8 января 1879
Родился Степан Васильченко(Степан Васильевич Панасенко) в городе Ичне на Черниговщине в бедной крестьянской семье. С детства батрачил. Но большая семья жила дружно, здесь царил культ песни, читали книги.
1886
Вступает в Ичнянскую пятилетней школы. Становится лучшим учеником, приобретает право остаться при школе на два года стипендиатом для подготовки в учительскую семинарию. Занимается самообразованием.
1895
Вступает в Коростышевской учительской семинарии, где учится в течение трех лет. Продолжает заниматься самообразованием, проникается свободолюбивыми идеями, пишет первые литературные произведения.
1898
Идет учительствовать в с. Потоки на Каневщине. Проявляет педагогический талант и любовь к детям. Открывает вечерние классы для взрослых. Борется за обучение на родном языке. За это попадает в число „неблагонадежных"
1900
Пишет поэму о судьбе крестьян переселенцев „Разбита бандура". Ведет Дневник.
1902-1903
Переводят к Богуславской школы на Киевщине, но из-за несогласия с местным начальством не работает и года. Принимает участие в подпольном кружке, обнаруживает пропагандистские способности: интересуется фольклором, увлекается творчеством Шевченко и марко Вовчок, мировой классикой.
1904
Поступает в Глуховский учительский институт. Включается в политическую борьбу накануне первой русской революции, организует забастовку.
1905
Приветствует революцию. Проучившись в институте полтора года, оставляет учебу, потому что это заведение не удовлетворяет его, не способствует литературному труду. Работает в школе на Полтавщине, затем переезжает на Донбасс, „до живого и шумного шахтерской жизни" .
1906
Безосновательно был арестован с двумя другими учителями. Полтора года проводит в Бахмутской тюрьме.
1907
Пишет новеллы „Спасенник и „Пацанок" на основе тюремных впечатлений.
1908
Выходит на волю. Больной и тиф и истощенный писатель возвращается к старушке матери. Учительствовать было категорически запрещено, и он всецело отдается литературе, а на жизнь зарабатывает частными уроками.
1910
Работает журналистом в Киеве (в либерально-буржуазной газете „Совет"). Пишет рассказ „Роман", „Цыганка", „На чужбине"
1911
Вышел сборник „Наброски", куда вошли рассказы „Мужицкая арифметика", „Роман", „У господ".
1912
Новеллы „Дождь", „Дома"
1914
Мобилизация на фронт. Находится на передовых позициях, командует саперной ротой. Пишет пьесу „Не пойте, петухи, не вменшайте ночи", рассказы „Ядовитое цветок", „На золотом лоне", „Во святой гомон", „Русин", „Черные маки", „Окопний дневник", где показывает ужасы империалистической бойни. Эти произведения входят в сборник „Рассказы"
1917
Больного Васильченко отправляют в Святошинский санаторий, потом демобілізують.
1920(1922)*
Путешествует по хоровой капеллой „Думка", по Левобережной Украине, наблюдает за жизнью.
1921
Возвращается к педагогической деятельности, работает и Киеве заведующим детским домом.
1921-1928 (1922-1926)*
Учитель Украинского языка и литературы Киевской школы №61 имени И.франко. Руководит Драмгуртком, возглавляет школьную литературную студию. Одновременно занимается литературной деятельностью.
1923
Написана новелла „Мать"(позже дает произведению название „Чайка").
1924
Созданы повесть „Талант", рассказы „С самого начала", „Записки учителя".
1925-1928
Рассказ „Авиационный кружок", „Красный вечер", „Оловянный перстень", новеллу „Лесная новелла", „Литературно-критические записи".
1929
Вышла из печати повесть „в сорняках",.
