Теоретическая, литературно-педагогическое творчество и практическая деятельность выдающегося украинского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970) вошла в истории отечественной педагогической мысли заметной страницей, педагогические, публицистические и литературные труды и учительский опыт значительно повлияли на практическую деятельность школы, обогатили педагогику Украины новыми положениями и мнениями.
Основные труды В.А. Сухомлинского рассеяны по газетных и журнальных публикациях, немало их собрано и упорядочено в многочисленные тематические подборки и в трехтомном и п'ятитомному (на украинском и русском языках) изданиях избранных произведений "неутомимого" труженика педагогической нивы".
Произведения В.А. Сухомлинского известны в изданиях на разных языках народов мира от болгарского до японского; его наследие рассматривается (изучается) в ведущих университетах и педагогических институтах Европы, отдельные статьи и отрывки из фундаментальных трудов печатаются в педагогических журналах Польши, Германии, Чехии, Словакии, Румынии, Австрии, Испании, Финляндии и других стран.
Следует отметить, что педагогические взгляды В.А. Сухомлинского сформировались в ходе и вследствие усердной кропотливой учительскому труду (начал преподавать родной язык и литературу в Васильковской, потом Зибківській школах Онуфриевского района в 1935 г. и кончил свой путь 2 сентября 1970 года на посту директора Павлышской средней школы), творческой деятельности ученого (кандидат педагогических наук с 1955 p.), заслуженного учителя Украины, члена-корреспондента нескольких педагогических академий. Поэтому основные труды известного и признанного в мире педагога вобрали в себя и долю его практической деятельности, в которой, как обратная связь, апробировались ведущие теоретические выводы В.А. Сухомлинского как ученого, педагога-экспериментатора, учителя-новатора.
В многочисленных педагогических изданиях большинстве стран мира появляются популярные или критически-аналитические статьи, разведки, отдельные брошюры и даже книги, посвященные теоретической наследии и практической деятельности выдающегося педагога, а в Украине складывается своеобразная школа сухомлинознавства, что объединяет авторов трудов о Добротворца - Василия Александровича Сухомлинского.
Появились и литературно-документальные или художественные произведения, в которых раскрывается жизненный и творческий путь В. Сухомлинского.
Еще при жизни В.А. Сухомлинского его творчество педагогическая общественность Украины, России и других республик бывшего Советского Союза воспринимала неоднозначно. Если для большинства учителей, родителей, руководителей органов народного образования, общественности труда выдающегося педагога стали советчиками и помощниками в решении актуальных проблем формирования, воспитания и образования молодежи, то отдельные ученые ревизовали его взгляды, подвергая их необъективной критике.
Были намерения обвинить педагога в научной недобросовестности, рецептурності его педагогики, отрицании роли коллективистского воспитания, проповеди абстрактного добра и т.д.
В 90-е годы усилилась критика творческого наследия талантливого педагога. В вину В.А. Сухомлинскому, в частности, относится его преданность идеям марксистско-ленинской педагогики, догматам коммунистической идеологии. То, что раньше считалось заслугой педагога, превращается в главное обвинение.
Действительно, И.О. Сухомлинский проявил себя ревностным строителем социалистической школы, проповедником классовой нетерпимости, поборником советского псевдопатриотизма, верноподданным тоталитарного режима и т.д. Но не это является определяющим в его наследии. Творчески работающие учителя понимали идеологические сентенции Сухомлинского как необходимую дань коммунистической цензуре и избирательно относились к его наследию. В ней ведущее место занимает идея гуманизма, человеколюбия и благотворительности. Педагог убедительно утверждает, что воспитание гуманизма, человечности осуществляется через творение добра людям.
