом мужа и хозяйничала. И ловко владела оружием. Моя хата всегда открыта, как когда-то казацкие буруючи, для хорошего человека. Когда полуживого Григория принесли мы домой, моя хата стала его домом.
Жизнь научила меня быть мудрым и душевным. Потеряв старшего сына, я безгранично обрадовался Григорию, назвал его сыном, подарил коня, винтовку. Ибо кто, как не отец научит сына выживать в любых условиях, оставаясь при этом человеком.
Учитель. У таких родителей плохими дети не будут.
Ученица рассказывает о Наталке.
Учитель. Почему так все в этой семье Григория радует, смущает, удивляет?
Ученик. Потому что на разной земле обычаи и традиции, язык, украинский дух искореняется уничтожается. А здесь, в этой далекой тайге, все свое, родное, украинское. Сохранено от посягательств "советской власти".
Учитель. Вспомните, какие традиции, обычаи, обряды сохранились?
Учитель. Почему в конце произведения автор сводит героев в доме Сера?
Ученик. Не случайно в конце произведения автор сводит всех героев в доме Сера. Потому что это одно племя, которое видит свою силу в единстве рода. И счастливый конец романа продиктован требованиями приключенческого романа, но им писатель и подтверждает свою веру в светлую будущность Украины.
(зачитывают концовку произведения "... Путь им прослався вперед ...")
Учитель. Какова основная мысль произведения?
Ученик. Автор убеждает и уверяет в том, что при любых обстоятельствах, человек может и должен быть Человеком. И. Багровый всю жизнь бег над пропастью с верой в человека, стремясь зажечь в ней неугасимую искру, которая бы осветила путь из черной пропасти разочарования, унижения в бессмертие.
Учитель. Дорогие ученики, сегодня вы на пороге самостоятельной жизни, скоро закончите школу. Кто-то пойдет работать, кто будет поступать в учебные заведения, но каждый из вас будет поступать в тот самый заведение, куда принимают без вступительных экзаменов, но все будет сдавать выпускные экзамены перед Богом, своей совестью на звание быть Человеком.
Поэтому всегда помните слова И. Багряного (эпиграф урока). Я желаю, чтобы каждый выбрал не только первую рубріку.
Домашнее задание: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему "Мое впечатление от прочитанного романа "Тигроловы".
|
|