1.03.1929
В киеве широко отмечено п'ятидисятиліття новеллиста. Но обостряется болезнь, писатель вынужден покинуть работу
11 серп.1932
Степан Васильченко умирает. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
*- по другим данным
Тематика творчества с. васильченко
Конечно, творческой зрелости предшествовали литературно-художественные влияния, которое претерпел молодой Васильченко. Речь идет не о примитивных ученические подражания и заимствования, а о органическое усвоение определенной эстетической системы, определенного художественного метода. Именно такой характер имел влияние на Васильченко народной песни, произведений Шевченко и Гоголя, то есть влияние фольклора, украинской и русской литературы - влияние, которому сам писатель придавал решающего значения.
В творчестве Васильченко отчетливо ощущается ее созвучность с народно поэтикой. Эта созвучность оказалась в языке и стиле, в принципах построения художественных образов. Все его творчество насквозь пронизано мотивами народных сказок, песен, народнопоетичною фантастикой.
Материалом Васильченкової творчества была современная ему действительность; народная песня «озвучивала» размышления его героев, создавала У читателя настроение, который отвечал идеи произведения.
Народнопоэтические традиции в творчестве Васильченко органично сочетались с традициями украинской и русской литературы. Не случайно именно те писатели, которые близко стояли к народнопоэтических источников (Кольцов, Гоголь, Нечуй-Левицкий, Короленко и особенно Шевченко) произвели на молодого литератора самое сильное впечатление.
Первостепенное значение в творческом росте Васильченко имел Т. Шевченко, который, по сути, определил его литературно-эстетический идеал и стал путеводной звездой на всем литературном пути писателя.
Творчество великана поэтической мысли, полна мотивов решительного социального протеста, была для С. Васильченко высоким образцом, когда он отстаивал идеи гражданского звучания и в своих литературно-критических высказываниях, и в художественной творческой практике. Органично войдя в сознание Васильченко, в мир его художественных образов, «Кобзарь» создал, так сказать, иммунитет против воздействия на него эстетических принципов различных упаднических течений.
Работая в школах, Васильченко собрал богатый материал о жизни сельской интеллигенции, в частности учителей. Его сердце обкипало кровью, когда он видел, как учитель скитается, но вместо протеста иногда ломает шапку перед начальством, сгибается в три погибели перед попом и жандармом, предотвращает ласки в богачей, приспосабливается к подлости. Таким вывел писатель героя рассказа «Вова»
Жанровые доминанты.
Основные жанры Васильченко - рассказы, юморески, повести, хотя есть у него и сказки, и очерки и публицистика.
"Засветилась над убогой крышей мужицкой божья искра"
(Степана Васильченко "Талант")
"Талант мужества и талант сострадания, без которых не бывает настоящим го писателя, в высшей степени был присущ этому человеку", - руководствовался страстным стремлением послужить родному народу, избрав его героем непревзойденных новелл. Сама жизнь подсказала ему темы и сюжеты, а простые труженики, которые жили рядом с ним, становились героями новелл, повестей и драматических произведений. В основе всех этих творческих доработок обычно лежит психологический конфликт. Но они отмечает ются яркой особенностью: напряженные события описаны оптимистично, без отчаяния и уныния, оставляя надежду на лучшее.
В таком контрасте действительности и человеческой надежды подано образ Татьяны из повести "Талант", что стала живым воплощением позиции писателя: возвышаясь над болью и грустью, утверждать радость жизни.
"Талант" знакомит нас с трагической судьбой молодой сельской певицы, которую довели до самоубийства чрезвычайно сложные обстоятельства жизни в условиях самодержавия, буржуазно-помещичьего строя. Писатель с глубоким уважением и симпатией рисует образ красивой, умной и одаренной от природы волшебным голосом девушки. Меня трогает ее чистота помыслов и серьезность в отношении к своему таланту. Само слово "талант" открыло ей столько радости, горячих надежд и гордых надежд: "Дано мне малісіньку искорку святую... Малісіньку-малісіньку... И она осветила мою жизнь біднеє, счастьем нагрела мое сердце... И пусть погаснет лучшая искра во мне праздника и пусть будет бесполезна моя жизнь и темнее темной ночи, когда отдам ее в поругании или в грязь втопчу!"