Этой проблеме посвящено большинство работ педагога. По его мнению, идея человечности прежде всего реализуется через развитие всех потенциальных, интеллектуальных и физиологических возможностей личности. Всесторонне развитая личность воплощает в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, которые определяют моральную, идейную, гражданскую, умственную, творческую, трудовую, эстетическую, эмоциональную, физическую совершенство. Педагог отмечал, что работая над воплощением в практику идеи всестороннего развития никогда нельзя достичь одинаковой пределы любознательности, познания, духовного совершенствования. Это неравенство определяется природой ребенка, его семейным окружением, социальной средой. В конце концов это неравенство чувствуют и сами дети, и часто у них, особенно под влиянием последствий обучения, появляется чувство неполноценности. Как гуманист, И.О. Сухомлинский осуждает деятельность учителей, которая приводит детей к таким выводам. Каждый человек должен быть счастливым, считает педагог, и в этом ей должна помочь школа. Духовная жизнь школы и ее воспитанников не должны ограничиваться, исчерпываться одними успехами в овладении учебной программой. Для того, чтобы сформировать культуру желаний необходимо, считал В.А. Сухомлинский, научить школьников азбуке нравственной культуры.
В работе "Как воспитать настоящего человека" подается нравственный идеал, который вобрал в себя лучшие черты менталитета украинского народа. В ней раскрываются конкретные принципы, истины, поучения, наставления, рекомендации и т.д. Подаются они в виде правил, законов как 14 Законов дружбы, правил "Десять нельзя", "Девять недостойных вещей" и др., что составляют азбуку моральной культуры. В ней раскрываются содержание и методика работы по воспитанию у детей любви к Родине и гражданства, отношение к людям и обязанности перед ними, отношение родителей, родных, близких, понимание жизни, добра и зла в нем, воспитание высоких моральных качеств и норм поведения и т.д. На основании многолетней практической работы в школе автор в этом труде впервые в отечественной педагогике глубоко раскрывает суть таких понятий, как человечность, патриотизм, ответственность, достоинство, терпимость, тактичность и др. На конкретных примерах подается методика утверждение в юных душах чувство совести, стыда, справедливости, скромности, щедрости, милосердия.
Убедительно излагается и методика тончайших сфер нравственной жизни человека - материнского и отцовского воспитания, отношение родителей, старших членов семьи, умерших.
Самым главным, самым глубоким и прочным надежным камнем педагогической системы В.А. Сухомлинского является воспитание у каждого воспитанника уважения к самому себе. Он считал, что до того времени, пока есть самоуважение, существует и школа. Когда исчезает уважение к самому себе - нет школы, нет ни личности, ни коллектива, одухотворенных благородными целями, а есть случайное сборище. По его мнению, уважение к человеческому достоинству и воспитания самоуважения является сферой педагогического творчества и большого интеллекта педагога. Здесь не могут быть эффективными какие-то трафаретные, шаблонные, применяемые ко всем ученикам и во всех случаях жизни приемы и методы. Педагог с болью замечает, что "к сожалению, в школьной практике эта сфера педагогического творчества является наиболее несовершенной и именно в этой сфере допускается больше всего грубых ошибок".
Воспитание детей 6-10 лет В.А. Сухомлинский называл "школой сердечности". Он советовал педагогам и родителям детей учить добру, любви, милосердию. Для этого надо, чтобы дети постоянно видели гуманистический смысл поступков и поведения тех, кто их окружает: родных, близких, учителей, взрослых. Ребенок не должен вырастать равнодушной, нечулою, черствой, она должна расти в постоянном попечении о окружающий мир растений, животных, людей, ухаживать и помогать им. В своих трудах педагог убеждает, что в процессе творения добра людям воспитывается в юных человечность, сердечность.
Формированию тонких сердечных человеческих взаимоотношений в Павлышской школе служила вся педагогическая система. Педагог осуждает вседозволенность, разнузданность поведения и поступков, настаивает на культивировании осмысленного поведения, которое является проявлением утонченности внутреннего мира школьника. Каким должно быть отношение детей к другим людям, как им добиться моральной оправданности и обоснованности своих поступков - учат юное поколение моральной сентенции В.А. Сухомлинского, является не запретом или разрешением чего-то. Это созданные педагогом искренние мудрые советы, идущие от сердца к сердцу и порождают умственные, нравственные, эстетические чувства.
"Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на людях, что тебя окружают. Знай, что есть граница между тем, что тебе хочется, и тем что можно. Проверяй свои поступки... Делай все так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо".
"Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Платы им за это добром".
"Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить... Бездельник, тунеядец - это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Обучение - твоя первая работа. Идя в школу, ты идешь на работу".
"Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным, ... товарищ в беде. Не причиняй людям огорчения. Уважай и почитай мать и отца-они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой".
"Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к фактам того, кто стремится жить за счет других людей, причиняет беды другим людям, обкрадывает общество".
Как видим, эти и другие мудрые моральные сентенции написаны просто, убедительно, они легко запоминаются, побуждают к размышлениям, благотворительности.
Усвоение детьми азбуки моральной культуры дает им возможность очеловечивать свои поступки, овладевать духовными ценностями своего народа, понимать цель и смысл жизни.
Одной из проблем идеи всестороннего развития является подготовка учащейся молодежи к труду. Педагога волновало то, что деятельность школы оценивалась количеством выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. При таком подходе к работе школы у учащихся формировалось негативное отношение к "черновой" будничного труда земледельца или рабочего". И.О. Сухомлинский подчеркнул, что будничной и какой звеличеної труда не бывает. "Каждый труд требует индивидуальных способностей, таланта, одаренности, приложения физических и духовных усилий". Тот, у кого воспитано пренебрежительное отношение к "черновой" работы, никогда не сможет добиться значительных успехов в любом виде деятельности. Труд, в толковании В.А. Сухомлинского, не просто выполнение трудовых операций с затратой определенного количества энергии - это элемент духовной жизни. Отсюда вытекает закономерность: чем выше уровень духовной жизни ребенка, тем большую радость приносит труд. В ней раскрываются способности, дарование, талант, утверждается чувство человеческого достоинства.
В своих многочисленных выступлениях на научных конференциях и совещаниях, на семинарах, педагогических чтениях и на встречах с учительской общественностью ("Беседа с марійськими учителями" (1967 г.), "О трудовое воспитание" (1969 г.), "Задача в воспитании детей" (1970 г.) и др., сохранившиеся благодаря записи на пленку) В.А. Сухомлинский страстно и убедительно утверждает мысль о трудовое воспитание учащейся молодежи как мерило нравственности подрастающего поколения и всего общества.
В системе Сухомлинского большая роль отводится природе, как объекту познания, сфере активной деятельности, более осязаемого части детской жизни. Вместе с тем В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что природа сама по себе не воспитывает, а воспитывает только активное взаимодействие человека с природой. Этот вывод стал основным принципом в организации труда учащихся Павлышской средней школы: "Мы стремимся к тому, чтобы всю жизнь воспитанников была полна творения в мире природы. Мы не представляем себе полноценного воспитания без того, чтобы каждый наш воспитанник за годы обучения в школе не превратил несколько десятков квадратных метров мертвой глины, мертвого пустыря в плодородную землю!"
В Павлышской средней школе сохранение и приумножение природных богатств стало ведущей, главной стороной трудового жизнь ученического коллектива и каждой личности. В этой школе "становление коллектива, собственно, с того и начинается, что детей объединяет забота о живой природе. По традиции, которая сложилась в школе, коллектив первоклассников закладывает свою маленькую школку, ухаживает за плодовыми деревцами, посаженными первого года обучения. С первого года школьной жизни начинается и уход за полезащитными лесонасаждениями, которые играют большую роль в малолісних районах Юга. Уже в 10-11 лет дети переживают первое гражданское чувство гордости, когда они видят ценности, созданные их руками: посажены маленькие саженцы становятся ветвистыми деревьями, плодовые деревья и виноград начинают плодоносить".
