НИКОЛАЙ ЦЕРТЕЛЕВА (спр. нрізв. Церетели; 1790, г. Хорол, теперь Полтавской обл. - 20.09.1869, м. Моршанськ, теперь Тамбовской обл.) - один из пионеров украинской фольклористики новой эпохи, издатель и исследователь народного поэтического творчества.
Происходил из грузинского княжеского рода. Учился в Харьковском, затем в Московском университете, который окончил в 1814 г. Учительствовал на Полтавщине. В 1820 - 1823 гг. принадлежал к декабристского «Вольного общества любителей российской словесности», в 1823 г. - до цензурного комитета этого общества, где сотрудничал с А. Бестужевым и К. Рылеевым. С 1839 г. занимал должность помощника попечителя Харьковского учебного округа. В 50 - 60-е годы служил в Москве и в канцелярии Кавказского учебного округа.
Увлечение украинской песней вынес с детских и юношеских лет, а впоследствии, познакомившись с полтавским губернским деятелем и поклонником украинской старины Д. Тротцинським, укрепился в этом чувстве. Как писал он в 1825 г. А. Измайлову, «судьба давно уже оттолкнула меня от родины, - однако я помню все, не только виденные мною предметы, но сами звуки, поражавшие меня в детстве; помню много песен и поговорок: хранилище народных мыслей и чувств - первые впечатления неизгладимые».
Главная заслуга М. Цертелєва - издание 1819 г. в Петербурге сборника «Опыт собрания старинных малороссийских песней», которая фактически основала украинскую фольклористику.
В предисловии «Рассуждение о старинных малороссийских песнях» автор акцентирует на «поэтическом гении» украинского народа, на том, что его песни, хотя и не представляют собой «второй «Илиады», неопровержимо доказывают, что «не только греки и римляне умели видеть и чувствовать». Особое внимание привлекал издатель к «силе чувств и красоты изображений певцов Малороссии», а также к «чистой нравственности», которой «всегда отличались малороссы». Они ее «старательно сохраняют по настоящее время как единственное наследство от предков своих, что уцелел от жадности народов, которые их окружали». В То Же Время М. Цертелева замечал, что собранные им произведения - это уже «завмираючий отзвук гармонии, которую было слышно когда на берегах Днепровских», а речь украинцев, хотя и «не меньше других языков пригодна для поэзии», все же принадлежит больше прошлого, чем современности и будущем; отошел то время, когда «наречие малороссийское... было когда-то, так сказать, языке отдельной и господствовало в южных странах отчизны нашей».
Трудно сказать, эти пессимистические предостережения характеризовали глубинные убеждения автора, они учитывали в большей степени требования петербургско-столичного «этикета» в отношении украинского языка, что приобретал в те годы нормы веса. Неоспоримо то, что упомянутый определенный скепсис преемниками М. Цертелєва не был ни замечен, ни тем более подхвачен, наоборот - послужил заохоті. Его преемники - М. Максимович, И. Срезневский, М. Костомаров, в Галиции М. Шашкевич и др. Как замечал С. Ефремов, «начало, сделанный хоть бессознательной, но любящей рукой, не пропал бесполезно». Сборник М. Цертелєва - одно из выдающихся явлений в украинской фольклористике, что оказало большое влияние на развитие нашей литературы, способствовало усилению интереса к Украине и украинству.
Интересной является статья М. Цертелєва «О народных стихотворениях» (1827), написанная в форме письма к М. Максимовича.
С конца 20-х годов М. Цертелева отошел от фольклористично-научной деятельности. Однако он «первым в Украине сделал решительный шаг к реабилитации народной эстетики, признания ее в качестве критерия художественности литературы» (М. Яценко).
Лит.: Яценко М. Т. Фольклор и литература в эстетической концепции просветителей (М. А. Цертелева) 11 Славян, литературоведение и фольклористика. К., 1977; Федченко П. М. Литературная критика на Украине первой половины XIX в. К., 1982; Зеров М. Украинское писательство XIX ст. // Зеров Николай. Произведения: В 2 т. К. 1990. Т. 2.
А. Погребной