И жестокая до крестьянских детей действительность уничтожает высокие порывы. И вот - первый удар судьбы: старая помещица разогнала театр через грязные оговора, что камни летят в девушку. Талант Татьяны обесчещенный, мечта убита, душа растоптана. I тогда для отчаявшейся молодой певицы, что делилась со всеми самым большим своим сокровищем - песней, спротивився белый свет; она совершает самоубийство. Задумавшись над этим, я пришел к выводу, что в этой развязке заложен более глубокий смысл: не только жизнь Татьяны погубила жестокая действительность, но и ту чистую и величественную своей красотой песню, что всегда символизировала душу украинской нации. Неспроста всех "...опалило, как огнем", когда крестьяне поняли, что случилось: погиб не просто "чужая, видите ли, ребенок, да еще и сирота" - замолкла песня, что растопила людям сердца, воскресила их. Мы видим взрыв народного гнева во время похорон девушки: толпа рвалась ломать двери на поповім дворе. Крестьян объединило единственное большое чувство противостояния злу, пылкий осуждение несправедливости. I над этим народным единством прозвучали правдивые и страстные слова учителя Андрея Марковича о том, как среди темной ночи в этом заброшенном и забытом углу которой под скудной мужицкой крышей засветилась "божья искра". Эта сцена, полна оптимизма, раскрывает идею повести: несокрушимость неисчерпаемых духовных сил обездоленого народа, выступает заместителем прекрасного в борьбе с социальным злом.
Идея единства против зла и сегодня является актуальной для нашего общества, потому что, к сожалению, пороки современности в значительной степени влияют на общественные и духовные позиции украинцев. Это - моя точка зрения. И я считаю, что только объединившись в своих взглядах и стремлениях, мы сможем добиться для своего счастливого будущего Украины.
Значение творчества Степана Васильченко:
· Переводческая деятельность. Переводил произведения Короленко, Гоголя, Лескова распространяя их тем самым среди населения.
· Важными являются его драматические произведения , преимущественно одноактные пьесы, которые по тематике и многими художественными средствами органично близки его прозе. Равно катівка и сегодня имеет неизменный успех у зрителя.
· Работал в кино индустрии. На основе своих произведений он написал сценарии „Недоросль", „Оловянный перстень". Некоторые из его сценариев были созданы по сюжетам популярный украинских песен, например „Бондаривна".
· Большая заслуги за то, что не до конца, но создал биографическое полотно-роман-эпопею жизненного пути и творчества т.Шевченко.
· Лучшие произведения талантливого художника и педагога С. Васильченко, написанные на народных, реалистичных принципах, относящихся к настоящим достижениям украинской национальной культуры, прочно вошли в настоящем.
Личные впечатления со знакомства с творчеством с. васильченко
Среди классиков украинской литературы важное место занимает писатель-реалист Степан Васильченко. Он известный учитель, развитая личность и просто творческий человек. Его многогранность поражает. Он - плод трудового общества, который тесно связан с народом. Автор в своих произведениях поднимает насущные вопросы, украинского, крестьянской жизни. Освещать стремление и желание народа, борьбу за освобождена и независимость трудящегося человека, надежду на радостное, светлое будущее - Был его долг, как и других известных писателей. В его произведениях, на мой взгляд, смотрелась энергичность, сила , „двигатель" к достижению, и боль, досада за свою Родину.
Тесная связь с жизнью писатель обнаруживает своим ощущениям самого духа времени, пониманием изменений в человеческой психологии. Тема трудового единения города и села была, без сомнения, исторически перспективной. Своим произведением Васильченко утверждает морально оздоравливающее воздействие на детей физического труда, утверждает поэтическую красоту и моральную необходимость образа жизни, который ведут его юные герои в советской школе.
Хотя Степан Васильченко нам большое наследство - важные жизненные уроки, которые надо скорее понимать, много его произведений близки к народу, но лично мне его творчество не понравилась.
|
|