В своих трудах "Павлышская средняя школа", "Школа и природа", "Природа, труд, мировоззрение" и пр. И.О. Сухомлинский подчеркивает, что в условиях сельской школы возможности взаимодействия учащихся с природой неисчерпаемы, и главным направлением их деятельности должна быть прежде всего забота о сохранении плодородия почвы. Посильное участие учащихся в борьбе с разрушительной стихией является школой гражданства, возмужание и хозяйствованию, что, как отмечает педагог, учит детей познавать цену труда, земли и хлеба.
Гуманизм В.А. Сухомлинского особенно ярко проявился в его отношении к организации обучения учащихся. Умственный труд детей педагог рассматривал как средство развития умственных сил и способностей, осуждая механическое заучивание и неосознанность знаний.
Решение проблемы прочных осмысленных знаний возможно при условии напряжения собственных усилий, достижение трудом успеха, радости умственного труда - этих трех ступенек на пути познания.
Учебную деятельность Сухомлинский рассматривал как необходимое условие формирования духовно богатой личности. Она (деятельность) должна быть активной и творческой, чем помогают специальная организация умственного труда на уроках и во внеклассное время, включения учащихся к творчеству, поисково-экспедиционной работы и т.д. Отстаивая необходимость на каждом уроке волевых усилий, эмоционального пробуждения разума ребенка, интеллектуального вдохновения учащихся в поисковой деятельности, Сухомлинский в то же время осуждает псевдоноваторські идеи относительно эффективности обучения, создание обстановки постоянного умственного напряжения на уроке: "Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда-что может быть нерозумнішим в таком тонком деле, как воспитание человека. Такая целеустремленность в работе учителя просто означает: выжать из детей все, что они могут дать. После таких "эффективных" уроков ребенок возвращаются домой уставшей. Она легко раздражается и возбуждается".
Оригинально рассматривал В. Сухомлинский проблемы организации учебно-воспитательного процесса с учащимися младшего школьного возраста. За год до систематического обучения в школе в Павлышской средней школе взяли на учет 6-летних детей. Это было нужно, чтобы узнать каждого ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления и умственного труда. Сухомлинский считал: прежде чем давать знания, надо научить детей думать, воспринимать, наблюдать. За это же время нужно хорошо изучить индивидуальные особенности здоровья будущего первоклассника. Эти задачи педагог успешно решал в "школе радости" - объединении дошкольников. Занятия под голубым небом, где совершались путешествия в природу, - источник мышления и речи, развитие мыслей, чувств, желаний, взглядов средствами сказки, рассказов, путешествия к истокам живого слова, в мир труда, создание уголке мечты, забота о живом и прекрасном, - эти и другие находки талантливого педагога обогатили арсенал воспитательных средств многих учителей и воспитателей дошкольных учреждений.
В начальной школе педагог добивался того, чтобы обучение было частью богатой духовной жизни, которое бы способствовало развитию ребенка, обогащало ее разум. Он категорически осудил обучения, сводится к тренировке памяти, зубрежки, механического заучивания и однообразия.
В 1 классе он вообще не признает "чистых" уроков чтения, письма, математики и т.д. В работе "Сердце отдаю детям" Василий Александрович делится своим опытом: "Как только дети начинали уставать, я переходил к другому виду работы". Мощным средством разнообразить труда было рисование. "Вот я вижу, что чтение начинает утомлять детей. Говорю: "Разверните, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читаем". Исчезают первые признаки усталости, в детских глазах радостные огоньки, однообразная деятельность изменилась творчеством". Это же касается и других уроков.
Обучение в "зеленых классах", составление книжек-картинок о природе, путешествия на природу, проведение уроков мышления, использования и решения задач из "живого задачника", комната сказки, остров чудес, уголок красоты, использование в духовной жизни песни, книги, проведение праздников Матери, роз, полевых цветов, работа в Саду Матери, написание детьми рассказов, сказок - эти и другие находки педагога способствуют умственному развитию детей, усвоению духовных ценностей своего народа.
Всю жизнь и деятельность начальных классов и младших школьников дома и в школе должна строиться, как считал В.О. Сухомлинский, с учетом народных традиций трудового, семейно-семейного, морально-этического и духовного воспитания, по его мнению, должна строиться на активном привлечении к производственной, обслуживающей, интеллектуального труда, радости в сочетании с отцовской и материнской любовью... Общеизвестные традиции Павлышской школы, руководимой В.А. Сухомлинским, трудового воспитания и других качеств будущего гражданина, что делает человека духовно богатой, гармонично развитой, которая своим поведением, практической деятельностью, мировоззренческой позицией полностью соответствовала бы законам и закономерностям национальной ментальности и стала бы носителем генетической памяти украинского народа.
Особое внимание обращал педагог-гуманист специфику работы с детьми с заниженной способностью к обучению. С такими детьми надо работать тонко, деликатно, с индивидуальным подходом. Эти дети не должны чувствовать своей неполноценности. Таких учеников В.О. Сухомлинский считает самыми хрупкими, нежными цветами в безгранично разнообразном цветнике человечества. Ведь не их вина в том, что они пришли в школу хилыми, слабыми, с недостаточно развитой способностью к умственному труду. Путем исследований физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей в Павлышской школе В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что у 85 % неуспевающих и отстающих главная причина отставания, незнание, неудовлетворительной работы на уроках и дома, другорічництва - плохое состояние здоровья. Следовательно, таким детям предлагается особый режим учебной работы, который подкрепляется мерами по укреплению организма. Сухомлинский дает советы учителям не увлекаться модными приемами так называемого эффективного, наилучшего, комплексного, ускоренного обучения и т.д., "в основе которых лежит взгляд на рядовую ребенка как на электронный механизм, способный без конца усваивать и усваивать. Ребенок - живое существо, его мозг - тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться бережно и осторожно". Дети с ослабленным здоровьем больше подвергаются дидактогенії - школьным неврозам. Постоянные резкие скачки на уроках - возбуждения и торможения, несправедливое отношение учителя или родителей учебной работы ученика ускоряют психические расстройства. Особенно негативно влияет на организм ребенка несправедливая оценка учителя: "Трудно представить что-то другое, что больше уродует душу ребенка, чем эмоциональная толстокожесть, рожденная несправедливостью. Испытывая равнодушное отношение к себе, ребенок теряет чувствительность к добру и злу. Она не может понять, что в людях, которые ее окружают, Добро и что Зло. В ее сердце поселяются подозрение, неверие в людей, а это - самое главное источник озлобленности". На основании многолетнего опыта В.А. Сухомлинский делает вывод, что оценка - самый острый инструмент. Он дает советы учителям по использованию оценки: оценка должна отражать радость успеха в учебе, она ставится только за положительные результаты, оценки знаний следует проводить не по одному, а по нескольким видам работы ученика и т.д.
Высокая гуманистическая позиция В.А. Сухомлинского проявилась и в его отношении к семье. Он считал, что гармоническое, всестороннее развитие возможно только при условии, когда школа и семья будут действовать единодушно и становятся единомышленниками в совместной работе. Во многих своих произведениях педагог показал, как развитие личности зависит от культуры отца и матери, как узнаются человеческие отношения и общественное окружение на примере родителей.
В связи с тем, что не все родители готовы выполнять свои родительские обязанности, педагог рекомендует создать "родительские школы". В практике такой школы, созданной при Павлышской средней школы на Кировоградщине, действовало семь групп, в которые входили родители по следующим признакам: родители-молодожены, родители детей дошкольников, родители учащихся I-II классов, III-IV классов, V-VIII классов, VIII-XI классов и родители, дети которых имели отклонения в умственном и физическом развитии. Занятия в "Родительской школе" проводились регулярно, дважды в месяц. К работе с родителями привлекались руководители школы, учителя, врачи, практиковались выступления родителей из опыта семейного воспитания.
И.О. Сухомлинский высоко ценил роль Отца и Матери, старших в семье, утверждая: "Человек в своем нравственном развитии становится такой, какая у нее мать, точнее, какая гармония любви и свободы в ее духовном мире"; "...отец рождает и выражает, продолжает, развивает себя в своем сыне и дочери, вливая свое духовное начало с духовным началом матери". Такая высокая оценка миссии матери и отца совпадает с народно-педагогическим представлениям о роли родителей.
Развивая культ женщины-Матери, учрежденный в отечественной педагогике Т.Г. Шевченко, В.А. Сухомлинский на практике разрабатывает систему работы по утверждению этого культа в духовной жизни детей.
Успехам в практической педагогической и творческой научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского способствовало глубокое знание народной педагогики. Выйдя из глубин народа, он осознал возможности народной педагогической мудрости в обучении и воспитании ученичества. Во многих своих произведениях педагог советовал учителям, родителям брать в пользование все ценное, созданное народной педагогикой и создавать условия правильного воспитания детей, которые веками действовали в украинских семьях. И.О. Сухомлинский широко использовал сказки, сказания, поговорки и пословицы, песни, народные традиции и обряды в повседневной учительской работе, в своих произведениях показывал их целесообразность в духовном росте учащейся молодежи. Так, в работе "Сердце отдаю детям" он придает сказке такую роль: "Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благородное и ничем не заменимое источник воспитания любви к родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа". Такая же высокая оценка в воспитании детей дается народной песне, традициям и т.д.
В богатом наследии В.А. Сухомлинского отдельно следует отметить педагогические сказки для детей, которые отдельными изданиями обнародованы уже после смерти их автора.
Педагогические сказки В.А. Сухомлинского - чудесный малышей, раскрыт глазами мудрого наставника, который не учит детей, не побуждает или поощряет их, а просто идет рядом ребятишек, иногда будто еще и где-то за младшими школьниками, радуясь вместе с ними каждому новому открытию.
Педагогические сказки В.А. Сухомлинского якобы косвенно, незаметно внешне, но активно и эффективно воспитывают у детей дошкольного и младшего школьного возраста лучшие человеческие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности во взаимоотношениях между юными личностями.
В центре внимания выдающегося педагога является деятельность учителя, его проблемы, многогранная деятельность, культура общения с детьми, педагогического мастерства, духовности, подготовки учителей в учебных заведениях и т.д. "Сто советов учителю" - труд, который должен стать постоянным советчиком учителя, как и другие его выдающиеся произведения, которые имеют познавательное значение для образовательных работников, педагогической общественности.
Рассматривая деятельность учителя, И.О. Сухомлинский считал, что источником его творческой индивидуальности является книга, личная библиотека, ее назначение состоит в том, чтобы вводить воспитанников в мир книги. Педагог называл библиотеку важнейшей составляющей своей педагогической системы. В библиотеке Сухомлинского был золотой фонд мировой культуры: художественные произведения величайших писателей всех народов, литература о людях и человечество; из искусства, из разных областей естественнонаучных знаний и математики, физики, химии, биологии, геологии, минералогии, астрономии, медицины. Отдельно в библиотеке были представлены книги о языках народов мира, пособия для самостоятельного изучения языков, словари, книги на иностранных языках и т.д.
И.О. Сухомлинский советует учителю иметь свою личную библиотеку, чтобы можно было повседневно пользоваться книгами, читать и перечитывать их, чтобы вводить в мир книг своих воспитанников. В статье "Моя педагогическая система" он пишет: "Я не представляю себе сколько-нибудь сильного влияния на своих воспитанников, если бы каждый из них постепенно не был введен в этот замечательный мир - мир книги".
В творческом наследии В.А. Сухомлинского рассматриваются проблемы содержания образования, мотивов познавательной деятельности, методики обучения детей, контроля и руководства учебно-воспитательным процессом, подготовки учителя и многие другие. Хоть они и не являются новыми в украинской педагогике, однако педагог видел в них новые проблемы и подходы к их решению, что является примером творческого подхода к теории и практики воспитания.